Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Качественные аналитические издания в современной печатной журналистике: форматы, жанры, тематические направления




Особенности современной аналитической прессы. Эволюция жанровых форм в аналитической качественной журналистике. Журналистское расследование как метод и жанр в современ- ной периодике: понятие, дискуссия о методе и жанре, этические ограничения. Освещение в прессе общественных расследований. Аналитические деловые издания и возможности их интеграции с Интернет. Принципы и характеристики современной деловой пери- одики. Аналитика в деловой журналистике. Методы анализа соци- ально-экономической ситуации и прогнозирования в журналистике

Глобальный и отечественный опыт развития печатных средств мас- совой информации в цифровую эпоху свидетельствует о том, что ко- личество традиционных газет и журналов сокращается. Многие из них отказываются от бумажной версии и полностью переходят в интернет. Поэтому печатная пресса становится элитным продуктом для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой является аудитория качественной печатной прессы. Сохранение популярности качествен- ных газет и их востребованность на рынке определяется также наличием в этих изданиях эксклюзивных материалов, недоступных читателям других СМИ. Трансформация печатной прессы в информационный продукт, предназначенный преимущественно для элиты, то есть достаточно обе- спеченной и грамотной аудитории, повлечет за собой рост цены и сокра- щение тиража. Однако другого пути сохранения качественной печатной газеты на рынке СМИ в настоящее время, по мнению экспертов, нет. По мнению агентства «Havas Media Russia» развитие отечественно-

го рынка прессы в настоящее время определяют несколько основных тенденций, одна из которых связана с качественной прессой. «Рынок развивается неравномерно, но сегмент качественной и дорогой прессы остаётся стабильным, поэтому рекламодатели предпочитают ключевые издания. Падение спроса на них значительно меньше, чем в целом по


рынку, так аудитория этого сегмента считает прессу ключевым медиа. При общем сокращении рекламных бюджетов рекламодатели предпо- читают ключевые издания, так как в условиях кризиса только они могут гарантировать качество контента, надежную систему распространения и своевременность выхода в свет очередных номеров. Таким образом, концентрация рынка рекламы обеспечивает стабильную позицию имен- но лидирующим изданиям, которые в гораздо меньшей степени под- вержены кризисным явлениям, чем вся остальная печатная пресса».

Согласно А. А. Тертычному, аналитические жанры значительно мас- штабнее и основательнее и занимают ведущее положение в качественных СМИ. Аналитики проводят глубинные исследования различных явлений действительности, всесторонний анализ фактов, толкование проис- ходящих событий, процессов, ситуаций. В аналитических материалах обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависи- мость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций.

Журналистское расследование – это определенный жанр журналист- ских публикаций, который, имея схожие черты со статьей, корреспон- денцией, очерком и другими жанрами, несомненно отличается от них и имеет неповторимые свойства. Своеобразие журналистского рассле- дования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала.

Предметом журналистского расследования обычно становится наи- более волнующее общественность негативное явление или событие. Цель журналистского расследования заключается в том, чтобы определить причины такого явления, обнаружить предпосылки, найти виновных в произошедшем. Основными вопросами для журналиста-расследователя являются: почему? и как?

В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных – наблюдениям, интервью, анализу документов и т. д. Зачастую получить наиболее серьезные, скрываемые сведения и улики журналист может неформальным путем. Поэтому заключения должны касаться только тех обстоятельств, которые точно установлены, иначе публикация не будет соответствовать действительности, иметь веские доказательства и обоснованные выводы. Источники информации не всегда упоминаются в журналистском расследовании, так как журналист зачастую вынужден сохранять конфиденциальность.


Аналитическая статья как жанр периодической печати характери- зуется широтой анализируемого материала. Она предназначена для разбора, анализа и обоснования суждения по поводу ситуаций и про- цессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов. В ходе доказательного рассуждения автор аналитической статьи уста- навливает связи между отдельными фактами, событиями, явлениями. Факт и оценка являются основными содержательными составляющими любого публицистического текста. Факт – один из основополагающих публицистических феноменов, определяемый доминантой безуслов- ности, объективности, достоверности. Факты, как правило, предстают констатацией изменений в отношениях и действиях, актуальных для текущего состояния объективной реальности (Соколова Г. В.). Для пре- зентации фактов в аналитических публикациях журналист использует различные приемы, в том числе цитирование, пересказ или показ фраг- ментов и следствий, количественные данные.

Принято считать, что деловая пресса адресована высококвалифи- цированным лицам, занимающим руководящие посты, образованным, социально активным людям. Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации, что влечет за собой применение строгих профессиональных стандартов. Деловые издания по характеру информации и по характеру аудитории должны соответствовать пара- метрам качественной прессы и иметь хорошую репутацию.

Тематика и содержание деловой прессы связаны с освещением про- цессов и явлений, оказывающих влияние на поведение игроков рынка. Однако, информация в деловых изданиях не ограничивается только вопросами экономики и политики. Любая информация, способная при- вести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой. Искусство и квалификация журналистов деловой прессы в значительной степени определяется тем, насколько точно они могут из совокупности всех фактов выбрать именно те, которые влекут за собой заметные из- менения на рынках сейчас или в будущем. По тематике можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспеци- ализированную, профессиональную и «точечную».

По мнению В. Ф. Олешко существует несколько способов при- влечения внимания на сообщение в информационном потоке. Во- первых, безусловно, информация должна быть эксклюзивной. Но это не всегда применимо к деловым изданиям, поскольку у оперативной


информации, как правило, короткий срок «годности», а данный тип СМИ выходит далеко не каждый день. Эксклюзивность и уникаль- ность информации работает только в том случае, если СМИ опера- тивно размещает такую информацию на сайте, а в печатной версии дополняет новость аналитикой. Вторым способом привлечь аудиторию может стать известность автора, что гораздо эффективнее. Фамилия или псевдоним автора формируют бренд, сила которого достаточно велика. Силу бренда, по мнению А. В. Асмус, определяет в том числе тот фактор, что «он облегчает процедуру выбора товара и снижает за- траты на поиск, а также является знаком качества». Третьим способом занять свое место в информационном потоке должна стать системная работа журналиста над содержанием и формой своих публикаций. Ведь во многом их эффективность зависит от того, какие нестандартные способы воплощения в текст той или иной темы, идеи, концепции предложит автор, так называемый авторский подход.

Деловые издания занимают особое место в системе российских массмедиа. Во-первых, кризисные явления в экономике влияют на по- вседневную жизнь большинства россиян и ее перспективы. Во-вторых, деловые издания имеют особую специфику текстов, как правило, это объемные, мало иллюстративные и насыщенные экономическими тер- минами материалы. В-третьих, деловым изданиям не просто бывает решить задачу соотнесения приоритетов их восприятия аудиторией специалистов и массовым читателем. В-четвертых, любая оперативная информация для деловых СМИ не просто новость, а информацион- ный повод, который нуждается в глубоком анализе, проработке темы, общении с экспертами.

Автор делового издания должен ответить на предполагаемые вопро- сы читателя, установить логические связи, проанализировать ситуацию, поговорить с экспертами и представить прогноз развития дальнейших событий. После чего наступает момент создания текста, где наравне с фактологической точностью, терминологией и глубоким погружением в тему важна и творческая составляющая. Тяжелые, перегруженные данными тексты не достигают своей цели и не устанавливают бизнес- коммуникацию. Потребители контента деловых СМИ ориентируются на четкую структуру текста, подзаголовки, списки, рейтинги и т. д., по- скольку бизнес-аудитория, как правило, имеет ограниченные ресурсы свободного времени и не потратит свои ресурсы на неудобочитаемые тексты даже по актуальной тематике.


Еще один способ выделения изданий из информационного потока и завоевания внимания аудитории – интеграция СМИ с социальными сетями. Переход в социальные сети также является демонстрацией творческого подхода к взаимодействию с потенциальной аудиторией. Сегодня многие исследователи предлагают унифицированно разме- щать новости в различных социальных сетях. Согласно результатам исследования, проведенным В. Ф. Олешко и Е. В. Тархановой, ауди- тория Фэйсбука более активно реагирует на имена и названия компа- ний, и это стоит учитывать при написании заголовков материалов для Фэйсбука. Аудитория ВКонтакте более молодежная и поэтому активно реагирует на культурные и социальные события. В обеих аудиториях хорошо воспринимаются списки и рейтинги. В эти и другие социаль- ные сети сегодня все чаще выносятся событийные фото, рейтинги и опросы.

Технический прогресс обязывает современные СМИ использо- вать интернет для увеличения охвата аудитории и продвижения СМИ. С внедрением новых технологий меняется формат работы журналиста, также претерпевают изменения традиционные журналистские тексты и методы продвижения журналистских материалов, в том числе и в деловых изданиях. Меняется и экономическая модель отечественных СМИ, ведь новые технологии сместили акценты прибыльности медиа с печатных и телевизионных на интернет-издания, а также мобильные приложения.

Деловые издания занимают свою нишу на рынке массмедиа и для успешного продвижения используют современные технологии и новые формы подачи материалов.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные тенденции развития печатной прессы?

2. Что такое качественная пресса?

3. Какие жанры относятся к аналитическим жанрам журналистики?

4. Какие методы использует журналист, проводящий расследование?

5. Что такое аналитическая статья?

6. В чем особенность целевой аудитории деловых изданий?

7. Какие существуют способы привлечения внимания аудитории?

8. Как происходит интеграция деловых СМИ с социальными се- тями?


Тема 6. Общественно-политические издания в структуре современной прессы

Уровни освещения социально-политических и социально-экономи- ческих проблем в прессе. Методы инициализации и модерации дис- куссий по социально-значимым вопросам. Управление дискурсом по- литических публикаций: критерии информирования и воздействия. Этические проблемы в социально-психологических последствиях политической публикации. Аналитика в политической журнали- стике: особенности выбора темы, ракурса освещения события и авторского комментария. Аналитика в журналистике социальных проблем. Социальная проблематика в современной периодике: ме- тоды сбора материала, его представления. Этические проблемы в социальной аналитике

Общественно-политические СМИ адресованы широкой аудитории и специализируются на освещении экономических, политических и социальных вопросов. При этом политическим событиям журналисты отдают предпочтение. Общественно-политические СМИ отвечают за регулярные информационные контакты власти и общества, посред- ством информационных обменов, производства информации, дающей развернутое представление о положении дел в государстве.

В Санкт-Петербурге насчитывается более 100 общественно-по- литических изданий разных уровней: федерального, регионального и муниципального. Федеральные (сетевые) издания представлены таки- ми газетами, как «Аргументы и факты – Петербург», «Комсомольская правда в Петербурге», «МК в Питере», «Известия в Санкт-Петербурге» и «Ведомости. Санкт-Петербургский выпуск». Большинство редакций используют формат выпуска газет А3 и выходят еженедельно. Объем федеральных изданий колеблется от 8 до 46 полос, в основном состав- ляет 24 полосы. К региональным общественно-политическим изданиям относятся «Вечерний Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости»,

«Утро Петербурга», «Петербургский дневник», «Невское время» и другие. Наиболее распространенный формат среди региональных изданий такой же, как и среди федеральных – А3. Региональные общественно-полити- ческие газеты издаются преимущественно еженедельно, объем колеблется от 12 до 32 полос. Большинство муниципальных изданий города, таких как: «Петроградка», «Коломна», «Сенной округ», «Адмиралтейский вест-


ник», «Василеостровская линия», «На Выборгской», «Большая Охта»,

«Кронштадтское время», «Петроградский курьер», «Петергофский вест- ник» и другие, – в своих названиях не просто подчеркивают принад- лежность к тому или иному муниципальному образованию, «близость» к читателям своей территории, но, соответствуя старым топографиче- ским наименованиям, отражают городскую и историческую символику. Наиболее распространенный формат среди местной прессы – А3, но встречаются издания и меньшего формата А4 и даже А5. Объем местных газет колеблется от 4 до 32 полос. Издаются они преимущественно раз в месяц. В Санкт-Петербурге общественно-политические газеты, в том числе региональные и муниципальные хорошо представлены на рынке печатных СМИ.

Среди общественно-политических изданий стоит выделить

«Российскую газету» – официальный печатный орган Правительства Российской Федерации. В последнее время издание стало современ- ной мультимедийной площадкой по созданию самого разнообразного контента. Газета в ежедневном формате предоставляет оперативную достоверную информацию о самых значимых событиях федерально- го, регионального и международного масштаба, является лидером по объему аудитории в сегменте общественно-политических и деловых ежедневных газет (AIR «РГ» – 896 700 читателей, данные TNS Россия, май – октябрь 2015). Согласно «Google Analytics», аудитория сайта RG.ru в декабре 2015 года составила 16 171 865 уникальных пользова- телей, а количество просмотренных страниц – 51 247 519. «Российская газета» традиционно входит в Топ5 самых цитируемых газет и лидирует по длительности упоминания материалов на ТВ и радио.

Глубина разработки политической проблематики непосредственно зависит от типологической матрицы издания. Содержание качествен- ных СМИ рассчитано на аудиторию, тяготеющую к смысловому чте- нию. Тематические разделы, посвященные политике и экономике, в та- ких средствах массовой информации занимают большие по сравнению с другими тематиками площади и имеют принципиальное значение в раскрытии картины реального мира. Анализ политической проблемати- ки в качественных СМИ выявляет ее особенности. Многоаспектность темы политики проявляется в освещении разных сторон политическо- го процесса. Политическая проблематика никогда не ограничивается вопросами властвования и всегда сопряжена с вопросами развития экономической, социальной, культурной и других сфер.


Социальная журналистика не просто констатирует факты и собы- тия, а дает полноценный анализ и предлагает пути решения социальной проблемы. По определению М. Гессен, социальная журналистика – это направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества – проблем, связанных с противоречиями внутри общества система «человек – общество».

Социальные проблемы, существующие в обществе, находят отраже- ние в журналистике и, преломляясь в СМИ, могут оказывать встречное влияние на реальную действительность: происходит тиражирование и усиление, как общих настроений, тенденций, так и отдельных позиций, мнений. С одной стороны, неграмотное информирование об острой социальной проблеме может стимулировать обострение этих проблем. С другой стороны, игнорирование болезненных проблем приводит к социальным взрывам. Качественные СМИ несут ответственность перед своей аудиторией, поэтому материалы, которые выходят на страницах общественно-политических изданий более сдержаны, тактичны и со- держат больше статистических данные, чем непроверенных слухов.

Политический дискурс СМИ, по Никитиной К. В., – «сложное ком- муникативное явление, имеющее своей целью борьбу за власть посред- ством формирования общественного мнения, включающее текст как вербализированный результат речи, контекст – ситуативный, социо- культурный и прагматический, а также специальные языковые средства, отвечающие целям и задачам дискурса». Социокультурный контекст политического дискурса СМИ характеризуется массовостью, нацио- нально-культурной спецификой и идеологичностью. Политический дискурс оказывает большое значение на широкую аудиторию.

Политический дискурс СМИ относится к сфере определенного со- циального взаимодействия, при этом обслуживает политические инте- ресы определенных групп населения, неся идеологическую нагрузку. Политический дискурс невозможен без идеологической нагрузки, ко- торая может проявляться прямо или косвенно, явно или скрыто, фор- мировать определенное отношение аудитории к конкретному вопросу. Информация, транслируемая СМИ широкой аудитории, формирует общественное мнение, мировосприятие, определенное отношение к обсуждаемым вопросам.


Контрольные вопросы

1. Чем выделяются общественно-политические издания на рынке прессы?

2. Насколько заполнена ниша общественно-политических изданий в Санкт-Петербурге?

3. Назовите особенности освещения социальных проблем в СМИ?

4. Что такое политический дискурс СМИ?

5. Какие признаки характеризуют социокультурный контекст по- литического дискурса?


РАДИОВЕЩАНИЕ КАК ФОРМА ЭФИРНОЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СМИ

Тема 7. Выразительные средства радиовещания.

Технологические предпосылки радиовещания. Формообразующие средства радиожурналистики: речь, музыка, шумы, документ. Стилеобразующие средства радиожурналистики: голосовой грим, монтаж, звуковая мизансцена. Жанры современного радиовещания. Информационные жанры: сообщение, репортаж, радиоотчет, обзор печати. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, беседа, радиообозрение. Документально-художественные жанры: очерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма, радио- композиция

Радиовещание – технология передачи звуковой информации в ра- диоэфире, а также в проводных сетях (проводное радиовещание) или в компьютерных сетях (интернет-радио). Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного – ко многим», т. е. более чем одному слушателю, как правило – по заранее известному расписанию.

Выделяют следующие технологии вещания: эфирное радиовещание, радиовещание в цифровом телевидении, проводное вещание, интернет- радио, спутниковое радиовещание, эфирное радиовещание.

Вещание в радиоэфире осуществляется при помощи радиопере- датчиков (радиоприемников), различной мощности, передающими информацию на той или иной частоте электромагнитного излучения. Радиопередатчик с сопутствующим оборудованием (студии, каналы свя- зи и питания, антенна на мачте или вышке) называется радиостанцией. Частота является главной характеристикой радиовещательной станции, шкалы радиоприемников градуируют в кГц, МГц и ГГц. Звук в эфирном радиовещании модулирует несущую частоту передатчика одним из способов модуляции: амплитудным (AM) или частотным (ЧМ). ЧМ позволяет осуществлять высококачественное (как правило, стереофоническое) вещание в диапазоне частот 66-108 МГц. В других диапазонах с более длинными волнами (ДВ, СВ, КВ) используется AM

и цифровое радиовещание в формате DRM.


Диапазоны частот, предназначенные для радиовещания

Диапазон ДВ (Длинноволновый) – радиоволны с частотой от 150 до 408 килогерц (длина волны 2000-700 метров). Этот диапазон в настоящее время используется очень мало (по большей мере – в России) и на этих частотах в некоторых регионах вещание не проводится. Диапазон ДВ характеризуется наличием большого уровня индустриальных и косми- ческих помех. Максимальная дальность связи на этом диапазоне может доходить до 1000 километров (зависит от мощности радиопередатчика).

Диапазон СВ (Средневолновый) – радиоволны с частотой то 525 до 1600 килогерц (длина волны 540-200 метров). Этот диапазон также характеризуется большим уровнем помех. Ночью радиоволны, благодаря так называемому «тропосферному» прохождению могут распростра- няться на очень большие (до 4 тысяч километров) расстояния. Диапазон характеризуется также наличием «замирания» сигнала (уровень поля неравномерный, что приводит к изменению уровня громкости радио- передачи). Если в конкретной местности имеется СВ радиовещательная станция, то передачи можно принимать с высоким качеством.

Диапазон КВ (Короткие волны) – простирается от 160 до 10 метров (частоты от 1,8 до 30 мегагерц). Этот диапазон позволяет проводить радиосвязи на огромные расстояния, благодаря отражению от слоев атмосферы. Теоретически возможен такой «радиомост» вокруг Земного шара. Диапазон КВ разбит на несколько поддиапазонов (участков).

В России существует следующий стандарт КВ вещания:

Диапазон «25 Метров» – диапазон частот от 11,5 до 12,5 мегагерц; Диапазон «31 Метр» – частоты от 9 до 9,9 мегагерц;

Диапазон «41 Метр» – частоты от 7 до 7,4 мегагерц; Диапазон «49 Метров» – частоты от 5,85 до 6,3 мегагерц.

Короткие волны в течении суток изменяют свое прохождение не одинаково. Так называемые «ночные» диапазоны – это диапазоны 41 и 49 метров. На этих диапазонах ночью прохождение радиоволн улучша- ется. Диапазоны 25 и 31 метр являются «дневными». На этих диапазонах днем прохождение лучше, чем ночью.

Диапазоны ДВ, СВ и КВ являются AM диапазонами (на этих диа- пазонах вещание осуществляется с амплитудной модуляцией сигна- ла). Диапазон УКВ (ультра короткие волны) позволяет осуществлять радиовещание с очень хорошим качеством, благодаря использованию так называемой ЧМ (частотная модуляция). Отечественный диапазон УКВ ЧМ простирается от 64 до 73 мегагерц. Наряду с отечественным


УКВ диапазоном в России в последнее время появляются радиостанции западно-европейского FM диапазона 88-108 мегагерц. На этих диапа- зонах возможно принимать передачи в стереофоническом вещании. К недостатку УКВ диапазона можно отнести высокое затухание радио- волны. Максимально возможное расстояние до радиостанции не может превышать 100 километров.

Радиожурналистика – образно-звуковое воссоздание действитель- ности. Искусство, основанное на организации слышимого материала.

Основные свойства радиожурналистики

Акустичность используется в качестве выразительного средства зву- ка. Подтверждается господством устной речи на радио.

Однотипность речевого общения – обращенность непосредственно к аудитории, которая передается опосредованно через канал передачи. Дистантность речевого акта – удаленность говорящего от слушателя.

Синхронность восприятия речи в момент ее произнесения. Вездесущность и массовость аудитории, разнообразной по полу,

возрасту, образованию и т. д.

Камерность обстановки, обращение к каждому слушателю.

Преимущества радио: оперативность, техническая простота форми- рования и распространения сообщения, доступность, эмоциональность. Недостатки радио: невозможность вернуться к сообщению, не вся информация воспринимается на слух (около 30%), нет времени, чтобы обсудить и обдумать услышанную информацию, непостоянство ауди-

тории.

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радио- журналистики.

Выразительные средства радиожурналистики, по мнению А. А. Ше- реля, можно разделить на две группы. К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится исходный звуковой «материал»: четыре элемента –слово (речь), музыка, шумы (реальные или студийные) и документальные записи, сделанные вне сту- дии. Эти элементы называются природными или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста. Вторая группа отличается мобильно- стью и находится в полной зависимости от субъективных творческих потребностей радиоведущего. Входящие в нее выразительные средства


радиожурналистики называются техническими, или стилеобразующи- ми. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования.

Формообразующие средства радиожурналистики.

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи: описание события, поиск точной интона- ции и поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Музыка и шумы способны самостоятельно выражать смысл, переда- вать атмосферу и вести сюжетные линии аудиоповествования. Зачастую их воспринимают как на дополнение к слову, хотя объем семантической информации в музыке практически равен содержанию речевого сообще- ния. В радиопередаче музыка и шумы могут выступать как самостоятель- ные элементы композиции, равноценные друг другу и слову. Они спо- собны уточнять, дополнять и развивать как идейную, так и эстетическую информации, высказанные словом, нести необходимые логическую и эмоциональную нагрузки, необходимые для движения сюжета.

В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют челове- ческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций:

1. Обозначение места и времени действия.

2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события.

4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.

Стилеобразующие средства радиожурналистики.

Реверберация – с помощью пульта управления процессом звукоза- писи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объемность, эффект «эха». Этот прием часто исполь- зуется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи пер- сонажа, на какой-либо фразе или звуковой детали события.

Прием «буратино» – убыстрение или замедление речи, один из сильнейших художественных приемов, который был реализован при записи детского радиоспектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино». С его помощью были созданы скороговорка Буратино, грубые вопли Карабаса, звонкие голоса кукольных артистов, и многое другое. А все это был голос одного актера. Этот прием позволяет подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи кого-либо из интер- вьюируемых.


Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма, создавая эффект присутствия. А можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы какой-то один звук или чей-то один голос выходил на первый звуковой план, чтобы он стал главным смысловым и эмоцио- нальным стержнем передачи.

Голосовой грим – одно из выразительных средств радиожурнали- стики, заимствованное ею из арсенала радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, пере- дающих атмосферу события.

Главное место в группе стилеобразующих выразительных средств радиожурналистики занимает монтаж (от фр. мontage «сборка»). Акустический монтаж – это технический процесс, позволяющий со- единять отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты в це- лостную композицию. Монтаж позволяет выразить идеологические и эстетические позиции автора, метод его художественного мышления, восприятия действительности. Наиболее распространенным и про- стым видом монтажа является параллельный монтаж, где объединение событий различных по времени и месту происходит в зависимости от желания автора; он не требует четко выстроенной звуковой монтажной фразы. Другой вид – последовательный монтаж заключается в построе- нии четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику даже вне контекста всего радиосообщения.

Метод акустического коллажа – одно из самых современных и мощ- ных средств логического и эмоционального воздействия на слушателя, создающий благоприятные условия для появления широкого круга ас- социаций. С помощью акустического коллажа создается обобщенное социально-философское представление о целом комплексе явлений, нашедших отражение в конкретном событии.

Документальная запись, включающая, речь, музыку и шумы, от- ражающие реальную звуковую атмосферу жизни в том или ином кон- кретном месте, в определенное время. Документальная запись является выразительным средством, помогающим журналистку рассказать о кон- кретном событии с возможной полнотой, передать его психологическую атмосферу, акцентировать внимание на том или ином обстоятельстве


времени, места и действия. При этом любая документальная запись является фонодокументом, выступающим самостоятельным или допол- нительным аргументом для доказательства подлинности фактического материала передачи.

Жанры радиожурналистики можно разделить на три устойчивые группы:

1. Информационные жанры: сообщение; мини рецензия, репортаж, радиоотчет, обзор печати.

2. Аналитические жанры: корреспонденция; аналитический репор- таж; интервью; комментарий, беседа, радиообозрение.

3. Документально-художественные жанры: очерк; радиорассказ; радиофельетон, документальная драма, радиокомпозиция.

Радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в прессе, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Может содержать ответы на дополни- тельные вопросы: как? каким образом? Сообщение должно быть опе- ративным, достоверным и актуальным для целевой аудитории.

Репортаж – один из распространенных жанров вещания, в котором могут быть реализованы все возможности радио. Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, опера- тивность, которые базируются на актуальности информации. Чаще всего он посвящается общественно значимому событию или теме, представ- ляющей интерес для значительной части аудитории. При этом репортер всегда должен находиться на месте события и донести до слушателя живую картину происходящего. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверности, присутствия и сопереживания.

Радиоотчет отличается краткой, динамичной и емкой формой. В ос- нове отчета лежит описание итогов определенной работы, освещение события и т. д. Отчет во многом похож на репортаж, их роднит функ- циональная общность: рассказ о событии с места, где оно происходит. Различаются эти жанры предметом повествования, и пространством, где происходит действие. Репортаж записывается на месте события, а отчет посвящен рассказу о том, что происходило на этом событии. Монтаж материала отчета предоставляет корреспонденту возможности для рас- становки акцентов путем выбора нужных фрагментов. Цель радиоотче- та, как и репортажа, – дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные моменты.


Обзор печати – это информационный материал, который преследует несколько целей: довести до сведения аудитории основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция, представить многообразие точек зрения на актуальные проблемы; обо- значить наиболее дискуссионные вопросы, поднятые в прессе, по воз- можности сопоставляя разные мнения с собственной позицией радио- журналиста и его редакции; проинформировать аудиторию о наиболее сенсационных материалах, опубликованных в печатных изданиях; выполнить рекламную функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному СМИ. Обзоры могут быть чисто рекламного характера, акцентируя внимание на каком-либо одном издании.

Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и к информационным, и к аналитическим жанрам в зависимости от степени обобщений и выводов. По времени звучания в эфире (1,5-2 минуты) и по объему материала корреспонденция пре- восходит информационную заметку. Обычно ее читает сам автор, что придает личностную окраску и усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. По способу включения комментария в программу вещания выделяют два вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей, и краткий комментарий, вхо- дящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу.

Беседа – распространенный жанр, в котором используется только одно выразительное средство радиожурналистики – звучащая речь. Любая беседа предполагает ситуацию речевого общения – разговора, в котором принимают участие собеседники. Специфика разговора у микрофона состоит в том, что собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством; автор, находя- щийся у микрофона, обращается к радиослушателю как к активному участнику беседы. Беседа по радио отличается от непосредственной живой беседы тем, что слушающий не может прерывать выступающего, задавать ему вопросы, переспрашивать. Поэтому автор должен предви- деть возможные вопросы и отвечать на них так, как если бы он общался с «живой» аудиторией.

Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой, временным отрезком или ме-


стом. Содержанием радиообозрения могут быть разные компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и за- рисовки, а также фрагменты из художественных произведений. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журна- листа, как правило, специализирующегося в области данной тематики и проблематики.

Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики демонстрирует социальные связи и отношения в наиболее развернутом виде. Его пред- метом являются факты и события. Радиоочерк раскрывает не только общественные взаимоотношения, но и личностные. По предмету ото- бражения радиоочерк можно разделить на три вида: путевой, проблем- ный и портретный. Путевой очерк чаще всего передает впечатления журналиста о фактах, явлениях, событиях, наблюдаемых им во время путешествия. В проблемном очерке предметом исследования служит конкретная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. Портретный очерк называют наиболее распростра- ненным и популярным. Он дает возможность показать человека, рас- крыть его личность, используя авторский рассказ.

Радиорассказ может рассматриваться как синоним жанра радио- очерка. Важную роль в радиоочерках и радиорассказах играет музыка. Музыкальное произведение или его часть нередко служат общим фо- <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...