Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Психология профессиональной деятельности юриста




Интерактивное занятие в форме учебной дискуссии «Профессиограмма юридических специальностей»

Подготовительный этап: студенты заблаговременно получают задание подготовить реферат по теме «Моя будущая профессия». Объем реферата – 2-3 страницы.

Структура реферата.

1) Общие сведения о профессии:

история возникновения, назначение в судебной системе (системе ПОО или др.), связи с другими профессиями и специальностями, возможность освоения смежных профессий и специальностей, значение профессиональной квалификации, требования к соискателям, претендующим на должность, востребованность на рынке труда, престижность.

2) Описание процесса труда:

содержание трудового процесса, результаты труда, технические средства, применяемые в процессе труда, условия трудовой деятельности (наличие рабочего места, его комфортность), творческий характер, однообразие выполняемых операций и др.

3) Человек в процессе труда:

психологические, физиологические, моральные и др. особенности личности, способности и наклонности, необходимые в данной профессии,

4) Социально-экономические особенности профессии:

условия труда (продолжительность рабочего дня, его нормированность, охрана труда, продолжительность отпуска и др. существенные условия трудового договора), размер заработной платы, система поощрений, социальный пакет, перспективы профессионального (карьерного) роста, возможность повышения квалификации.

Основной этап: студенты выступают со своими рефератами, обсуждая все стороны своей будущей профессиональной деятельности.

Подведение итогов: преподавательобобщаетрезультаты обсуждения, оценивает выступления и выполненный реферат.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. №3 (75).

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – 365-404. *

Дополнительная:

Калягин Ю.С. Некоторые вопросы социальной перцепции оперативного работника / Ю.С. Калягин // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Ксенофонтов А.М. Динамика психологического состояния сотрудников милиции в экстремальных условиях деятельности / А.М.Ксенофонтов, И.А. Новикова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Литвинова Г.А. Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции Баварии (Германия) / Г.А.Литвинова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов / М.В.Поздняков // Юридическая психология. – 2010. -N 3.

Попова Г.В. Особенности функционирования личностных защитных механизмов сотрудников патрульной службы милиции с разным стажем профессиональной деятельности / Г.В.Попова, Н.Э. Милорадова // Юридическая психология. – 2010. - N 3.

Простяков В.В. Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел / В.В. Простяков,
О.Н.Зеленцова // Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Скворцова Е.В. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления профессиональной деформации личности сотрудников милиции / Е.В.Скворцова // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Соколова Е.Н. Психологические проблемы соблюдения законности сотрудниками оперативных подразделений / Е.Н. Соколова //
Юридическая психология. – 2009. - N 1.

Фомин А.С. Проблемы формирования психологической готовности к управленческой деятельности / А.С.Фомин // Юридическая психология. - 2011. - N 1.

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Криминальная психология

Интерактивное занятие в форме обсуждения конкретной практической ситуации.

Подготовительный этап: студенты знакомятся с планом проведения занятия, делятся на группы по 2 человека. Преподаватель оглашает цели и задачи работы, раздает карточки с текстом практической ситуации и заданием к ней.

Задача №1. Группа подростков 14-15 лет совершила несколько краж и два ограбления. Один из подсудимых, сын преуспевающего бизнесмена, свое участие в преступлении объяснил тем, что его привлекала сама опасность и соблазняла возможность проявить смелость; кроме того, он боялся показаться трусом перед своими товарищами.

Задание к задаче.

Объясните поведение подростка. Какие особенности личности несовершеннолетних наиболее ярко проявляются в противоправном поведении? Что такое полимотивация преступного поведения?

Задача №2. Изучая материалы уголовных дел о серии нераскрытых убийств, совершенных в разных районах города, следователь обратил внимание, что по ряду из них в качестве понятого при осмотре места происшествия участвует некий И.А.Ванюков. Из бесед со следователями, производившими эти осмотры, выяснилось, что они привлекали понятых из числа лиц, находящихся около места происшествия; таким же образом привлекался ими в качестве понятого и Ванюков. С учетом того, что эти убийства были совершены в разных районах города, была выдвинута подтвердившаяся позже версия о причастности Ванюкова к совершению этих преступлений (пример О.Я.Баева).

Задание к задаче.

Какая психологическая особенность поведения Ванюкова позволила раскрыть преступления? Чем еще характерно поведение серийных убийц?

Задача №3. Фронтовик Петр Матейко прибыл на побывку в родную Дубровку. Еще недавно его, здорового и красивого парня проводили в армию, а теперь на его кителе сияла Звезда Героя Советского Союза, боевые ордена и медали.

Петр рассказывал односельчанам яркие эпизоды из фронтовой жизни, о жарких схватках с фашистскими самолетами в небе. Получая в финансовом отделе райисполкома пособие на ремонт избы родителей, Петр предъявил удостоверение на имя Героя Советского Союза Андрея Голована, объяснив, что смена имени и фамилии произошла из-за близости аэродрома к фронту: «У нас завсегда так делают, - фрицев дезориентируем».

По пути на фронт Петр решил посетить областной центр. Фронтовой гость – статный летчик, капитан, умело и быстро завязывал знакомства с областным начальством. Героя приглашали на митинги, он выступал по радио, дал интервью корреспондентам областной газеты: «За время войны я имею на своем боевом счету 29 вражеских самолетов, сбитых лично, и 23 – в групповых боях».

Вся история Матейко развеялась в прах из-за одного наивного вопроса. На встрече с героем в школе пятиклассник спросил:

- Дяденька, значит за три месяца можно выучиться на летчика и сбивать фашистов?

- Как это за три? – не понял оратор.

- Вы же сами сказали, что ушли в армию в апреле этого года, а сейчас июль.

«Капитан» не смог объяснить школьникам, как он стал героем за три месяца, зато он подробно рассказал об этом в судебном заседании Военного трибунала. Петр дезертировал из армии в первые дни призыва, был задержан и осужден к десяти годам лишения свободы с отбытием наказания после фронта. Сбежал вторично и укрылся в пассажирском поезде, где вошел в доверие к капитану Головину, украл его китель с орденами и продолжил свой «боевой» путь. Военный прокурор с учетом обстоятельств дела требовал для подсудимого 10 лет строго режима без применения статьи об отбытии наказания после войны. Адвокат Брауде добился более мягкого приговора – 10 лет лишения свободы с отбытием наказания после фронта.

Задание к задаче.

К какому типу преступников(см.: Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. М.: Норма, 2008. - С. 53) следует отнести лжекапитана? Какие признаки архитипа трикстера проявляются у Матейко? Почему Военный трибунал проявил снисхождение к дезертиру?

Основной этап: студенты обсуждают задачи №1 и №2 в малых группах, следуя предложенному заданию, затем оглашают результаты своей работы.

Решение задачи №3 выполняется индивидуально в тетрадях для семинарских и практических занятий.

Подведение итогов: преподавательобобщаетрезультаты индивидуальной работы, выборочно заслушивая письменные ответы студентов, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого ответа.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная:

Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009. – С.303-364. *

Дополнительная:

Дворянчиков Н.В., Логунова О.А. Зарубежный опыт изучения пространственных характеристик криминального поведения серийных сексуальных преступников / Н.В.Дворянчиков, О.А.Логунова // Юридическая психология. -2010. - N 1.

Еникеев М.И. Психология вины. Сознательно-подсознательная регуляция криминального поведения /М.И.Еникеев // Юридическая психология. – 2009. - N 2.
Аляутдинов Д.Р. Основные приемы и правила составления психологического портрета / Д.Р.Аляутдинов //Юридическая психология.–2010. - N1.

Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних /В.В.Простяков //Юридическая психология. - 2011. - N 1.

Практическое занятие № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...