Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные конституционные гарантии правосудия. 11 глава




Наконец, может быть изменен статус сложносоставных субъектов Федерации на основе специального федерального конституционного закона, предусмотренного ч. 5 ст. 66 Конституции РФ. Одним из вариантов изменения статуса может быть выход автономного округа из состава края, области.

Таким образом, в тексте самого Основного Закона заложено несколько конституционных механизмов разрешения "юридического парадокса" нынешнего статуса автономных округов.

 

§ 4. Особенности конституционно-правового статуса

Калининградской области как территории

федерального значения

 

Как уже отмечалось, Конституция РФ предоставляет широкие творческие возможности и необходимые правовые инструменты для решения сложных вопросов геополитического характера. Речь, в частности, идет о защите интересов России на эксклавной <1> части ее территории, которой является Калининградская область.

--------------------------------

<1> Эксклав - составная (несуверенная) часть страны, которая в силу разных исторических причин оказалась отделена от основной территории и окружена другими государствами, для которых она является анклавом.

 

Как известно, Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, чья территория отделена от остальной части страны территориями иностранных государств, а административная граница области имеет статус государственной границы Российской Федерации. В силу своего уникального географического положения этот регион имеет особое значение для национальной безопасности России, а также внешнеполитических, оборонных и экономических интересов государства на Балтике и в Европе в целом. Этим и предопределен его особый конституционно-правовой статус.

После распада СССР, когда в условиях глубокого кризиса российский эксклав оказался экономически и фактически отрезан от "материковой" России, остро встал вопрос о статусе Калининградской области. В регионе, исторически имевшем самые тесные связи с Европой, широко обсуждались идеи его присоединения к Польше или Литве.

Для того чтобы решить наиболее острые вопросы социально-экономического развития Калининградской области (в первую очередь сохранения в области определенного экономического потенциала и уровня жизни населения, насыщения региона необходимыми товарами и услугами в условиях его изоляции от основной территории Российской Федерации), было принято решение о создании на территории региона Особой экономической зоны. Эта зона действует с 1996 г. и имеет преимущественно компенсационный характер.

Тем не менее этот инструмент не является достаточным в динамично меняющихся внешне- и внутриполитических условиях. Калининградская область как пилотный регион взаимовыгодного партнерства может и должен стать образцом новых отношений в Европе. Здесь должны отрабатываться вопросы формирования совместной системы обеспечения российско-европейской безопасности, создания трансконтинентальных транспортных коммуникаций с сопутствующей инфраструктурой, энергетической основы единого российско-европейского экономического пространства, а также систем управления российско-европейскими интеграционными процессами.

При этом крайне важным остается соблюдение баланса между активно развивающимися процессами экономической интеграции Калининградской области со странами Балтийского региона и Евросоюзом в целом и обеспечением суверенитета и интересов Российской Федерации на части своей территории.

Как представляется, эффективным инструментом могло бы стать принятие федерального конституционного закона об изменении статуса Калининградской области.

Внесение изменений в статус субъекта Федерации не означает необходимости инициирования процедуры изменения Конституции РФ, поскольку, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, статус субъекта Федерации может быть изменен федеральным конституционным законом, а внесение соответствующих изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, согласно решениям Конституционного Суда РФ, не означает необходимости принятия специального закона о поправках в Конституцию РФ в рамках процедуры, предусмотренной ст. 136 Конституции РФ.

Особенности статуса Калининградской области могут быть описаны в федеральном конституционном законе с использованием термина "статус территории федерального значения".

Исходя из объективных особенностей Калининградской области и интересов Российской Федерации в этом регионе, закон должен быть направлен на решение следующих задач:

- совершенствование системы государственного управления в Калининградской области и укрепление федерального присутствия на эксклавной части территории Российской Федерации;

- обеспечение социальной и политической стабильности в регионе, имеющем особую стратегическую значимость для национальных интересов Российской Федерации;

- создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области, которая является "форпостом" Российской Федерации в Евросоюзе.

Суть законопроекта заключается в юридическом закреплении ряда особенностей в статусе <1> Калининградской области как субъекта Федерации, среди которых можно назвать, в частности, следующие:

--------------------------------

<1> Статус субъекта Российской Федерации включает в себя, в частности, наличие: собственной территории; административных границ; населения; органов государственной власти, самостоятельных в сфере своей компетенции; законодательства субъекта Федерации по предметам его исключительного ведения, а также в рамках полномочий региона по предметам совместного ведения с Российской Федерацией; символики субъекта Федерации и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...