Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В дисциплине «Прокурорский надзор» традиционно принято выделять две части – Общую и Особенную. В Общей части содержатся знания, относящиеся к организации органов прокуратуры в целом и имеющие общее значение для различных существующих направлений их деятельности. Например, в этой части раскрываются общее понятие прокуратуры Российской Федерации, ее задачи, основные цели и задачи, правовые основы и принципы организации и деятельности, дается общее представление о существующих функциях (основных направлениях) и иных направлениях деятельности органов прокуратуры. В свою очередь, в Особенной части излагаются знания, относящиеся к отдельным характеристикам существующих направлений прокурорской деятельности, в первую очередь, функций (основных направлений деятельности) прокуратуры РФ и подфункций в рамках этих функций (например, отраслей прокурорского надзора). Относительно каждого из таких направлений деятельности это знания о непосредственно регулирующих его реализацию положениях законодательства, о его предмете, задачах, значении, об используемых при его осуществлении правовых средствах, методах, приемах, организации работы органов прокуратуры. Содержание Особенной части, по сравнению с Общей частью, не только более объемно, но и конкретизировано, приближено к практической деятельности органов прокуратуры, а, следовательно, имеет непосредственное значение и для других сфер практической деятельности юриста-профессионала. В предлагаемой в настоящем учебно-методическом комплексе программе курса основной объем содержания составляют вопросы именно Особенной части дисциплины «Прокурорский надзор». Для более подробного рассмотрения взяты те направления деятельности прокуроров, которые составляют основной объем их работы, а также в наибольшей степени требуют наличия у них междисциплинарных знаний, универсальное значение для других видов юридической деятельности.
С очевидностью можно утверждать о подобном универсальном значении знаний, относящихся к таким осуществляемым в рамках единой функции прокурорского надзора направлениям прокурорской деятельности, как надзор за исполнением законов (общий надзор) и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Так, работа прокуроров в рамках этих направлений прокурорского надзора чрезвычайно широка, многообразна и сложна, учитывая, что она осуществляется относительно широкого и многообразного круга поднадзорных субъектов, видов осуществляемой ими поднадзорной деятельности, регулирующих эту деятельность законов, надзор за исполнением которых обеспечивают прокуроры. Не менее универсальны и знания, относящиеся к такой функции органов прокуратуры, как участие прокурора в рассмотрении дел судами. Знания о процессуальных порядках различных видов судопроизводств и профессиональных навыках, необходимых прокурорам для решения стоящих перед ними задач при участии в осуществлении правосудия, весьма важны для будущих юристов, в связи с постоянно возрастающими значимостью деятельности судов по осуществлению правосудия в современном цивилизованном обществе и объемом работы по участию в этой деятельности, по сути, всех представителей юридической профессии. При этом основной объем работы прокуроров по участию в рассмотрении дел судами составляет деятельность по участию в двух видах судопроизводств – в уголовном и гражданском. Поэтому для более подробного рассмотрения из составляющих функцию участия прокурора в рассмотрении дел судами подфункций выбраны две – участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел и участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Весьма значимым и составляющим в настоящее время наибольший объем работы прокуроров в рамках осуществления функции прокурорского надзора является и такое его направление (отрасль), как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Кроме названных направлений деятельности органов прокуратуры, известное значение имеют и подлежат изучению студентами-юристами - надзор за деятельностью органов и должностных лиц уголовно-исполнительной системы как отрасль прокурорского надзора, а также участие прокурора в арбитражном судопроизводстве как подфункция в рамках функции участия прокурора в рассмотрении дел судами. Для изучения курса «Прокурорский надзор» необходимым представляется посещение студентами заочной формы обучения аудиторных занятий в форме лекций и семинарского (практического) занятия. Однако не менее важна и самостоятельная работа студентов, как при подготовке к семинарскому (практическому) занятию, так и при подготовке к зачету и написании контрольных работ. Лекции читаются в соответствии с предложенной программой курса по его наиболее значимым, сложным и спорным вопросам. Учитывая большой объем учебного материала, подлежащего изучению, большая часть вопросов предлагается студентам для самостоятельного освоения. Поэтому материал лекций должен использоваться студентами главным образом в качестве ориентирующего и стимулирующего самостоятельное познание ими предмета курса. Следует заметить, что перед студентами старших курсов вузов, обучающимися по направлению подготовки 030900 (62) Юриспруденция, стоят не только задачи получения правовых знаний, но и задачи освоения практических профессиональных навыков их будущей юридической деятельности. В решении последней задачи значимое место отводится дисциплине «Прокурорский надзор». Связано это с тем, что разнообразные профессиональные навыки, реализуемые при осуществлении деятельности органов прокуратуры их работниками, имеют универсальное значение и для других видов юридического труда.
На решение в первую очередь задачи освоения студентами навыков, необходимых для будущей юридической деятельности, направлено как семинарское (практическое) занятие, так и контрольная работа по данной дисциплине. При проведении семинарского (практического) занятия предусматриваются опросы и дискуссии по предложенным для обсуждения вопросам, но главное внимание уделяется решению задач по изучаемой теме. Задачи составлены главным образом на основе реальных ситуаций, имевших место в практике деятельности органов прокуратуры. Выполнение контрольной работы студентами заочной формы обучения также и включает в себя письменные решения задач. Успешное выполнение контрольной работы предполагает надлежащее решение студентом двух задач (по одной из каждого задания варианта). В процессе решения задач студентами отрабатываются необходимые для будущей профессиональной деятельности навыки анализа практических ситуаций и их правовой оценки, принятия на основе этого правозначимых решений в роли профессионального юриста (должностного лица органа прокуратуры – в данном случае) и, наконец, написания соответствующих юридических документов (актов прокурорского реагирования). При решении задач от студентов требуется, прежде всего, проанализировать предложенную в задаче фабулу, правильно выбрать юридическую норму, которая подлежит использованию для правовой оценки описанных фактов. Наименования необходимых для решения задач нормативно-правовых актов имеются в списке нормативно-правовых актов. Содержание этих нормативно-правовых актов доступно для ознакомления через базы данных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» и других. В задачах предусматривается также составление письменного проекта соответствующего прокурорского акта. При этом студенты должны соблюсти все предусмотренные для соответствующего акта реквизиты, логически последовательно, мотивированно, с применением правил юридической техники изложить описательно-мотивировочную часть своего проекта, а в его резолютивной части четко и полно изложить требования прокурора. При написании проектов прокурорских актов полезно использовать известные из практики образцы актов прокурорского реагирования, предлагаемые в настоящем учебно-методическом комплексе, а также в рекомендованных литературных источниках. Письменное решение задачи должно включать как развернутые ответы на поставленные в ней вопросы, так и проект соответствующего акта прокурорского реагирования.
Успешная работа студента на семинарском (практическом) занятии и написание контрольной работы требуют длительной и кропотливой самостоятельной подготовки. Без систематической и серьезной самостоятельной подготовки студента полноценное освоение им дисциплины «Прокурорский надзор» и успешная сдача итогового зачета представляются невозможными. Кроме общего списка, изложенного в конце настоящего учебно-методического комплекса, к теме семинарского (практического) занятия имеется отдельный список нормативно-правовых актов и рекомендуемой литературы. При составлении как общего, так и указанного отдельного списков приложены усилия для отражения в них максимально широкого перечня нормативно-правовых актов и литературных источников, что сделано не только в целях облегчения всем студентам, проходящим дисциплину «Прокурорский надзор», получения необходимых для участия в семинарском (практическом) занятии, выполнения контрольной работы и успешной сдачи зачета базовых знаний об организации и деятельности органов прокуратуры. Этими усилиями автор учебно-методического комплекса также стремился обеспечить возможность всестороннего и углубленного изучения дисциплины студентами, выбравшими её темы для написания курсовых и дипломных работ. Все приведенные в списках нормативно-правовые акты содержатся в базах данных справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» и других. Ввиду того, что данными системами обеспечивается постоянное обновление содержащихся в их базах правовых источников, в списках нормативно-правовых актов указываются лишь даты издания (принятия) нормативно-правовых актов, соответствующие первоначальным редакциям этих актов. С датами и содержанием последующих редакций (и изменений) этих актов необходимо знакомиться посредством использования возможностей названных справочно-правовых систем, в том числе, используя интернет-версии правовых баз данных, расположенные на официальных сайтах соответствующих компаний. Смотрите, например, consultant.ru - официальный сайт компании «Консультант Плюс».
При приведении в списках литературы статей из юридических журналов «Законность», «Российская юстиция», «Арбитражный и гражданский процесс», «Российский судья», «Адвокат», «Трудовое право» и др. не указываются номера страниц расположения этих статей в данных журналах, поскольку все они также содержатся в общедоступных электронных ресурсах справочно-правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант» и других. Для ознакомления с ними студенты могут пользоваться сетевыми версиями правовых баз данных этих справочно-правовых систем, находящихся в свободном доступе через компьютеры различных государственных органов, предприятий, учреждений, в том числе вузов. В частности, студенты, обучающиеся в Западно-Сибирском филиале (г. Томск) Российской академии правосудия, могут использовать такую сетевую версию, установленную в библиотеке филиала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|