Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и практика средств массовой информации




Учебное пособие


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение....................................................................................... 5

Печатные СМИ в структуре современной медиасистемы

Тема 1. Структура медиарынка современной печатной прессы.... 6

Тема 2. Разработка концепции и содержательно-тематической модели печатного периодического издания  10

Особенности редакционно-производственного процесса современного печатного издания

Тема 3. Технология современного полиграфического производства в СМИ         14

Тема 4. Возможности развития сетевых версий

печатных СМИ........................................................................ 24

Жанровое и тематическое разнообразие современных печатных изданий

Тема 5. Качественные аналитические издания в современной печатной журналистике:

форматы, жанры, тематические направления.................................. 31

Тема 6. Общественно-политические издания

в структуре современной прессы.............................................. 36

Радиовещание как форма эфирной массовой коммуникации в системе СМИ

Тема 7. Выразительные средства радиовещания............................... 40

Тема 8. Особенности контакта журналиста

с радиоаудиторией................................................................... 48

Тема 9. Организация работы современной радиостанции.......... 56

Особенности телевидения как канала массовой коммуникации. Редакционная политика телевизионного СМИ

Тема 10. Понятие и основные слагаемые концепции (миссии) телеканала          62

Тема 11. Понятие и основные составляющие

художественной концепции телеканала.......................................... 69

Тема 12. Понятие редакционной политики

телевизионного СМИ............................................................... 70

Базовые закономерности телевизионного эфира

Тема 13. Технические особенности телевизионных СМИ.......... 77

Тема 14. Сегментирование телевизионного эфира.................... 80

Принципы программирования телевизионного эфира

Тема 15. Особенности телевизионного телесмотрения............... 85

Тема 16. Основы программирования телевизионного эфира...... 88

Основные телевизионные жанры в эфире ТВ

Тема 17. Новостное вещание на телевидении........................... 93

Тема 18. Развлекательные форматы в телевизионных СМИ....... 97

Телевизионные СМИ в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций

Тема 19. Реклама телевизионного канала................................ 101

Тема 20. Реклама на телевидении............................................ 102

Тема 21. Телеканал как инструмент PR-воздействия

на аудиторию......................................................................... 107

Журналистика и Интернет                                                                         110

Тема 22. СМИ в Интернете                                                                   110

Тема 23. Особенности журналистики в интернете.                     115

Тема 24. Рунет и его основные характеристики                           120

Практические занятия                                                                                  132

Курсовое проектирование                                                                          140

Цели и задачи курсовой работы                                                         140

Список использованных источников                                                      142

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины.................... 143


ВВЕДЕНИЕ

Учебное издание адресовано студентам направления 42.04.02

«Журналистика», осваивающим курс «Медиаэкономика». Данные ма- териалы содержат тексты лекций, планы практических занятий, задания и методические рекомендации для самостоятельной подготовки к ним, а также включают список учебной и научной литературы, перечень сетевых изданий и Интернет-порталов по данной тематике.

Конспекты лекций составлены по основным темам курса, знакомят студентов с теоретическими и практическими изучения курса и снаб- жены вопросами для самоконтроля, ответы на которые помогут лучше разобраться в полученной информации и самостоятельно проверить уровень усвоения материала.

Практические занятия имеют необходимое методическое сопрово- ждение, способствующее организации правильной подготовки к ним, точному выполнению заданий, контроля и самоконтроля. Обращаем внимание студентов на то, что задания практических занятий разбиты на блоки, выполнение каждого из них должно происходить пошагово. Такой способ изучения учебного материала окажет содействие лучшему усвоению данного курса.

Каждая тема практического занятия сопровождается планом, спи- ском учебной и научной литературы, к которой могут обратиться сту- денты в процессе выполнения заданий, написания докладов, подготовки рефератов и сообщений.

Представленные материалы четко структурированы, сопровожда- ются конкретными методическими указаниями, направленными на оказание помощи студентам в усвоении курса и преподавателю в орга- низации самостоятельной работы обучающихся.


ПЕЧАТНЫЕ СМИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСИСТЕМЫ

Тема 1. Структура медиарынка современной печатной прессы Типология и основные форматы печатной прессы. Особенности ау- дитории новостной, аналитической и рекреационной периодики. Медиаметрия печатных СМИ. Рейтинг печатного издания, его формирование и стратегия развития. Методика социологических опросов о популярности печатного издания. Методы обработки дан- ных и формулирования закономерностей при анализе аудиторного фактора в функционировании печатного издания. Связь содержа- тельно-тематической модели печатного издания с потребностями аудитории и ее влияние на режим медиапотребления

Вся совокупность действующих средств массовой информации под- разделяется на типы. Типология помогает определить место печатных изданий в современной системе СМИ, особенности их деятельности, а также информационную политику газет и журналов.

В качестве основных типообразующих признаков СМИ выделяют следующие: характер аудитории, предметно-тематическая направлен- ность, целевое назначение, время выхода, периодичность.

По характеру аудитории выделяются следующие основные типы СМИ: международные; общероссийские; межрегиональные; терри- ториальные (областные, краевые, городские, районные); этнических общностей; профессиональных групп; возрастных групп; для женщин и мужчин; для верующих.

По предметно-тематической направленности: универсальные; спе- циализированные.

По целевому назначению: художественные; публицистические; раз- влекательные; научные; рекламные; информационные.

По времени выхода газет: утренняя, вечерняя.

По периодичности: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п. Данные, полученные в ходе научно-исследовательской работы,

выполненной петербургскими исследователями – «Разработка тео- рии и практики функционирования массмедиа российского мегапо- лиса: современная типологическая модель печатных СМИ» (под ред. М.А. Шишкиной и Б.Я. Мисонжникова), показали, что среди аудитор- но-специализированных изданий выявлены следующие:


Информационные (пресса факта)    
Универсальные (общественно- политические)    
Таблоидные (бульварные, раз- влекательные)    
Рекламно-информационные (по отраслям)    
Аналитические («пресса мнений»)    
Универсальные общественно- политические аналитические СМИ    
Специализированная пресса Отраслевые  
  Гендерные  
  Возрастные  
  Корпоративные  
  Этнологические  
  Просветительские  
  Конфессиональные  
  Деловые Общего профиля
    Политико- экономические
    Финансовые издания
    Биржевые новости
    Качественные газеты
  По интересам  
  Партийные  
Издания общего интереса    

 

В последние годы наблюдается тенденция к сокращению аудитории изданий различного тематического профиля из-за перенасыщенности рынка, перераспределении аудитории между другими изданиями, не- достаточного финансирования, нехватки кадров.

Аудитория, по мнению Шишкина Н. Э., – «субъект массового ин- формационного процесса, совокупность индивидов, которые воспри- нимают обращенную к ним информацию, способны вырабатывать в


своей среде «новое знание» и влиять на информационную политику СМИ».

Существует несколько характеристик аудитории СМИ.

1) Выделяют первичную и вторичную. Первичная аудитория полу- чает информацию непосредственно из СМИ и передает ее тем, кто с массмедиа не контактировал, т.е. вторичной аудитории.

2) Аудиторию можно разделить на реальную, расчетную и потен- циальную. Реальная аудитория – это все индивиды, потребляющие продукцию определенного СМИ, т.е. читающие конкретный журнал, смотрящие какой-то ТВ-канал и т. д. Потенциальная аудитория – это те индивиды, которые могут войти в реальную аудиторию после прове- дения редакций различных рекламных или PR-мероприятий. Расчетная аудитория – это та группа индивидов, которую СМИ видит в качестве своих потребителей.

Эффективная политика СМИ в отношении с аудиторией склады- вается из нескольких составляющих: четкого планирования расчетной аудитории, определения реальной аудитории и ее расширение за счет потенциальной. На разных этапах развития СМИ может использовать- ся различная политика по отношению к аудитории: удержание реальной аудитории, расширение аудитории за счет привлечения больших групп населения, создание элитарной аудитории и т. д.

Медиаметрия (по Фомичевой И.Д.) – область регулярных иссле- дований аудитории и содержания СМИ, отличающаяся максимально возможной точностью в установлении количественных и качественных характеристик.

В любом исследовании можно выделить три основных этапа: Программно-подготовительный – определение цели и задач, обо-

снование выборки и определение методов сбора информации, под- готовка полевых документов, кадров и их инструктаж;

Полевой – непосредственно сбор информации, ее контроль, про- верка реализации выборки, прием заполненных полевых документов; Аналитический – отбор полноценных полевых документов, обра- ботка данных, получение статистических показателей, анализ данных

и написание отчетов.

Рейтинг – процент людей или семей, которые взяли в руки номер издания, по отношению к числу всех опрошенных на исследователь- ском рынке (общенациональном, региональном, городском, районном, локальном). Также можно вычислить рейтинг в группах по полу, воз- расту, образованию.


Рейтинг издания =

 

Другой вид показателя величины аудитории – доля (share), вычис- ленная по отношению к величине иной совокупности: не всего насе- ления, а тех, кто использует каналы информации. В случае с прессой чаще говорят о «доле рынка». Например, эту газету читает 3% насе- ления, но среди всех читателей газет (их далеко не 100% населения) они могут составить 4-6%.

От издателей газет и журналов мало и весьма косвенно зависит формирование навыков чтения. Но они стараются сделать все для того, чтобы люди, склонные читать периодику вообще и при этом имею- щие определенные тематические интересы, прочли предлагаемое из- дание. Это маркетинговый подход. Однако такого рода показатели могут использоваться и для анализа с общегуманитарными целями: на что именно тратит общество свое время и т. д. Для прессы share – доля тех, кто читает данное издание, по отношению ко всем другим, кто вообще читает периодику на данный момент (исчисляется в %).

Локализация интересов массовой аудитории – вообще одна из устойчивых закономерностей в мировом масштабе.

Маркетинг СМИ, включающий в себя производство массовых ин- формационных продуктов, связанный с их содержанием.

Основные области применения медиаметрических данных в дея- тельности СМИ:

– обоснование рекламных расценок,

– программирование верстки, содержания материалов и передач,

– медиапроектирование – создание новых, коррекция содержания и распространения старых каналов,

– промоушен каналов: реклама, PR, анонсирование, дизайн, по- зиционирование, брендинг,

– принятие творческих решений по содержанию и оформлению,

– учет рейтинговой информации в определении судьбы передач, разделов, их авторов.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные типообразующие признаки СМИ.

2. Какие типы изданий относятся к прессе факта, а какие к прессе мнений?


3. Что такое аудитория СМИ?

4. Какие характеристики аудитории СМИ существуют?

5. Что такое медиаметрия?

6. Какие этапы выделяют при исследовании СМИ?

7. Как рассчитывается рейтинг издания?

 

 

Тема 2. Разработка концепции и содержательно-тематической модели печатного периодического издания

Методы анализа информационных запросов и потребностей ау- дитории. Сегментация и профилизация аудитории, определение тематического горизонта на их основе. Рубрикация издания, выбор формата и проектирование его информационной архитектуры. Подходы к визуальному облику и иллюстрированию. Визуальный брендовый комплекс и его связь с позицией редакции

Для разработки концепции и содержательно-тематической моде- ли печатного периодического издания проводится анализ информа- ционных запросов и потребностей аудитории. Каждый современный человек испытывает потребность в информации. Информационные интересы общества реализуются в различных системах социальной ин- формации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рас- считанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, на- правлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными ста- новятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность.

Исследуя информационные потребности аудитории, нужно изучать не только интересы, но и мотивы читателей. Информационные потреб- ности следует рассматривать как потребности в сообщениях опреде- ленного содержания и формы, которые нужны читателям для ориен- тации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности


с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невоз- можна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Чем выше степень удовлетворения информационных потребностей аудитории, тем по- пулярнее и востребованнее становится печатное издание.

В современном информационном обществе каждый читатель мо- жет принять участие в подготовке материалов СМИ. Это выражение читательской заинтересованности в отдельных вопросах и проблемах сегодня может быть реализовано с помощью самых различных спосо- бов: отзывов, писем в редакцию, обсуждений публикаций, участие в создании материалов, предоставление информации, взаимодействие с журналистами и т. д. Если редакция массмедиа уделяет читательскому мнению достаточно внимания, печатное издание станет еще более популярным, затрагивающим волнующие вопросы своей аудитории. Кроме того, СМИ являются наиболее доступным каналом выражения мнения самых широких масс по различным проблемам жизни обще- ства. Таким образом, массмедиа обеспечивают аудитории участие в социальном управлении, гарантируют осуществление социального контроля. Соответственно, определение тематического горизонта за- висит, в том числе, от характеристик читательской аудитории, которая сможет выражать свою точку зрения на страницах издания.

При формировании нового номера издания перед его сотрудника- ми встает сложная задача выбора материалов. С одной стороны, они должны создать номер, отражающий важнейшие темы дня, имеющие значение для всей аудитории газеты. С другой – необходимо обеспечить разнообразие содержания материалов, предназначенных для различ- ных частей читательской аудитории. Необходимо добиться жанрового разнообразия номера, разнообразия форм подачи его материалов, их проблематики. Обеспечить широкий состав авторов номера – штатных и нештатных журналистов, активных читателей.

На структуру номера, по мнению Гуревича С.М., оказывают влия- ние следующие факторы: модель издания, план номера, тип издания, формат номера, объем. Так, например, в крупноформатном издании можно увеличить количество проблемных материалов – статей, обо- зрений, очерков, требующих для публикации большей площади.

Обращение к различным формам подачи материалов в периоди- ческом издании предполагает системность их использования. Важно


определить постоянные разделы и рубрики, а также формы подачи материалов. Сетевой график, в котором указывают не только рубрики, время их выхода на полосы номеров издания и их место, но и формы подачи материалов, позволяет обеспечить оптимальную организацию печатного СМИ.

Факторы формирования газеты

1. Типологический формообразующий фактор. Влияние содержа- ния на форму. В зависимости от типов издания меняется оформле- ние газеты. Дизайн качественных изданий значительно отличается от бульварной прессы. Лицо издания – это содержательная, графическая индивидуальность каждой газеты. Несоответствие одного компонента другим, частые смены в структуре композиции, в выборе шрифтов, изменение форматов, логотипа – все это нарушает целостное представ- ление читателем конкретного издания, которое лишается своего лица.

2. Соревновательный или конкурентный фактор. Получил свое развитие с появлением частных изданий. Совершенство дизайна, но- вые приемы подачи материала, разработка новых стилей оформления в борьбе за читателя. При этом радикальное оформление газеты не должно отрицать принятые нормы.

3. Читательский фактор. При разработке дизайна газетной полосы необходимо учитывать вкус читательской аудитории, ее предпочтения и ожидания.

4. Эстетический фактор. Газета должна быть удобочитаемой и при- влекательной для целевой аудитории. Усиление или ослабление кон- трастов, использование симметрии или асимметрии, распределение на полосах дополнительных цветов.

5. Рекламный фактор. С появлением на полосах рекламы меняется структура всего издания. Происходит изменение построения полос, появляются яркие пятна. Объем журналистских материалов может сокращаться, либо газеты увеличивают общий объем за счет введе- ния дополнительных полос. Важно грамотно чередовать рекламные и журналистские материалы.

6. Международный и национально-традиционный фактор. Газеты везде похожи, в любой стране. Существуют общие принципы оформ- ления газет, определенные размеры, форматы газет. Существуют свои традиции в печати и собственные стили, такие как англо-американ- ский, российский и другие.


7. Личностный или субъективный фактор. Газета зависит от лич- ности работников редакции, конкретных дизайнеров, их вкусов и пред- почтений.

 

Контрольные вопросы

1. Какими методами можно определить информационные потреб- ности аудитории?

2. Как осуществляется выбор материалов для номера газеты?

3. Как формируется концепция периодического издания?

4. Какие существуют подходы к визуальному облику и иллюстри- рованию печатного СМИ?

5. Какие факторы оказывают влияние на структуру номера?

6. Что такое рубрика?

7. Какие факторы оказывают влияние на формирование газеты?


ОСОБЕННОСТИ РЕДАКЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ

Тема 3. Технология современного полиграфического производства в СМИ

Этапы подготовки номера периодического издания к выпуску: про- ектирование тематической структуры, распределение редакцион- ных заданий, сбор материала, pre-press-подготовка, верстка и под- готовка к печати. Функциональное расписание штата современной редакции печатного СМИ, особенности взаимодействия журна- листа с дизайнерами, ответственным секретарем, редакторами, операторами печати и корректорами. Влияние медиадизайна на восприятие публикации: принципы взаимодействия слова и изобра- жения на печатной полосе, современные подходы к типографике и иллюстрированию. Жанры журналистской визуализации – инфо- графика и визуальная реконструкция.

Процесс подготовки и выпуска номера печатного периодического издания делится на несколько этапов: подготовка информации, фор- мирование номера и его выпуск. В свою очередь подготовка журналист- ской информации, предназначенной для определенного номера газеты, подразумевает три последовательных операции: отбор информации, ее редактирование, техническую подготовку к публикации.

Отбор информации производится с использованием нескольких основных источников. Первый из них – оперативная информация, до- ставляемая корреспондентами редакции, а также информационными агентствами. Второй источник – запас готовых материалов, находящих- ся в отделах издания. Вся эта информация может быть плановой или внеплановой. К последней относится большая часть оперативной ин- формации.

Отбор информации для очередного номера производится на осно- вании определенных документов и критериев, таких как содержатель- но-тематическая модель издания, план номера и т. д. Не менее важны и критерии отбора информации – ее новизна, оперативность, обще- ственная значимость и актуальность. Для журналистов наибольший интерес представляет новая, эксклюзивная, значимая для аудитории


информация, которая оперативно, без задержек поступает к читателям. В ходе отбора информации учитывается и ее компоновка в номере. Избегают тематических, содержательных и формальных повторов, не- желательных смысловых и графических сочетаний, состыковок и пр.

Контролируется «география» информации, состав подготовивших ее авторов и другие факторы.

Отобранная информация должна быть подготовлена к публика- ции. Эта подготовка происходит, прежде всего, в процессе редактиро- вания текстов. Главные задачи редактирования: улучшение содержания текстов, а также совершенствование их формы. Проводится проверка содержания на соответствие реальной действительности. Уточняются факты, выверяются фамилии, даты, географические названия, спе- циальные термины и прочие сведения, устраняются ошибки и неточ- ности. Проверяется истинность важнейших положений и выводов. Совершенствуется форма информации: улучшается структура текста, его композиция, удаляются повторы, второстепенные подробности и т.п. Последний этап подготовки текста – техническое редактирование.

Оно производится в соответствии с нормами, предъявляемыми в ре- дакции к размерам и форме публикаций в издании, а также с учетом особенностей техники. Техническое редактирование означает опреде- ление и указание объема текста – количества наборных строк, шрифта и формата набора, а также полосы, для которой предназначается текст. Редактируют не только текст, но и оригиналы иллюстраций издания. Бильд-редактор, обязанности которого нередко сочетаются с руковод- ством отдела иллюстраций редакции, отвечает за их подбор, за роль иллюстраций в номере, соответствие главной теме, за качество каждого кадра. После завершения подготовки всей журналистской информации формируется номер периодического издания, который сдается в печать. Структура современной редакции зависит от многих факторов, на- пример, от периодичности издания, объема газеты, тематики, региона распространения и т. д. В зависимости от этих условий структура редак- ции может отличаться от редакции другого издания. Существуют раз- ные подходы к определению современного редакционного коллектива. Так, например, Гуревич С.М. выделяет три части в структуре редакции:

творческую, техническую и коммерческую.

Творческая часть, по мнению автора, состоит из звена управления и звена исполнения. Первое образуют редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции. Редакторат редакции – важнейшая структура


руководства и управления редакционным коллективом печатного пе- риодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).

Главный редактор осуществляет свои полномочия в соответствии с законом РФ о средствах массовой информации и уставом редакции. Он представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического из- дания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде. От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания, так как главный редактор опре- деляет информационную политику газеты.

Заместитель главного редактора – первый его помощник по всем направлениям руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся автори- тетом у работников редакции. В редакции небольшой газеты у главного редактора обычно один заместитель. Но в большом коллективе крупного периодического издания их может быть несколько.

Редакционная коллегия. Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов, имеющих большое значение для орга- низации деятельности редакции. В ее состав входит главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответствен- ный секретарь и заведующие отделов редакции. Редколлегию создают в соответствии с уставом редакции газеты, если журналисты считают, что ее деятельность будет полезна для оптимизации руководства всем коллективом. Но есть достаточно примеров, когда редакции успешно обходятся без этого органа.

Секретариат редакции – это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции. В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его де- ятельности, координация всех его творческих подразделений, подго- товка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции. Кроме того, он осуществляет оперативный повседневный контроль за деятельностью всех творческих отделов и ее результатами. Во главе секретариата стоит ответственный секретарь. Он первым опре- деляет судьбу материала, представленного ему журналистами, включает


его в состав очередного номера или возвращает на доработку. Нередко ответственный секретарь непосредственно выполняет и обязанности бильд-редактора, отвечающего за редактирование всех иллюстраций газеты и высокий эстетический уровень ее дизайна. В секретариате крупной ежедневной газеты, состоящем из ответственного секретаря, его заместителей и других сотрудников, устанавливается достаточно четкое разделение труда. Обычно ответственный секретарь руководит секретариатом, отвечает за планирование работы редакции и выпуск газеты. Основная обязанность его заместителей – подготовка очеред- ных номеров газеты: их планирование, редактирование материалов, макетирование полос, поочередное дежурство на выпуске.

К техническим службам редакции можно отнести технический секретариат редакции, отделы информатики и досье, редакционную библиотеку и архив редакции, корректорскую, компьютерный центр, группу или отдел проверки, дежурную службу выпуска, службу охра- ны, хозяйственный отдел и другие. В каждой из этих структур работа- ют специалисты, владеющие специфическими знаниями и умениями. Технические сотрудники редакции составляют значительную часть ре- дакционного коллектива.

Не меньшее значение для работы редакции имеют коммерческие службы. Цель их деятельности – обеспечение экономической, пре- жде всего, финансовой базы редакции и периодического издания. Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. У каждой из них свои задачи и обязанности. Бухгалтерия отвечает за финансовую деятельность редак- ции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга – исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламы обе- спечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения – обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания.

Другие исследователи в качестве основных службы СМИ выде- ляют: редакцию (редакторы, журналисты, творческие и технические работники), рекламную службу, службу распространения, службу мар- кетинга, финансовую службу, юридическую службу, администрацию. С одной стороны, функциональная структура для всех СМИ достаточно стандартна, но при этом на каждом отдельном предприятии будет свое


специфичное внутреннее устройство, свое штатное расписание, свои должностные обязанности.

Дизайн газеты – своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение со- бытия, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности.

Классическое определение оформления газеты изложено в учебнике В. В. Попова и С. М. Гуревича «Под техническим, точнее – художе- ственно-техническим оформлением газеты мы понимаем систему раз- мещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – чер- ного – и дополнительных цветов». С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление: неслучайно его считают тонким инструментом комментария.

Дизайн (англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это худо- жественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки и др. являются средствами, отдельными элементами для про- ектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн предполагает качественный, эффективный результат, полученный в про- цессе оформления, формообразования печатных полос и всего номера конкретного периодического издания.

Функции оформления печатных СМИ:

• утилитарная;

• идеологическая;

• эстетическая;

• рекреативная.

Основные задачи оформления:

• способствовать наиболее полному выявлению содержания напе- чатанных материалов;

• облегчить их восприятие;


• руководить вниманием читателя (помочь быстро разобраться в со- держании номера, найти самую важную и актуальную информацию на страницах печатного издания).

Для газетного дизайна характерно моделирование предмета, ху- дожественно-графическое проектирование, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цвето- графических и других решений. Главное в дизайне – порядок, система. В разумности дизайна и проявляется его особенная красота. Таким об- разом, подлинный дизайнер призван объединить эстетичность и функ- циональность.

Содержание и форма печатных изданий находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Читатели покупают периодику из-за новостей и коммента- риев. Содержание – первично, и это аксиома. Его особенности должны проявляться в верстке. Солидное, качественное издание выбирает более спокойную «палитру», даже если печатается в цвете, так как не следует отвлекать человека от вдумчивого чтения.

«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбираю- щее в себя представление о направлении (характере, политике) газеты или журнала, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна конкретного издания. «Лицо» издания состоит из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкрет- ную газету (журнал). Оно может совершенствоваться и улучшаться, но его основы при сохранении характера издания следует сохранять неиз- менными, отмечает В. В. Тулупов.

Композиция в газетно-журнальном дизайне означает построение номера и каждой из его страниц. Под типом композиции понимают характерные для данного издания роль и значение каждой из полос, а также постоянство размещения в номере основных разделов и ру- брик. Устойчивая композиция номера – один из основных компонентов долговременной модели.

Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики. Графика – это внешнее оформление газеты или журнала, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, фон белого листа. Следует различать материальные средства оформ-


ления (бумага, краска, шрифт и т. д.) и структурные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции дости- гается через единую композицию.

Верстка – это технический процесс монтажа печатной формы, кото- рый раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки – размещение кон- кретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой. Выделяя такие основания, как конфигурация материалов, направление их разверстки, степень симметрии их размещения на поло- се, можно придерживаться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или смешанной, симметричной или асимметричной.

Устойчивость и логичность композиции издания, стабильность ис- пользования унифицированных и выразительных графических средств – это главные требования прогрессивного оформления, основанного на композиционно-графическом моделировании. Композиционно- графическая модель включает в себя главную тематику, ее структуру, формы организации и подачи материалов, способы графического вы- ражения всех содержательных компонентов издания.

Композиционно-графическая модель может включать:

• «формулу» издания, сжато определяющую (например, в девизе) главные задачи и общественную роль данного издания;

• «типологическую концепцию» (особенности читательской аудитории газеты/журнала, содержание и тематические направления, жанры и формы подачи, стиль, объем, периодичность и тираж);

• «графическую концепцию», определяющую харак

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...