Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Введение в общую психологию




Психология как наука и как практическая деятельность

Психология как наука и как практическая деятельность. Предмет и объект психологии, его становление. Сравнительный анализ и основные отличия обы-денной и научной психологии. Специфика психологического знания. Психо-логия в системе естественных и общественных научных дисциплин. Психоло-гия как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психи-ки и сознания человека.

Психология как сложная система научных дисциплин, связанных с раз-личными видами деятельности человека. Фундаментальные и прикладные от-расли психологии. Структура общей психологии, ее задачи.

 

Методы психологии

Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма. Системный принцип в психологии.

Особенности предмета и объекта исследования в психологии. Теорети-ческое и эмпирическое исследование, их взаимосвязь. Психологические зако-номерности и законы. Психологические данные и их специфика. Особенности интерпретации результатов исследования в психологии.

Классификация методов исследования в современной психологии. Обще-научные методы: организации исследования, обработки данных, методы интер-претации.

Собственно психологические методы: методы эмпирического сбора дан-ных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов дея-тельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррек-ционные и психотерапевтические. Новейшие тенденции в разработке методов психологических исследований.

 

История развития психологических знаний

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпи-рического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания.

Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитив-ная и трансперсональная психология.

Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубин-штейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы инди-видуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория уста-новки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.

 

Развитие психики и происхождение сознания

Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогене-тическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведе-ние и его виды.

Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Условия перехода к высшей форме отражения – сознанию. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Развитие сознания и личности человека.

Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отра-жения и высший уровень саморегуляции. Рефлексия и мотивационно-цен-ностный характер сознания. «Я-концепция». Сознание и самосознание.

Сознание и неосознаваемые психические процессы. Соотношение созна-тельных и бессознательных психических процессов в регуляции деятельности. Измененные состояния сознания.

 

 

Раздел 2. Основы общей психологии

Личность, ее структура и проявления

Проблема человека в психологии. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Человек как индивид. Индивид как био-социальная целостность. Генотип и фенотип индивида.

Понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность чело-века как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Психология личности. Общее представление о личности в психологии. Многозначность понятия личность в современной психологии. Личность как субъект активности. Человек как индивидуальность. Проявление индиви-дуальности.

Основные психологические теории личности. Зарубежные подходы к изу-чению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Основные направления теоретического изучения личности в отечественной психологии. Проблема личности в отечественной психологии (С.Л. Рубин-штейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.).

Личность, ее структура и проявления. Структура и типология личности. Системно-структурное представление о личности. Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития. Проблемы структуры личности в отечественной психологии (В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев и др.). Основные подходы к личности как объекту психоло-гического анализа.

Методы экспериментального исследования личности. Использование пе-дагогом психологических знаний о личности в профессиональной деятель-ности.

 

Направленность личности

Активность как одна из проблем современной психологии. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социаль-ность человеческих потребностей. Основные этапы формирования и развития потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу.

Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности.

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности.

Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...