«Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Федеральное государственное казенное Военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт Войск национальной гвардии Российской Федерации»
Кафедра общей и прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Общая психология» Тема: Сравнительный анализ понятий «психическое развитие» и «личностное развитие» исполнил курсант 211 учебной группы (в/должность) (номер группы)
Руководитель курсовой работы
(в/звание, фамилия, инициалы, ученая степень)
Санкт-Петербург ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3 Глава 1. Понятие психического развития. 8 1. 1 Особенности процесса развития 8 1. 2 Биогенетические и социогенетические концепции психического развития. 9 1. 3 Теория конвергенции двух факторов детского развития. 13 1. 4 Понятие о теории преформизма. 15 1. 5 Классический ассоцианизм о роли среды и опыта в развитии 15 1. 6 Теория классического обусловливания 17 1. 7 Теория оперантного научения 18 1. 8 Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина 19 1. 9 Условия развития психики 22 1. 10 Источники развития психики. 24 1. 11 Движущие силы развития психики 26 1. 12 Закономерности психического развития 29 Глава 2. Понятие личностное развитие. 32 2. 1 Проблема развития личности в психоаналитической теории З. Фрейда. Понятие о структуре личности. 32
2. 2 Стадии психосексуального развития личности. 34 2. 3 Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона 35 2. 4 Теория социального научения. 38 2. 5 Движущие силы, условия и источники развития личности 44 2. 6 Механизмы развития личности 47 2. 7 Формирование личности в юношеском возрасте. 49 2. 8 Особенности зрелой личности 54 2. 9 Чем располагает социальная психология для построения концепции развития личности в онтогенезе?. 57 2. 10 Самосознание личности. 63 2. 11 Структурные звенья самосознания. Их генезис. 64 Глава 3. Сравнительный анализ понятий психическое развитие и личностное развитие 69 3. 1 Культурно-историческая концепция 69 3. 2 Психическое развитие личности 71 Заключение. 74 Список использованных источников. 75 Приложения. 77
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена необходимостью постоянного слежения за психическим развитием военнослужащих и создания условий для их личностного роста. Создание необходимых условий для развития личности важный компонент в профессиональной деятельности военнослужащего. Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т. п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост – стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост военнослужащего, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности.
Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней. Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности. Для человека профессия – это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития. Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества.
Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков. В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека – быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации. Цель исследования: на основе изучения понятий психическое и личностное развитие выполнить их сравнительный анализ. Объект исследования: Психическое и личностное развитие человека. Предмет исследования: Личностное развитие военнослужащего. Гипотеза исследования: Изучив факторы, влияющие на психическое и как следствие личностное развитие, можно создать условия для их развития в профессиональной деятельности. В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой ислледования можно поставить следующие задачи: 1. Проанализировать понятия «психическое развитие» и «личностное развитие». 2. Выделить особенности понятий. 3. Определить факторы, влияющие на личностное развитие в профессиональной деятельности военнослужащего (сотрудника) росгвардии.
Методы и методики исследования: На разных этапах работы применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, анализ документации, сравнение понятий, формирование вывода. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений. Список литературы составляет 15 наименований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|