Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неоклассическое возрождение. Неоконсерватизм.




 

“ Любая теория с необходимостью

имеет преходящий характер и

подвержена изменению

с прогрессом знания ”

М. Фридмен

Кризис кейнсианской системы государственного регулирования, выразившийся в неадекватной реакции на изменившиеся условия общественного воспроизводства, обусловил формирование неоклассического варианта анализа трансформаций экономической системы. В 70-е – 80-е годы возрастает влияние новой версии неоклассической теории – неоконсерватизма на развитие экономической теории и практики государственного регулирования.

Методологически консерватизм исходит из постулатов классической школы, восприняв одновременно маржиналистскую трактовку взаимодействия факторов производства. Важным идейным источником является концепция неолиберализма, особенно неоавстрийская и чикагская её версии.

Важнейшими взаимосвязанными элементами неоконсерватизма, тесно связанными с монетаризмом и во многом базирующимися на нем, стали экономика предложения и теория рациональных ожиданий.

Экономика предложения (от англ. supply - side economics) возникла как теория, альтернативная кейнсианству, обосновавшая свой вариант государственного регулирования. Однако экономика предложения не представляет столь же целостной и аргументированной концепции, какой является кейнсианство. С теоретической точки зрения экономика предложения выглядит довольно неопределенным конгломератом элементов маржинализма, неолиберализма и монетаризма. Её стержнем является совокупность практических рецептов регулирования экономики.

Экономика предложения акцентирует внимание на проблеме экономического роста, полагая важнейшим его фактором достаточный объем сбережений (тезис, противоположный кейнсианскому). Сбережения рассматриваются как источник финансового покрытия инвестиций, поэтому их недостаток приведет к замедлению технического обновления капитала. Отсюда сторонники экономики предложения приходят к обоснованию важнейшей из своих рекомендаций - требованию снижения налоговых ставок.

По мере роста последних снижаются реальные доходы (что обусловливает снижение объёма инвестирования), и уменьшается предельная эффективность инвестирования (что подрывает стимулы к инвестированию вообще). Рекомендации монетаризма могут дать положительный эффект только в соединении с налоговой реформой.

Помимо уменьшения налогового бремени, теоретики экономики предложения настаивают на большей дифференциации налоговых ставок. Максимальному сокращению подлежат налоги, падающие на доходы от расширения капиталовложений. Эти налоги парализуют инвестиционную активность. Как следствие, рекомендации экономики предложения включают обоснование необходимости сокращения налогов на прибыль. Это позволит увеличить финансовое покрытие инновационных инвестиций в сочетании с активизацией побуждений к инвестированию, будет способствовать возрастанию спроса на услуги труда и уменьшению безработицы, превышающей естественный уровень.

По мнению консерваторов, следствием налоговых реформ явится не только возрастание инвестиционной активности, но и создание предпосылок сокращения бюджетного дефицита, а, значит, устранение важнейшего инфляционного фактора. Это положение иллюстрируется теоретиками предложения с помощью т. наз. эффекта Лаффера. Американский экономист Артур Лаффер в начале 80-х годов установил существование зависимости между динамикой налоговых ставок и объёмов налоговых поступлений в бюджет. Рост последних, по Лафферу, возможен только в условиях оптимизации налоговых ставок. Максимизация налоговых ставок оказывает угнетающее, парализующее воздействие на производство. Как следствие, сокращается база налогообложения и уменьшается объем налоговых поступлений. Напротив, приближение налоговых ставок к некоему оптимальному уровню (при котором доходы бюджета максимальны) способствует активизации предпринимательства, возврату хозяйствующих субъектов в легальный сектор экономики, расширению базы налогообложения и, в конечном счете, росту поступлений в бюджет. Эти выводы не соответствуют размерам общего налогового бремени производителей, которое составляет в настоящее время в Беларуси, Молдове, России более 25% ВВП, в Украине – около 30% ВВП (10).

Эффект Лаффера графически изображается с помощью известной кривой Лафферра, построение которой позволяет найти оптимальный уровень налоговых ставок:

Х

 

X opt E

 

Y max

Y, где:

 

X – уровень налоговых ставок в процентах;

Y – среднегодовой объём государственных доходов в результате налогообложения;

Xopt – оптимальный размер налоговых ставок;

Ymax – максимальная величина налоговых доходов в бюджет;

Е – точка оптимума налогообложения, после прохождения которой рост налоговых

ставок обусловливает сокращение бюджетных доходов.

 

С эффектом Лаффера в концепции неоконсерваторов сопрягается эффект Барро, получивший название по имени современного американского экономистаРоберта Барро. В работе “ Деньги, ожидания и деловой цикл” (1981, название дано в переводе автора) Барро исследовал и описал “ эффект вытеснения ” государством частного спроса на кредитные ресурсы. Стремясь к сокращению бюджетного дефицита, государство размещает на финансовым рынке свои долговые обязательства с привлекательными процентными ставками. Происходит оттягивание государством тех кредитных ресурсов, которые могли бы быть инвестированы в производство, частный бизнес вытесняется с финансового рынка. Другим негативным последствием расширения государственного присутствия на финансовом рынке становится удорожание кредита в результате увеличения спроса на деньги, что ещё более сокращает финансовую базу инвестиций. Как следствие, тормозится экономический рост. Таким образом, неоконсерваторы обосновывают вывод о неприемлемости бюджетной политики дефицитного финансирования в качестве средства государственного регулирования экономики. Этот вывод вполне созвучен рекомендациям монетаризма.

Дефицит госбюджета может быть сокращен посредством приватизации, избавляющей государство от расходовна содержаниеубыточных предприятий. Резервом уменьшения дефицита бюджета является и сокращение чрезмерных социальных программ.

Другой компонент неоконсерватизма – теория (школа) рациональных ожиданий (часто называемая новой классической теорией) базируется на гипотезе о рациональности ожиданий хозяйствующих субъектов, выдвинутой в 1961 году американским экономистом Джоном Мутом. Согласно Муту, хозяйствующие агенты, используя имеющуюся в их распоряжении информацию, выбирают такую линию поведения, которая нейтрализует государственное воздействие на экономику. Их действия рациональны, поскольку направлены на максимизацию полезности для потребителей и дохода - для производителей. В духе неоклассической теории гипотеза Мута исходит из предпосылки о мгновенной реакции рыночной конъюнктуры на поведение хозяйствующих субъектов.

С гипотезой Мута корреспондируется модель исследования информационных источников в экономике, созданная американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике (1982) Джорджем Стиглером (Стиглицем) (р.1911). В статье “ Экономика информации ” ( 1961) Стиглер приходит к выводу об определяющем значении информированности для успешного функционирования фирмы. Только в том случае, если менеджер (или собственник) фирмы обладает достоверной и полной информацией об экономической конъюнктуре, он способен принимать адекватные решения. Информация, таким образом, обладает исключительной важностью для формирования рациональных экономических ожиданий.

Особую популярность теория рациональных ожиданий получила в результате развития её положений американским экономистом и эконометриком, лауреатом Нобелевской премии по экономике (1995) Робертом Лукасом – младшим (р.1936). Наиболее известны его работы “ Ожидания и нейтральность денег ” (1972), “ Практическая значимость экономической политики: критический анализ ” (1976).Категорию ожиданий, введенную в экономическую науку Д. М. Кейнсом, Лукас поставил в центр концепции, показав, что формирование ожиданий происходит как на основе прошлого опыта, так и имеющейся информации, представлений о будущих действиях государства. Поэтому очевидна, считает Лукас, неэффективность кейнсианских мер по достижению полной занятости, которые лишь провоцируют развитие инфляции.

Политика государства, по Лукасу, должна быть предсказуемой и стабильной, рассчитанной на долгосрочное воздействие на экономику. Это позволит привести в соответствие с ней ожидания хозяйствующих субъектов и обеспечить равновесный экономический рост. Таким образом, неоконсерватизм обосновал свои рекомендации государственного регулирования экономики, во многом альтернативные кейнсианским.

Итак, неолиберализм предложил иную версию теоретического исследования современных экономических систем и государственного их регулирования, нежели кейнсианство. Но перенос акцентов на косвенные методы государственного воздействия на экономику не сделал это воздействие менее значительным, а лишь придал ему формы, более соответствующие современным экономическим реалиям. Многие положения неолиберализма весьма актуальны для анализа экономики Украины и формирования модели ее развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...