Редакционная политика телевизионного СМИ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Тема 10. Понятие и основные слагаемые концепции (миссии) телеканала Факторы, определяющие телевизионную концепцию. Общественная, социальная, идеологическая аудиторная аспекты концепции. Символика, слоганы, девизы и другие маркеры миссии телеканала. Особенности позиционирования и конкурентные характеристи- ки телевизионных СМИ. Организационные основы деятельности телевизионных СМИ. Понятия телевизионного СМИ и телеком- пании. Учредители, собственники телевизионного СМИ и их взаи- моотношения в рамках Закона о СМИ. Требования к учредителям, предъявляемые законодательством РФ. Понятие о медиаактвах и медиахолдингах. Лицензирование и получения свидетельства о регистрации для телевизионных СМИ В современных условиях наблюдается значительный рост числа теле- каналов. Одновременно с этим увеличивается их жанрово-тематическое разнообразие. Каждый телеканал пытается занять свою собственную, уникальную нишу, определяемую по нескольким параметрам – терри- тория распространения, пол, возраст, психографические факторы и т. д.. Важными составляющими успеха так называемых универсальных или общественно-политических телеканалов выступают программная поли- тика, доля информационного вещания и способы подачи информации. Практически у каждого телеканала с такой концепцией есть собственная информационная служба, от эффективности работы которой во многом зависит успех всего телеканала. В зависимости от формата тематического вещания, жанрового на- полнения эфира и доли информационного вещания, можно выделить следующие основные типы эфирных телеканалов: • универсальный (общего характера) («Первый канал», «Россия 1»,
«НТВ»); • информационный («Россия 24»); • художественный («Культура»); • музыкальный («МУЗ-ТВ», «MTV»); • развлекательный («ТНТ», «СТС»); • спортивный телеканалы («Матч-ТВ», «Евроспорт»); • детско-юношеский («Детский», «Карусель»). Важнейшей характеристикой телеканала является его концепция, которая представляет собой программную направленность канала, за- явленную или скрытую миссию телеканала, его общественную (со- циальную, идеологическую) значимость («Культура», «Общественное российское телевидение»), реализуемую в содержании вещания. Большинство телеканалов четко и ясно формулируют свою концеп- цию, которая может отражаться в названии, слоганах, девизах, символике. Концепция может отражать не только содержательную направлен- ность вещания, но и особенности позиционирования телеканала, ре- гиональные особенности и маркетинговые приемы (например, статус – «Первый», спутниковый характер распространения – «Viasat Explore», принадлежность к бренду – «Discovery»). Так же концепция может обозначать (прямо или косвенно) целевую аудиторию телеканала или ее определенные характеристики (принад- лежность к региону, молодежный, «для девочек» и т. д.). Кроме того, следует отметить, что телеканал может умышленно не заявлять четкую концепцию. Это может быть обусловлено многими обстоятельствами, например, желанием заранее не сужать свою зрительскую аудиторию, сохранить возможность корректировки направленности вещания в зависимости от ситуации на рынке телевизионного контента и в кон- курентной среде. В практике российских телеканалов можно привести примеры, когда спортивные и музыкальные каналы вынужденно от- казывались от «профильного» медиаконтента в условиях высокой сто- имости телетрансляций и изменения вкусовых предпочтений публики. Перечислим основные факторы общего характера, влияющие на кон- цепцию телеканала. Прежде всего, концепция определяется учредителями (или собственниками) телекомпании на стадии выработки идеи ее созда- ния и продвижения. Второй важнейший фактор – текущая ситуация на телевизионном рынке, которая может диктовать выбор стратегического или среднесрочного направления творческого развития телекомпании ис- ходя из конкурентной обстановки в выбранном телевизионном сегменте. Третьим фактором может выступать государство в лице ведомств, регули- рующих выдачу лицензий на вещание, отдавая приоритет телеканалам с той концепцией, которая в данный момент имеет социальную значимость.
Концепция тематического вещания лежит в основе внутреннего имиджа телеканала. Ее определяют на этапе формирования телеканала, основываясь на мониторинге медиарынка. На основе выбранного фор- мата и определения целевой аудитории формируется соответствующий внешний имидж (фирменный стиль, логотип, дизайн и др.). Важное место в структуре эфира телеканала занимают информационные пере- дачи, представляющие собой лицо телеканала. Основу имиджа состав- ляет информационная политика, в соответствии с которой выбираются методы подачи новостей; выбираются события, выходящие в эфир. Пример. Телеканал «Россия 1» ведет свою историю с мая 1991 года. Телеканал «Россия 1» – один из двух национальных телеканалов, ве- щание которых покрывает практически всю территорию России. Жанровую структуру вещания телеканала «Россия 1» составляют ин- формационные программы, многосерийные телефильмы и сериалы, телепублицистика, ток-шоу, телевикторины, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные филь- мы, трансляции спортивных и общественно-политических событий, зрелищных мероприятий. Радио и телевидение имеют общие черты, которые отличают их от газет и журналов. Во-первых, это – оперативность, возможность инфор- мировать людей с места события. Во-вторых, радио- и телетрансляции передают с документальной точностью эмоции участников происходя- щего, создают эффект присутствия, что придает им максимальную убеди- тельность. В-третьих, они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин «оторваны» от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы. Основная часть сходства радио и телевидения заключается в доставке сигнала электронными средствами одновременно в миллионы точек и в общности аудитории. Медийный текст, «продукт» СМИ, есть результат актуализации ин-
тересов: 1. Учредителя, собственника; 2. Средства массовой информации как предприятия, занимающе- гося бизнесом; 3. Рекламодателя, спонсора; 4. Государственных структур, политических организаций, обще- ственных объединений; 5. Редакционного менеджмента; 6. Профессиональной корпорации; 7. Аудитории; 8. Журналиста. Все из этого списка могут предъявлять к работе журналиста или свои прямые, или опосредованные требования. Манипулятивное влияние на средства массовой информации представляет собой сложное явле- ние, обусловленное политическими, экономическими, социальными и культурными параметрами современной российской действительности. Организационная структура телеканала может быть формально раз- делена на две главные части – телеканал как средство массовой инфор- мации, и телеканал как предприятие определенной юридической формы собственности, осуществляющее экономическую деятельность. Структура и особенности функционирования телевизионного СМИ определяются положениями Закона РФ «О средствах массовой информа- ции» («Закона о СМИ») от 27.12.1991 № 2124-1 (последняя действующая редакция от 03.07.2016 года). Определимся, какие требования закона необходимо выполнить, чтобы формально считаться телевизионным СМИ. Согласно Закону о СМИ под средством массовой информации пони- мается телеканал или телепрограмма, иная форма периодического рас- пространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), при этом под телепрограммой понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. Каждое СМИ, в свою очередь, по Закону о СМИ, включает в себя две важнейшие структурные единицы: редакцию и главного редактора, а также имеет учредителя, статус которого определен Законом о СМИ. Под редакцией средства массовой информации понимается ор- ганизация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации; под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства
массовой информации. Под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача аудио- или видеоза- писи программы, вещание телеканала (телевизионное вещание), веща- ние телепрограммы в составе соответственно телеканала иные способы распространения. Под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной перио- дичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Отметим, что формально Закон о СМИ разделяет употребляемые часто как синони- мы понятия «телепрограмма» и «телепередача», «телеканал» (как СМИ) и «телеканал» (или телекомпания – медиапредприятие, занимающееся экономикой). Поэтому при использовании этих терминов необходимо быть внимательным и учитывать соответствующий контекст. Вещателем по Закону о СМИ является российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала и его распростране- ние в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с ре- дакцией средства массовой информации (главным редактором). При этом редакционной деятельностью телеканала руководит главный редактор, обеспечивая независимость журналистской работы, и учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных Законом о СМИ, уставом редак- ции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяй- ствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой инфор- мации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государствен- ной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, из-
дателя, распространителя, собственника имущества редакции. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редак- тор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, рас- пространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъ- являемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, по- рядок, условия и юридические последствия изменения состава соуч- редителей, процедура разрешения споров между ними. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые от- ношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению над- лежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе. Важнейшими юридическими процедурами, предусмотренными Законом о СМИ для телеканала, являются получение свидетельства о регистрации СМИ и лицензии на вещание (что, естественно, является важным, прежде всего, для телеканалов, осуществляющих эфирное телевещание). Процедура получения свидетельства о регистрации в нашей стране не является разрешительной, свидетельство выдается автоматически соответствующим органом при выполнении всех тре- бований Закона о СМИ. Телевизионное вещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнитель- ной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (лицензирующим органом). Получение лицензии на вещание не тре- буется в случае, если распространение телеканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала. Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распро- странение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универ- сальная лицензия). Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиокана- ла, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять рас- пространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала. Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного веща- ния, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона). Сведения об используемых радиочастотах, о позиции телеканала в мультиплексе (распространение нескольких телеканалов и радиокана- лов с использованием одной радиочастоты), параметрах спутникового вещания вносятся лицензирующим органом в лицензию вещателя, а в случаях проведения торгов (конкурса, аукциона) в лицензию веща- теля – победителя торгов. Одновременно с указанными сведениями в лицензию вещателя – победителя торгов также вносится заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона) программная концепция вещания. Юридические формы собственности для телекомпании как медиа- предприятия и, соответственно, структуры управления и особенности экономического функционирования ничем не отличаются от соот- ветствующих параметров предприятий в других сегментах экономики. Особенностью организации медиаэкономики, обусловленной зако- номерностями эволюционирования медиапредприятий в рыночной конкурентной среде, является характерная для медиаотрасли тенденция объединения различных СМИ и профильных медиапредприятий в ме- диахолдинги с единым составом собственников.
Контрольные вопросы 1. Что такое концепция телеканала? 2. Какие факторы определяют концепцию телеканала? 3. В чем заключаются особенности организационной структуры телекомпании? 4. Дайте определение понятиям «телепрограмма», «телеканал». 5. Какова процедура лицензирования и получения свидетельства о регистрации для телевизионных СМИ? 6. Как регламентируются отношения между телеканалом как СМИ и телеканалом как медиапредприятием? Тема 11. Понятие и основные составляющие художественной концепции телеканала Цветовое, стилистическое, звуковое, графическое оформление телевизионного СМИ. Критерии выбора и организация сегмента- ции вещания анонсами, заставками, блоками. Семантическая со- ставляющая художественной концепции. Понятие «лица канала». Основные приемы использования медиаперсон, ведущих, участников и зрителей. Имидж, узнаваемость, стиль, лексика, манера общения, репутация, квалификация в работе по формированию художествен- ной концепции телевизионного СМИ Художественная концепция телеканала – набор телевизионных и ху- дожественных приемов, технологий для реализации концепции теле- канала. В нее входят: 1. Стилистика канала. Цветовое оформление (наличие корпоратив- ных цветов, единого стиля). Может быть осмысленным, отражающим определенную цветовую символику, например, цвета российского три- колора в цветовом оформлении телеканалов «Россия 1» и «Россия 24», или без вкладывания определенного смысла, например, традиционное зеленое оформление НТВ. Обычно телеканалы стремятся, чтобы со- четание цветов соответствовало целевой аудитории, ее представлениям и запросам. 2. Оформление шрифтов, заставок, анимаций и логотипа (напри- мер, красиво обработанные названия программ). 3аставки телепро- грамм, названия или слоганы блоков телевещания, сезонов, названий, программ соответствующие особенностям концепции канала и его ауди- тории. Символика, которая подчеркивает позиционирование телеканала и помогает сблизиться со своей аудиторией. Например, молодежные телеканалы активно используют в названиях форматов молодежный сленг: «В стиле», «Борщ-шоу», «Диета без бюджета» (Телеканал «Ю»), телеканалы православной и патриотической направленности – свою стилистику названий: «С божьей помощью», «Служу России» («Спас ТВ», «Звезда»). 3. Звук, закадровый голос, отбивки (например, центральные теле- каналы используют известные, узнаваемые голоса). Динамика и ритм вещания: серьезные или несерьезные гости или ведущие, темп речи (быстро/медленно). 4. Лица канала: личности ведущих, стилистика и особенности лич- ности (внешность, репутация ведущих, одежда, манера вести себя в кадре и т. д.); зрители телеканала, участвующие в программе и все, кого телеканал показывает (гость телеканала должен быть похож на аудито- рию, понятен ей). Следует обратить внимание, что одни и те же персонажи, появля- ясь в качестве телеведущих или гостей в эфире каналов с различными концепциями, могут демонстрировать совершенно разную стилистику и манеру поведения (вспомним преображение некоторых участников программы «Comedy Club» («ТНТ») в качестве ведущих в эфире про- граммы «Прожекторпэрисхилтон» на «Первом канале»). 5. Техническое оснащение телеэфира: использование технологий (классических или новаторских). Демонстрация наличия технических возможностей (ведение прямого эфира, «эфирные мосты», репортажи с места событий и труднодоступных мест, подготовка специальных про- грамм, связанных с масштабными событиями и мероприятиями (транс- ляция праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, «Петербург – 5 канал» и т. д.). Наличие студий, особенности их оформления или полное их отсутствие. Для примера специфики студий вспомним стилистику студий в программах «Comedy Club» или «Дом-2» («ТНТ»).
Контрольные вопросы 1. Какие факторы влияют на художественную концепцию теле- канала? 2. В чем проявляется художественная концепция телеканала? 3. Понятие «лица канала». 4. Какие существуют приемы использования медиаперсон, ведущих, участников и зрителей на ТВ? 5. Назовите основные составляющие имиджа телеканала.
Тема 12. Понятие редакционной политики телевизионного СМИ Главный редактор и редакция телевизионного СМИ. Общая струк- тура редакции и зоны редакционной ответственности. Механизмы влияния на телеканал со стороны учредителей, собственников, целевых аудиторий, социальных групп, конкурентной среды, го- сударственных и общественных структур. Формы реализации ре- дакционной политики и их особенности для информационных, раз- влекательных и тематических телеканалов. Основные аудитории телевизионных СМИ. Понятие внешних и внутренних аудиторий. Настоящая и будущая аудитории. Особенности воздействия теле- визионных СМИ на аудитории. Понятие телесмотрения. Аудитория рекламодателей и рекламопотребителей. Количественные и каче- ственные характеристики аудитории. Основные телевизионные медиапоказатели и способы их измерения. Понятие рейтинг, доля, индекс аффинити Главный редактор выполняет ряд ключевых задач, стоящих перед редакцией телевизионного СМИ. Он разрабатывает концепцию телека- нала, его тематическую направленность. В его должностные обязанно- сти входит организация работы по созданию телевизионных программ, разработка календарно-тематических и производственных планов в соответствии с утвержденной сеткой вещания, координация всех про- ектов телеканала. Главный редактор осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, профессиональными союзами, ассоциациями и другими организациями. Кроме этого, он осуществляет контроль качества всех подготовленных материалов и программ, утверждает их выход в эфир, координирует работу журналистов и редакторов. Рассматривая способы влияния на СМИ, вспомним, что в соот- ветствии с Законом о СМИ, редакционной деятельностью телекана- ла руководит только главный редактор, обеспечивая независимость журналистской работы, и учредитель не вправе вмешиваться в дея- тельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных Законом о СМИ, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Тем не менее, су- ществуют механизмы опосредованного воздействия, не связанного с формальными юридическими процедурами, – как на редакцию и руководство редакции телевизионного средства массовой информации, так и на телеканал как медиапредприятие. Способы такого воздействия на СМИ могут быть различными, так как практически каждая целевая группа, взаимодействующая с теле- каналом, может оказать на него определенное влияние. Рассмотрим некоторые аспекты основных способов влияния на массмедиа в этом контексте. 1. Через собственника Статус собственника предполагает достаточно широкий круг полно- мочий: он может распорядиться СМИ, совершив любую гражданско- правовую сделку, и в любое время прекратить его существование без каких-либо объяснений. В таких условиях работники СМИ попадают в полную зависимость от собственника. Учредитель или собственник не может указывать главному редактору какие материалы давать в эфир или снимать с эфира, но он может в рамках полномочий, прописанных в договоре учредителя с редакцией уволить главного редактора и на- значить нового. 2. Через аудиторию, социальные группы Общественные объединения собираются и обмениваются передо- вым опытом взаимодействия со СМИ. В качестве коммуникационных и манипулятивных приемов и рекомендаций называются следующие: заводить личные знакомства с журналистами, «выращивать» и «вос- питывать» «своих» журналистов, заключать жесткие устные договоры с прессой, изучать их «правила игры». 3. Идеологическое влияние Чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, СМИ, в част- ности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в со- временном мире. СМИ способны реально осуществлять определенную ориентацию массовой аудитории. При этом основным механизмом реализации идеологически ориентирующейся деятельности массмедиа является процесс формирования общественного мнения, который в широком смысле слова тождественен идеологическому процессу, и от которого журналистика зависит сильнее, чем политика. 4. Экономическое влияние Принятие новой парадигмы для российских медиа «СМИ – это бизнес» приводит к ряду следствий. Выстраиваются по-иному отноше- ния с властью, мирное сосуществование с властью – залог успешного бизнеса. Существенно повышаются требования к труду журналиста. Он становится значительно более интенсивным, производительным. При этом появляется и «бизнес-цензура», заставляющая журналиста учитывать интересы газеты, канала, станции как предприятия со всеми вытекающими из этого последствиями для контента. Аудитория СМИ превращается в товар, который продается политикам, рекламодателям, акционерам. Журналист уже готовит не заметку, репортаж, статью или сюжет, а продукт, который должен быть продан, точнее – куплен ауди- торией. Получил широкое распространение так называемый «заказ» как медийная форма репрезентации интересов субъекта политической или экономической деятельности. Целевые аудитории, с которыми контактирует телеканал как органи- зация, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. К внутренним аудиториям относятся: • высшее руководство, топ-менеджмент, • штатные журналисты и сотрудники редакции, • технические работники и обслуживающий персонал, • руководители среднего звена, менеджеры, • внештатные сотрудники, • члены семей сотрудников, • «ветераны», журналисты, работавшие в редакции ранее и оставши- еся носителями и проводниками «корпоративной идентичности», • учредители, собственники, акционеры. К внешним аудиториям относятся: • зрители, • рекламодатели, • рекламопотребители, • СМИ-конкуренты и СМИ-партнеры, • «общественность» – жители города (района, региона и т. д.) и другие группы общественности, общественные и гражданские структуры и организации, • государственные структуры, • профессиональные сообщества и организации. В контексте выстраивания политики телекомпании в работе с целе- выми аудиториями важно разделять реальную (существующую, согласно данным текущих медиаизмерений), и планируемую (будущую, предпо- лагаемую), на которую следует ориентироваться в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Учитывая, что большинство телевизионных продуктов имеет не разовый, а периодический характер (передачи вы- ходят в эфир с определенной цикличностью), эффект воздействия на телеаудиторию обычно является более отдаленным по времени, чем в других видах СМИ. Как показывают исследования, в частности ежегодные отраслевые доклады комитета по печати и массовой коммуникации, по состоянию в телевизионной отрасли, углубляющаяся дифференциация зрительских предпочтений заставляет телеканалы активнее искать более точные аудиторные ниши и позиционирование. Эту тенденцию отражает, в част- ности, тот факт, что за последние годы многие телеканалы не раз меняли и уточняли границы своих целевых аудиторий. Например, «Первый канал» за последние несколько лет сменил базовую аудиторию с 18+ на 14-59, «Россия 1» – с 18+ на 25+, ТНТ – с 6-54 на 14-44. Взаимодействие с целевыми аудиториями может быть прямым или опосредованным, например, через СМИ. Таким образом, по принципу взаимодействия можно выделить следующие типы целевых аудиторий: 1. Первичные – аудитории, которые являются конечным объектом коммуникационной активности (потребители товаров и услуг, инве- сторы и др.). 2. Вторичные – это СМИ, которые оказывают влияние на все осталь- ные аудитории, формируют мнения, влияют на оценки и др. 3. Третичные – лидеры мнений, оказывающие влияние как на первичные целевые аудитории (через СМИ), так и непосредственно на СМИ. Следует отметить, что для понимания стратегии и тактики реализа- ции концепции телеканала важно четко выделять приоритетные целевые аудитории, причем приоритет может определяться совершенно разными характеристиками телеканалов. Например, в зависимости от основного способа получения доходов телекомпанией, важнейшими аудиториями могут стать не зрители, а рекламопотребители и рекламодатели, – в том случае, если бизнес-модель телеканала основана на доходах от теле- рекламы. Исследование телеаудитории является важнейшей задачей телекана- лов. Данная деятельность предполагает определение как количествен- ных, так и качественных характеристик. К количественным социоло- гическим характеристикам аудитории относятся пол, возраст, уровень доходов, образование и т. д. Крупнейшими организациями в нашей стране, занимающимися социологическими измерениями, являются TNS, ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр. К качественным характеристи- кам аудитории можно отнести культурную (религиозную, этническую, ментальную и т. д.) специфику различных стран, групп и слоев населе- ния, порой влияющую на традиции, способы и даже технологии подачи телевизионной информации, это то, что определяет различие между телевидением, например, Саудовской Аравии и Франции. Основными медиапоказателями для телевизионных СМИ являются доля и рейтинг телепрограммы (телеканала). Рейтинг телепрограммы (телеканала), program rating, TVR – отноше- ние числа телевизоров, настроенных на данную программу (телеканал), к общему количеству телевизоров. Важнейшее значение показателей рейтинга для телеканалов за- ключается в том, что он связан с эффективностью рекламы на данном телеканале. Строго говоря, данная связь является гипотезой, имеющей эмпирическое подтверждение при наличии целого ряда дополнительных условий. Цена рекламы выше в той программе, рейтинг которой выше. Однако только показателей рейтинга недостаточно для выстраивания грамотной сетки вещания. Показатели рейтинга связаны в большинстве случаев связаны не с качеством телепрограммы, а с временем выхода передачи в эфир, – значения рейтинга вечернего эфира для большинства каналов выше, чем утреннего. Здесь необходим другой медиапоказа- тель – доля (share). Доля телепрограммы (телеканала) – процент от числа включенных телевизоров, настроенных на данную программу (телеканал) в каждый конкретный интервал времени. Данный показатель необходим в конечном счете для точного изме- рения конкурентоспособности телеконтента. Процедура медиаизмерений регламентирована Законом о СМИ. В целях обеспечения открытости, прозрачности и достоверности данных, полученных в результате исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) при их последующем примене- нии при размещении на телеканалах (в телепрограммах, телепередачах) рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, упол- номочивает организацию, проводящую такие исследования. Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (теле- программ, телепередач) проводятся уполномоченной организацией на основе следующих принципов: 1) глобальность и непрерывность проводимых исследований; 2) единство используемых методов сбора, обработки, хранения и распространения полученных в результате исследований информации и данных; 3) обеспечение полноты, актуальности и достоверности полученных в результате исследований информации и данных; 4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к обработке персональных данных и иной ин- формации ограниченного доступа.
Контрольные вопросы 1. В чем особенности работы редакции телевизионного СМИ? 2. Каковы механизмы влияния на телеканал со стороны различных аудиторий? 3. Перечислите внешние и внутренние аудитории телеканала. 4. Перечислите основные телевизионные медиапоказатели. 5. Сформулируйте базовые принципы исследования телеаудитории. БАЗОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЭФИРА Тема 13. Технические особенности телевизионных СМИ. Физические основы передачи сигнала на телевидении. Диапазоны телевизионных частот и их характеристики. Аналоговый и цифро- вой сигнал. Понятие эфирного, спутникового, кабельного интернет телевидения и их особенности. Стандарты отечественного и за- рубежного ТВ вещания. Мультиплекс. Циклы телевизионного веща- ния. Понятие цикличности телевизионного вещания. Взаимосвязь телевизионных циклов с ритмами повседневной жизни представи- телей целевых аудиторий телевизионных СМИ. Понятие годово- го цикла. Максимумы и минимумы годового цикла телевещания в России и за рубежом. Начало сезона на ТВ. Недельный цикл и его закономерности. Суточный цикл телевещания, его закономерности и структура. Характеристики аудиторий телепрограмм различных сегментов суточного цикла Физической основой передачи сигнала эфирного ТВ являются электромагнитные волны радиочастотного диапазона (47-862 МГц). Как мы уже указывали, порядок использования частотных диапазо- нов регулируется уполномоченным на это государственным органом (Государственной комиссией по радиочастотам при министерстве связи Российской Федерации) путем выдачи лицензий. Строго говоря, теле- канал получает лицензию на вещание не на одной частоте, а в рамках определенных частотных границ, включающих так называемые несу- щую частоту звука и несущую частоту изображения. В России сегодня существует эфирное (аналоговое и цифровое), кабельное (аналоговое и цифровое), спутниковое, IPTV телевидение. Несмотря на интенсивный ход цифровизации, почти половина город- ских домохозяйств (48%) в качестве основного способа приема все еще используют аналоговый сигнал: эфирный (18%) и кабельный (35%). Примерно 10% городских домохозяйств использует цифровой эфир в качестве основного способа приема телепрограмм (на основном теле- визоре). Чуть более трети городских домохозяйств (37%) пользуются цифровой неэфирной доставкой (цифровое кабельное, спутниковое или IPTV), предлагаемой компаниями-провайдерами платного телевидения. Только в цифровой среде возможны и развиваются современные телеви- зионные сервисы – многоканальность, высокое качество изображения, ТВ-гид, ТВ-пауза, HD-каналы, видео-по-запросу и т.п. Мультиплекс – объединение в единый цифровой пакет телевизион- ных каналов при цифровом телевещании, смешиваемых (мультиплек- сируемых) перед передачей по транспортному каналу и разделяемых (демультиплексируемых) на конечной приёмной установке с выделе- нием одного или нескольких телеканалов. Мультиплекс – набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по одному цифровому каналу. В связи с необходимостью оповещения населения и решением по- литической задачи достижения равных возможностей в получении теле- визионных услуг жителями разных регионов страны в 2009 году указом президента РФ было объявлено о создании первого мультиплекса циф- рового телевидения. Помимо всеобщего информирования, создание цифровой эфирной сети реализует задачу модернизации телевещания РФ и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья. Пакет цифровых каналов РТРС-1 (первый мультиплекс) включа- ет общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и ра- диоканалы. Перечень этих телерадиоканалов был определен Указом Президента РФ от 24 июня 2009 года № 715 «Об общероссийских обя- зательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» и его после- дующими редакциями: Указом Президента РФ от 17 апреля 2012 года № 456, Указом Президента РФ от 20 апреля 2013 года № 367, Указом Президента РФ от 15 июля 2015 года № 365. Десять телеканалов для трансляции в составе пакета РТРС-2 (второй мультиплекс) отобрала Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию (14 дека- бря 2012 года, 18 декабря 2013 года и 30 сентября 2015 года). Первый мультиплекс сегодня доступен уже во всех 85 регионах страны. Второй потенциально охватывает более половины населения. Первый мультиплекс РТРС-1 цифрового телевидения сегодня вклю- чает в себя 10 обязательных бесплатных каналов: Первый, Россия 1, Матч ТВ, НТВ, 5 канал, Россия Культура, Россия 24, Карусель, ОТР, ТВ Центр. Во второй мульт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|