Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология применения стилей руководства




управление руководство стиль менеджмент

Технология управления - это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.

Предмет менеджмента как система отношений с подчиненными и клиентурой проявляется в общем предмете управленческого труда - информации, обеспечивающей принятие управленческих решений. Поэтому по отношению к предмету труда технологией управления являются совокупность и последовательность способов работы с информацией при осуществлении функций управления.

Процесс управления, как и процесс производства, непрерывный, но с целью его изучения выделяются этапы, связанные с формированием и принятием управленческих решений: подготовка и принятие решений, руководство исполнением решений, контроль.

В экономических системах помехи связаны с искажением (преднамеренным или случайным) информации, фиксируемой на носителях информации (в документах и др.). Повышение качества информации зависит от эффективности процессов коммуникаций (форм связи, способов передачи и восприятия информации и др.) и технологии управленческого труда. Технология управления во многом определяется содержанием производства товаров и влиянием внешней среды.

Каждый товар имеет свой жизненный цикл, определяемый рынком. В маркетинге выделяют следующие этапы жизненного цикла товара: выведение на рынок, рост продаж (прибыли), зрелость товара и насыщение им рынка, спад в объеме продаж и уход с рынка. Для разработки нового товара также необходимо время и выделяются соответствующие этапы его жизненного цикла. Очевидно, что для непрерывности производства должно соблюдаться соответствие между жизненными циклами товаров на рынке и этапами разработки для их замены новыми товарами.

Циклы разработки и производства различных товаров колеблются в широком диапазоне (от нескольких месяцев до десятка и более лет), но длина жизненного цикла товаров определяется рыночными факторами. Поэтому весьма важна роль маркетинга при определении стратегии выпуска новых товаров, особенно для дорогостоящих и таких, цикл разработки и производства которых отличается длительностью.

Для обеспечения непрерывности производства и управления должна быть выработана соответствующая технология управления. Чтобы своевременно принимать необходимые решения, фирма должна одновременно осуществлять эффективное управление производством реализуемых товаров и вырабатывать стратегию на будущее. Функции стратегического менеджмента должны сочетаться с функциями оперативного управления.

Эффективность технологии управления можно определить степенью управляемости фирмы в целом и ее подразделений и процессов. Управляемость предприятия определяется организационной структурой системы управления и организацией в ней информационных потоков.

Известные рекомендации по нормам управляемости в социально-экономических системах основаны на пороге кратковременной памяти человека, установленном немецким психологом Г. Эббингаузом (равен семи единицам), и на экспериментальных поправках на нелинейный рост контактов руководителя с подчиненными при росте числа последних. С учетом разнообразия функций, выполняемых подчиненными, нормы управляемости изменяются от 4-7 до 21-40 человек. Рассмотренные рекомендации используют для обоснования стиля управления, но они справедливы лишь для определенных условий производства (уровень управления, квалификация персонала и др.). Кроме того, эти рекомендации не дают основы для разработки системы контроля и управления производством, регламентации информационных потоков и др.

Разработка количественных методов оценки управляемости актуальна с теоретической и практической точек зрения, поскольку дает возможность более обоснованно конструировать организационные структуры управления, определять количество циркулирующей информации, периодичность контроля и решать другие задачи регламентирования обмена информацией между уровнями управления.

Одна из моделей формирования стиля управления руководителя содержит 24 этапа.

Этап 1. Руководитель или специалист в области управления должен либо измерять параметры текущих процессов либо чувствовать их значения. В случае едва заметных отклонений параметров текущей ситуации от запланированных необходимо выявить тенденцию их дальнейшего развития.

Этап 2. Отклонения могут быть несущественные либо сами по себе с течением времени могут уменьшиться, и тогда никаких новых решений принимать не следует. Если отклонения параметров ситуации существенны, это должно насторожить руководителя.

Этап 3. Руководитель должен сравнить конкретные параметры ситуации с плановыми (с целью) и определить состояние проблемы. Проблема оценивается как разность между параметрами цели и конкретной ситуации (такими параметрами могут быть время, качество выполняемых поручений, дисциплина работников, эффективность управленческой деятельности, состояние контактов с заказчиками и поставщиками и др.).

Этап 4. Руководитель должен установить приоритеты отклонений ключевых параметров проблемы от допустимых значений. По наиболее важным отклонениям руководитель должен составить для вышестоящего руководства и внешних заинтересованных лиц аналитическое заключение о причинах и возможных изменениях отклонений.

Этап 5. Производится согласование аналитического заключения с заинтересованными сторонами с целью выявления приоритетных отклонений.

Этап 6. Руководитель должен сформировать идею решения для уменьшения негативных тенденций развития проблемы. После этого он определяет вид целевой технологии для ПРУР. Выбор осуществляется среди трех технологий: инициативно-целевой, программно-целевой и регламентной.

Этап 7. Для выбранной целевой технологии формируется состав процессорных технологий в качестве инструментария для ПРУР. Набор формируется из следующих технологий: по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях, на базе «искусственного интеллекта», на базе активизации деятельности персонала.

Этап 8. Руководитель разрабатывает на базе идеи решения (этап 6) набор средств и методов для уменьшения отклонений в развитии проблемы.

Этап 9. Руководитель прогнозирует возможные результаты реализации УР при предложенном наборе средств и методов.

Этап 10. При удачных прогнозах руководитель утверждает технологии ПРУР у вышестоящего руководства. Если результаты прогнозов отрицательные, то руководитель должен вернуться к этапу 6.

Этап 11. В результате возможных замечаний при утверждении вышестоящим руководством руководитель должен скорректировать набор средств и методов для ПРУР.

Этап 12. Руководитель должен на время отложить выполненную работу и подумать о новой идее решения. Если он нашел более эффективную идею решения, то ему необходимо возвратиться на этап 6. Если более эффективных идей решения не найдено, то формирование решения продолжается.

Этап 13. Руководитель или специалист в области управления выбирает критерии оценки либо одного решения, либо нескольких решений, полученных в результате многократного прохождения по этапам 6-12.

Этап 14. Для каждого критерия формируются модель оценки и шкалы (единицы измерения). Результаты согласовываются с заинтересованными лицами.

Этап 15. По результатам оценки руководитель выбирает УР для реализации.

Этап 16. УР утверждается вышестоящими органами компании.

Этап 17. Руководитель создает рабочие материалы, раскрывающие смысл УР, его формулировку, перечисляет набор необходимых средств и методов.

Этап 18. Руководитель осуществляет юридическое оформление УР в форме приказа, доверенности, договора и т.д.

Этап 19. Руководитель организует подготовку к выполнению УР, в том числе распределяет права и ответственность, ресурсы, инструкции среди участвующего в выполнении УР персонала. Указывается время начала и конца процесса реализации УР.

Этап 20. Руководитель объявляет о начале практической реализации УР.

Этап 21. Уполномоченные руководителем лица проводят промежуточный контроль за ходом выполнения УР.

Этап 22. Инициатор решения информируется уполномоченными лицами или непосредственно исполнителями о ходе выполнения УР.

Этап 23. По итогам выполнения УР составляется отчет, в который включаются сведения о конечном состоянии проблемы и прогнозе ее дальнейшего развития (благоприятном или неблагоприятном).

Этап 24. Руководитель должен аккуратным образом по заданной структуре ввести в базу данных все сведения о формировании УР для возможного дальнейшего использования.

Разработка альтернатив - один из важных этапов ПРУР. Выбор метода разработки варианта будущего решения достаточно сложен и зависит от множества факторов. Характеристики этих факторов: результативность, практичность, экономичность.

Результативность заключается в том, что метод должен обеспечить получение результата - управленческого решения, которое должно ликвидировать проблему.

Практичность - обеспечение возможности использовать метод без увеличения степени неопределенности ситуации и достоверности получаемого результата.

Экономичность связана с необходимостью получения максимального результата при минимальных затратах.

К факторам, влияющим на выбор метода разработки альтернатив, относятся следующие:

наличие информации о структуре системы и внешней среде (информация может быть полной, неполной или отрывочной);

уровень представления информации (описание качественное, количественное и неопределенное, например, фреймовое);

размерность задач (малая, средняя и большая).

Существует огромное количество классификаций методов (см. приложение 1). Рассмотрим на две категории: дидактические и интерактивные.

Дидактические методы имеют прямую, одностороннюю направленность. Например, лекции без последующих дискуссий и вопросов слушателей. Обычно их используют для большой аудитории, содержание детально разрабатывают, а время тщательно планируют, поскольку известно, что отсутствие обратной реакции аудитории может привести к утрате понимания.

Управленческие ситуации можно использовать в различных формах ведения занятий, можно моделировать форму занятия по одному из типов, приведенных выше. Так, ситуацию «The York Group» лучше адаптировать к проигрыванию ролей, введя дополнительных участников процесса. Например, новый участник (Нина Леви) получает следующую роль: «Она недавно назначена коммерческим директором в YOSS. Работает в этой компании в течение пяти лет, два года в качестве агента по продаже товаров и три года руководителем отдела по сбыту на местах. Окончила институт маркетинга, последние 12 месяцев проходила практику, которая была частью подготовки для новой должности в компании. Ей 28 лет, не замужем, честолюбива, на протяжении четырех лет ищет возможность попасть в состав директоров. Ей приходится доказывать себе и компании, что реальные доходы могут быть получены благодаря ориентации компании на изучение организации рынков сбыта».

В соответствии с текстом ситуации можно расписать все роли и разрабатывать сценарий разрешения проблем.

Групповой анализ методом «мозговой атаки» или «аквариума» позволяет закрепить знания и формировать навыки процесса «ситуация-проблема - разработка вариантов решения проблемы - выбор решения - реализация решения».

Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников (прил. 4).

Таким образом, приведенные упражнения моделируют реальную ситуацию и носят конкурсный характер.

Для повышения эффективности групповых занятий в конце каждого из них предлагается проводить самоконтроль развития. Поэтому необходимо использовать листок самоконтроля для проведения самооценки полученных знаний. Такой дисциплинирующий элемент создает рабочую атмосферу и помогает в дальнейшей работе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...