Тема 2. Методология юридической психологии.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Введение Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода. Цель курса – подготовка бакалавров, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания. Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни. В результате освоения курса «Юридическая психология» студенты должны знать:
— цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины — прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом — методологические основы юридической психологии — признаки права в их психологическом аспекте — цели, задачи, структуру правового воспитания — основы научной организации труда — основные закономерности социальной коммуникации — методологические основы анализа преступной деятельности — особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей — понятие, виды, методы судебно-психологической экспертизы — психологические особенности личности, отбывающей наказание — понятие и методы исправительно-трудовой психологии уметь: — применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп — выявлять признаки юридически значимых эмоционально-волевых состояний — используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально-психологические особенности личности — использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов — организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами — выявлять коммуникативные качества публичной речи и другие приемы психологического воздействия. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Юридическая психология» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): в правоприменительной деятельности: — осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); — юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проявлением юридически значимых эмоционально-волевых состояний (ПК-6);
в правоохранительной деятельности: — уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); — используя методы юридической психологии, осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); в педагогической деятельности: — эффективно осуществлять правовое воспитание в отношении широкого круга субъектов, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ПК-19). Выпускник должен владеть: методикой творческого исследования правовых явлений, институтов и норм в их психологическом аспекте; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой прав, свобод и интересов граждан, выявление психологических особенностей поведения этих субъектов правоотношений; методикой выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений; методикой эффективного осуществления правового воспитания, в том числе, в отношении несовершеннолетних. Учебный курс рассчитан на один семестр, итоговой формой аттестации является зачет.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план Для студентов очной формы обучения На базе среднего (полного) общего образования
Программа курса Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии. Юридическая психология как особая отрасль научного знания. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Правовая наука как системообразующий фактор формирования проблемного поля юридической психологии. Цели и задачи юридической психологии. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом в подготовке юристов по специальности «юриспруденция».
Тема 2. Методология юридической психологии. Философские и общенаучные методы в юридической психологии; методы юридической науки, психологии и социальной психологии в их внутреннем единстве и многообразии. Классификация методов, применяемых при изучении личности и группы. Особенности применения методов психологии в отношении конкретных социальных групп (должностные лица правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказания, адвокаты, осужденные, несовершеннолетние и т.д.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|