Раздел 1. Введение в общую психологию
Психология как наука и как практическая деятельность Психология как наука и как практическая деятельность. Предмет и объект психологии, его становление. Сравнительный анализ и основные отличия обы-денной и научной психологии. Специфика психологического знания. Психо-логия в системе естественных и общественных научных дисциплин. Психоло-гия как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психи-ки и сознания человека. Психология как сложная система научных дисциплин, связанных с раз-личными видами деятельности человека. Фундаментальные и прикладные от-расли психологии. Структура общей психологии, ее задачи.
Методы психологии Методологические принципы психологии: развитие психики, единства сознания и деятельности, детерминизма. Системный принцип в психологии. Особенности предмета и объекта исследования в психологии. Теорети-ческое и эмпирическое исследование, их взаимосвязь. Психологические зако-номерности и законы. Психологические данные и их специфика. Особенности интерпретации результатов исследования в психологии. Классификация методов исследования в современной психологии. Обще-научные методы: организации исследования, обработки данных, методы интер-претации. Собственно психологические методы: методы эмпирического сбора дан-ных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов дея-тельности и др.). Метод тестов и границы его применения в педагогической практике. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях. Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррек-ционные и психотерапевтические. Новейшие тенденции в разработке методов психологических исследований.
История развития психологических знаний Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. История научной психологии. Развитие психологии в рамках философии. Концепция души в античной культуре. Представления о душе в эпоху Средневековья. Естественнонаучные идеи о психическом в XVII веке. Сознание как предмет психологии. Развитие эмпи-рического направления в психологии. Естественнонаучные и философские предпосылки возникновения научной психологии. Становление психологии как самостоятельной отрасли знания. Основные направления и научные школы зарубежной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитив-ная и трансперсональная психология. Основные направления и научные школы отечественной психологии. Становление отечественной психологии. Школы Л.С. Выготского, С.Л. Рубин-штейна. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Проблема человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Теория отношений В.Н. Мясищева. Проблемы инди-видуальных различий в работах Б.М. Теплова, В.Н. Небылицина. Теория уста-новки Д.Н. Узнадзе. Современное состояние и проблемы развития психологии в России.
Развитие психики и происхождение сознания Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Развитие мозга как органа психического отражения действительности. Психика как продукт и фактор эволюционного процесса. Общее понятие о филогене-тическом и онтогенетическом развитии. Развитие психики в филогенезе. Раздражимость. Чувствительность. Концепция Леонтьева – Фабри. Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, ее особенности. Инстинкты и инстинктивное поведение. Врожденные и приобретенные формы поведения. Характеристика перцептивной психики. Интеллектуальное поведе-ние и его виды.
Антропогенез. Качественные преобразования психической деятельности в антропогенезе. Условия перехода к высшей форме отражения – сознанию. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Развитие сознания и личности человека. Понятие о сознании. Сознание как высший уровень психического отра-жения и высший уровень саморегуляции. Рефлексия и мотивационно-цен-ностный характер сознания. «Я-концепция». Сознание и самосознание. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Соотношение созна-тельных и бессознательных психических процессов в регуляции деятельности. Измененные состояния сознания.
Раздел 2. Основы общей психологии Личность, ее структура и проявления Проблема человека в психологии. Человек как предмет исследования в различных областях научного знания. Человек как индивид. Индивид как био-социальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность чело-века как личности. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность». Психология личности. Общее представление о личности в психологии. Многозначность понятия личность в современной психологии. Личность как субъект активности. Человек как индивидуальность. Проявление индиви-дуальности. Основные психологические теории личности. Зарубежные подходы к изу-чению личности: социогенетический, биогенетический, психогенетический. Основные направления теоретического изучения личности в отечественной психологии. Проблема личности в отечественной психологии (С.Л. Рубин-штейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.). Личность, ее структура и проявления. Структура и типология личности. Системно-структурное представление о личности. Противоречия в структуре личности как движущие силы ее развития. Проблемы структуры личности в отечественной психологии (В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев и др.). Основные подходы к личности как объекту психоло-гического анализа. Методы экспериментального исследования личности. Использование пе-дагогом психологических знаний о личности в профессиональной деятель-ности.
Направленность личности Активность как одна из проблем современной психологии. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Социаль-ность человеческих потребностей. Основные этапы формирования и развития потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу. Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная сфера личности ее иерархическое строение. Виды мотивов. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления, развития и мотивации личности. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности. Роль профессиональных интересов в деятельности. Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|