Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Методология юридической психологии.




Введение

Учебный курс «Юридическая психология» относится к дисциплинам профессионального цикла, которые составляют основу системы юридического образования. В нём изложены базовые теоретические концепции, а также ведущие тенденции и закономерности, объясняющие процессы, происходящие в общественной жизни, подчинённой действию права, психологические особенности поведения субъектов правоприменительной деятельности, также лиц, вовлеченных в сферу правоотношений, с позиций комплексного междисциплинарного системного подхода.

Цель курса – подготовка бакалавров, обладающих профессиональными компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.

Основными задачами курса являются глубокое осмысление обучаемыми сущности процессов становления и развития демократического правового государства в России, а также социальной значимости профессии юриста в таком государстве; формирование у будущих работников судебной системы гражданской зрелости, общественной активности, высокого уровня правовой и общей культуры, профессиональной этики; выработка у студентов навыков исследования психологических аспектов правовых явлений, институтов и норм; усвоение студентами теоретических основ психологии, создание у обучаемых системы знаний о содержании юридической психологии как науки и её роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех сферах государственной и общественной жизни.

В результате освоения курса «Юридическая психология» студенты должны знать:

— цели и задачи юридической психологии как науки и учебной дисциплины

— прикладное значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом

— методологические основы юридической психологии

— признаки права в их психологическом аспекте

— цели, задачи, структуру правового воспитания

— основы научной организации труда

— основные закономерности социальной коммуникации

— методологические основы анализа преступной деятельности

— особенности поведения несовершеннолетних правонарушителей

— понятие, виды, методы судебно-психологической экспертизы

— психологические особенности личности, отбывающей наказание

— понятие и методы исправительно-трудовой психологии

уметь:

— применять методы юридической психологии в отношении конкретных социальных групп

— выявлять признаки юридически значимых эмоционально-волевых состояний

— используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально-психологические особенности личности

— использовать методы наблюдения, беседы, анкетирования, сравнительно-правовой метод и т.д. в исследовании правовой психологии и правовой идеологии различных социальных субъектов

— организовывать свою работу в соответствии с правовыми и этическими стандартами

— выявлять коммуникативные качества публичной речи и другие приемы психологического воздействия.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Юридическая психология» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в правоприменительной деятельности:

— осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проявлением юридически значимых эмоционально-волевых состояний (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

— уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— используя методы юридической психологии, осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

в педагогической деятельности:

— эффективно осуществлять правовое воспитание в отношении широкого круга субъектов, в том числе, в отношении несовершеннолетних (ПК-19).

Выпускник должен владеть:

методикой творческого исследования правовых явлений, институтов и норм в их психологическом аспекте; навыками реализации полномочий, связанных, прежде всего, с защитой прав, свобод и интересов граждан, выявление психологических особенностей поведения этих субъектов правоотношений; методикой выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений; методикой эффективного осуществления правового воспитания, в том числе, в отношении несовершеннолетних.

Учебный курс рассчитан на один семестр, итоговой формой аттестации является зачет.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские занятия  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия  
Форма итогового контроля зачет

 

 

Тематический план

Для студентов очной формы обучения

На базе среднего (полного) общего образования

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лек-ции   Семи- нары Практи- ческие занятия С/р
1. Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии. Тема 2. Методология юридической психологии     -  
2.   Тема 3. Психология личности в контексте правовых явлений     (интерак- тивная форма занятия)  
3. Тема 4. Правовая психология     (интерак- тивная форма занятия)  
4.   Тема 5. Психология профессиональной деятельности юриста     (интерак- тивная форма занятия)  
5. Тема 6. Криминальная психология     (интерак- тивная форма занятия)  
6. Тема 7. Психология в оперативно-розыскной и следственной деятельности     (интерак- тивная форма занятия)  
7.   Тема 8. Психологические особенности судопроизводства     -  
8.   Тема 9. Пенитенциарная психология       -  
  ИТОГО:        

 

 

Программа курса

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

Юридическая психология как особая отрасль научного знания. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Правовая наука как системообразующий фактор формирования проблемного поля юридической психологии.

Цели и задачи юридической психологии. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины. Значение знаний, умений и навыков, формируемых учебным курсом в подготовке юристов по специальности «юриспруденция».

 

Тема 2. Методология юридической психологии.

Философские и общенаучные методы в юридической психологии; методы юридической науки, психологии и социальной психологии в их внутреннем единстве и многообразии.

Классификация методов, применяемых при изучении личности и группы. Особенности применения методов психологии в отношении конкретных социальных групп (должностные лица правоохранительных органов, судов, учреждений исполнения наказания, адвокаты, осужденные, несовершеннолетние и т.д.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...