Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по эффективному применению




 

Эффективность управления - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Она показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов:

• потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу;

• средства производства;

• социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;

• культура организации.

Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

В менеджменте эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна по следующим причинам:

) результат управления не всегда заключается в прибыли;

) может быть получен не только непосредственный, но и опосредованный результат, который скрывает роль управления в его достижении (прибыль часто выступает как опосредованный результат);

) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

) затраты на управление не всегда можно четко выделить.

Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя (критерия эффективности) в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций.

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности и соответственно эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, повышение эффективности использования материальных ресурсов характеризуется показателями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов - показателем фондоотдачи.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными показателями (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают:

• комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.;

• финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);

• показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):

• повышение научно-технического уровня управления;

• уровень интеграции процессов управления;

• повышение квалификации менеджеров;

• повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

• формирование организационной культуры;

• управляемость системы;

• удовлетворенность трудом;

• завоевание общественного доверия;

• усиление социальной ответственности организации;

• экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.

В связи с тем, что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, то экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. (№ 7-12/47).

Согласно Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов определяются: коммерческая (финансовая) эффективность, показывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.

Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности ресурсно-потенциальный подход, при котором абсолютная эффективность управления представляется как соотношение потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования, а относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

Рассмотрим эффективность управления на примере метода мозгового штурма (прил. 2, 3).

Мозговой штурм - наиболее известным и широко применяемым методом генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов (метод коллективной генерации идей - КГИ). Он был определен А. Осборном еще в 1938 г. как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль.

Эффективная отдача от применения метода коллективной генерации идей в процессе принятия нестандартных решений обеспечивается, прежде всего, в условиях наличия в корпорации ситуационной комнаты. Эксперимент по созданию и функционированию ситуационной комнаты был осуществлен в ОАО «Завод синтетического волокна» (г. Барнаул), где в 1997 г. апробировались методы КГИ, технические средства и соответствующие программные продукты.

Мозговой штурм представляет собой групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.

Характерной особенностью этого вида экспертизы является активный творческий поиск принципиально новых решений в трудных тупиковых ситуациях, когда известные пути и способы решения оказываются непригодными.

Группа, являясь как бы единым мозгом, пытается штурмом преодолеть трудности, мешающие разрешить рассматриваемую проблему. В процессе мозгового штурма участники выдвигают и развивают собственные идеи, идеи своих коллег, используют одни идеи для развития других, комбинируют их. Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен проводиться по определенным правилам, иначе он превращается в обычное совещание.

Подлинный мозговой штурм предполагает строгое разделение во времени процесса выдвижения идей и процесса их обсуждения и оценки. Запрещается критиковать выдвинутые идеи и предложения на первой стадии штурма, так как критические замечания прерывают творческий процесс, уводят к частностям, мешают выдвижению идей.

Задача руководителя группы заключается в активизации творческого мышления участников заседания, обеспечении выдвижения возможно большего числа вариантов осуществления той или иной функции. На этой стадии предпочтение отдается количеству выдвигаемых идей, а не их качеству.

Сверхзадачей КГИ является запуск процессов самоорганизации в малой группе, к которой относится и команда руководителя.

Организация коллективной генерации идей в условиях решения сложной, нестандартной проблемы должна осуществляться по определенным правилам в рамках достаточно формализованной схемы. Четкие правила в сочетании с реализацией идей самоорганизации в творческой группе призваны демонстрировать высокий уровень культуры принятия решений.

Стадии мозгового штурма. Хотя мозговой штурм по своему характеру - это способ творческой работы группы, однако он имеет относительно стандартные этапы и шаблоны осуществления отдельных процедур.

• мозговой штурм;

• брожение идей (нормальный способ работы).

. Отбор идей (ведущий):

• просмотр идей;

• отбор идей для разработки;

• преобразование отобранных идей в форму «как».

. Развитие решений (группа):

• исходная точка;

• отобранные идеи;

• разработка идей. На первом этапе осуществляется подбор экспертов в группу численностью 20-25 человек, в которую включаются специалисты по решаемой проблеме и приглашенные эрудированные лица с богатой фантазией, причем необязательно крупные специалисты в данной проблемной области.

Как показывает практический опыт, оптимальный состав для мозговой атаки - 7-9 человек. Для обеспечения большей независимости высказываний и создания атмосферы равноправия желательно включать в группу лиц, занимающих одинаковое служебное и общественное положение.

Вся сессия КГИ условно разбивается на три стадии. На первой (подготовительной) стадии основная задача - обеспечить сформированную для решения прблемы команду необходимой информацией в рамках SWOT-анализа.

Основной задачей второй стадии является непосредственная коллективная генерация идей на основе запуска процессов самоорганизации.

Наконец, на третьей (заключительной) стадии специально назначенная рабочая группа должна оценить наработанные идеи и подготовить соответствующий проект приказа (распоряжения) об их реализации.

Для проведения сеанса назначается ведущий (методолог), основная задачей которого состоит в управлении ходом обсуждения для решения поставленной проблемы. Ведущий в начале сеанса объясняет содержание и актуальность проблемы, правила ее обсуждения и предлагает для рассмотрения одну-две идеи. После выдвижения идеи следует тщательно обсудить, дать им экономическую оценку и в конечном итоге отобрать из них лучшую в соответствии с заданным критерием эффективности.

На стадии обсуждения эксперты должны развить выдвинутые идеи и найти в каждой из них рациональное зерно. Участники сессии КГИ концентрируют свое внимание на положительных сторонах идей и именно их стараются развить. Поэтому выдвигаемые в процессе обсуждения дополнительные идеи могут базироваться на идеях других участников или, наоборот, служить для них фундаментом, катализатором.

Большой эффект дает комбинирование идей путем составления перечня всех предложенных вариантов выполнения анализируемой функции с указанием преимуществ и недостатков каждого из вариантов. При обсуждении этого перечня специалистами разных профессий возникают новые, более оригинальные и плодотворные идеи, основанные на комбинациях ранее выдвинутых предложений.

Сеанс продолжается примерно 40-45 мин без перерыва. Для выступлений предоставляется 2-3 мин, и они могут повторяться. В каждом выступлении эксперты должны стремиться выдвинуть как можно больше новых, на первый взгляд, может быть, фантастических идей, или развивать ранее высказанные идеи, дополняя и углубляя их. Важным требованием к выступлению является конструктивный характер идей и предложений, которые должны быть направлены на решение проблем. Ведущий и все члены группы своими действиями и высказываниями должны способствовать созданию всеобщей синхронно работающей коллективной мысли, возбуждению мыслительных процессов, что существенно влияет на результативность обсуждения.

В процессе генерирования идей и их обсуждения прямая критика запрещена, однако она имеет место в неявной форме и выражается в степени поддержки и развития идей.

Выводы экспертов фиксируются способом стенографирования или магнитофонной записи, а затем подвергаются анализу, который заключается в группировке и классификации высказанных идей и решений по различным признакам, оценке степени полезности и возможности реализации. Примерно через сутки-двое после проведения сеанса экспертов просят сообщить, не возникли ли еще какие-нибудь новые идеи и решения.

Эксперименты показывают, что если в процессе сеанса была создана хорошая творческая атмосфера с активным участием в работе всех экспертов, то после окончания обсуждения в мозге человека продолжается процесс генерации и анализа своих и других предложений, который протекает не только осознанно, но и подсознательно. В результате сравнения высказываний, проведения аналогий и обобщений часто, примерно через сутки, эксперты формулируют наиболее ценные предложения и идеи, поэтому сбор информации по возможным новым идеям способствует повышению эффективности метода мозгового штурма.

Состав участников мозгового штурма. Для проведения сеанса назначается ведущий, который и руководит ходом заседания. Остальные участники мозгового штурма в принципе равноправны, они являются членами группы и генераторами идей. В специальной литературе их иногда называют «идеологами».

Нормально, если в группе есть и специалисты, и неспециалисты. Лицам, не знающим проблемы, значительно легче высказывать идеи именно по той причине, что они мыслят нестандартно. Они служат своеобразными катализаторами идей для специалистов.

Ведущий должен:

• знать, к чему он стремится;

• побуждать и вдохновлять участников мозгового штурма на поиск возможно большего количества новых и оригинальных идей решения;

• уметь переводить критические замечания в форму вопросов «как».

Факторы, препятствующие и способствующие мозговому штурму. Фактором, в наибольшей степени препятствующим мозговому штурму, является критика. Она действует двояко:

• заставляет лицо, высказывающее критику, мыслить привычно;

• мешает другим искать отличающиеся от стандартных идеи решения (поскольку критика направлена на эти идеи).

Другими факторами, препятствующими появлению идей, являются:

• официальность и формальность;

• поиск «правильных решений»;

• разъяснения и обоснования;

• пассивность ведущего.

Успеху в появлении идей способствует прежде всего безопасная и открытая атмосфера. В критической атмосфере практически невозможно заставить людей раскрыться в идеях. При рождении идей всегда стоит вопрос о свободе мысли.

Другими факторами, способствующими успеху в появлении идей, являются:

• активное воображение и желание;

• развитие, переработка и соединение высказанных идей;

• переработка, удивление и сомнение в имеющемся решении;

• поиск аналогов соответствующих проблем, действий и их применение к данной проблеме;

• активность ведущего.

Разновидности мозгового штурма. Существует несколько модификаций мозгового штурма.

Индивидуальный мозговой штурм проводится в основном по тем же правилам, что и коллективный, но одним специалистом, который одновременно генерирует идеи, дает им объективную оценку и критикует их, выступает в качестве секретаря сессии. В тех случаях, когда лицо, проводящее индивидуальный мозговой штурм, - специалист широкого профиля по данной проблеме, целесообразно передавать результаты опытному эксперту для оценки дальнейшей работы. Длительность сессии не должна превышать 3-10 мин, что требует высокой самодисциплины. Возникающие идеи фиксируются в памяти персонального компьютера. К оценке качества выдвинутых идей целесообразно приступать через несколько дней.

Участник индивидуального мозгового штурма должен стремиться вырабатывать и совершенствовать навыки постановки вопросов, на которые могут быть даны альтернативные ответы. Для самопроверки можно предложить в течение 3-5 мин высказывать (зафиксировав на магнитофоне или диктофоне) максимальное количество идей, например, по таким задачам: «По какому принципу организовать работу канцелярии предприятия в условиях компьютеризации?», «Как эффективнее организовать взаимодействие плановой и бухгалтерской служб?» и т.д.

Массовый мозговой штурм проводится участниками сессии - массовой (до нескольких сот человек) аудиторией, решающей какую-либо сложную задачу. Отбор идей производится на промежуточных этапах. Участники распределяются на оперативные группы по 6-8 человек. При комплектовании группы важно, чтобы непосредственное отношение к задаче имел лишь руководитель группы, а остальные ее члены были бы лишь знакомы с нею (иначе могут сыграть негативную роль амбиции специалистов, разработавших ранее данный проект).

Руководитель группы предварительно (за 2-3 дня до сессии) настраивается на проведение массового мозгового штурма, знакомится с его процедурой и составом группы. Штурм осуществляется в два этапа.

На первом этапе оперативными группами проводится прямой коллективный мозговой штурм. Желательно, чтобы задача касалась той области, где работают участники оперативной группы. Отступление от этих правил (проблема поставлена таким образом, что она имеет слишком много не связанных между собой аспектов, не интересует группу или, наоборот, узкими специалистами в ней являются все участники) резко снижает эффективность работы и, по существу, сводит работу на нет. Допустим, задача сформулирована следующим образом: «Как повысить качество учета в химико-прядильном цехе?» Такая постановка вопроса является общей, и участники группы будут формулировать ее каждый по-своему. Предпочтительнее другая формулировка, например: «Как создать более эффективную систему учета продукции на вашем участке?» В этом случае мысли участников сессии сфокусированы на решении одного вопроса. Длительность первого этапа сессии КГИ должна составлять не более 15-20 мин.

На втором этапе руководители каждой из групп в течение нескольких минут по окончании сессии оценивают выдвинутые идеи, выбирают из них наиболее интересные и сообщают их на «пленарном заседании». По завершении работы некоторые идеи (получившие положительные оценки) начинают внедряться немедленно, а другие передаются экспертам для доработки.

Письменный мозговой штурм применяется, когда нет возможности собрать специалистов в одно время и в одном месте. Для организации и непосредственного проведения сессии создается комиссия из наиболее компетентных в решении поставленной задачи специалистов.

Первый вариант организации работы: комиссия формулирует творческое задание, цели и задачи; рассылает материалы на те предприятия, в организации (подразделения), чьих специалистов предполагается привлечь. Такая методика применятся редко. Как свидетельствует практика, поступают чаще всего стереотипные ответы, число выдвигаемых оригинальных идей относительно невелико.

Второй вариант (который обычно применяется): комиссия формулирует творческое задание в форме довольно подробного вопросника, который отражает в альтернативном виде основные проблемы, требующие решения. В остальном процедура та же, что и при обычном мозговом штурме.

Метод письменного мозгового штурма исключает возможность обмена идеями, и это часто тормозит появление оригинальных идей, однако он способствует устранению психологических барьеров при генерировании идей.

Двойной мозговой штурм органически соединяет в себе процессы генерирования идей и их доброжелательной позитивной критики. В соответствии с процедурой всем участникам рассылаются письменные приглашения, в которых дается информация о цели, а также о том, какая конкретно помощь ожидается от каждого участника. К приглашению рекомендуется прилагать правила проведения сессии. Оптимальная численность участников сессии - до 30 человек, продолжительность - до трех часов. Сессия обычно делится на два формальных этапа с перерывом между ними в 45 мин.

Первый этап - постановка творческого задания, формулирование участниками (по методу прямого мозгового штурма) своих предложений - длится примерно один час.

На втором этапе во время перерыва проводится неофициальная часть сессии, непринужденное свободное обсуждение. Поощряется обсуждение предложенных идей, их позитивная критика, непринужденное генерирование новых идей. Работа на этом этапе длится примерно 45 мин.

Третий этап - продолжение выдвижения идей, но более конкретных, практически реализуемых (с учетом работы на первых двух этапах). Регламент выступлений - 2-3 мин. Длительность работы - в пределах одного часа.

По окончании сессии экспертами проводится оценка идей, как и в других модификациях метода мозгового штурма. Отобранные идеи рекомендуются к внедрению, направляются для детальной проработки в соответствующие службы.

Особенность мозгового штурма с оценкой идей заключается в более радикальном подходе к устранению отрицательных последствий критики. Область применения метода - решение задач повышенной сложности, требующих знаний и опыта творческого коллектива.

Мозговой штурм с оценкой идей проводится в несколько этапов:

) прямой коллективный мозговой штурм;

) размноженный перечень идей, предложенных во время первого этапа, в несколько развернутом виде передается каждому участнику сессии для предварительной оценки;

) каждый участник в индивидуальном порядке отбирает и рекомендует для дальнейшей разработки 3-5 идей;

) участники сессии вновь собираются для рассмотрения выдвинутых рекомендаций. Итоги обобщаются руководителем в форме таблицы;

) каждый участник отбирает наилучший подход к решению задачи, а также набрасывает эскизы (схемы) решения, которые вновь обсуждаются;

) руководитель выступает с обобщающим докладом; копия его раздается каждому участнику для замечаний. После окончательной доработки предложения передаются для практического использования.

В тех случаях, когда участники групп не могут прийти к общему мнению в оценке идей, проводится специальная сессия мозгового штурма самих экспертов.

Обратный мозговой штурм отличается от прямого тем, что здесь большое внимание уделяется критике высказываемых идей. На сессии решаются более узкие, специальные задачи. Содержанием работы на сессии является всесторонний анализ слабых мест в объекте, который необходимо усовершенствовать или заменить новым. Обеспечивается свободное обсуждение. В результате сессии (сессий) составляется своеобразная ведомость основных недостатков объекта. Разработанная ведомость передается экспертам для оценки их объективности и правильности. Исключаются лишь явно ошибочные замечания и выводы. После этого проводится прямой мозговой штурм по ликвидации недостатков.

Как было показано выше, мозговой штурм не годится для рассмотрения всех проблем. По своему характеру в противоположность строго логической и аналитической деятельности он является поисковой работой.

Как показывает практика, мозговой штурм лучше всего подходит для достаточно ограниченных и конкретных проблем типа: «Как предотвратить массовый брак продукции?», «Как создать наиболее благоприятное впечатление о продукции у потребителей?» и т.п.

Итак, эффективность управления - это эффективность действий людей в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

На эффективность управления влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, средства производства, социальные аспекты деятельности предприятия, культура организации и др.

Для оценки эффективности производства используется система обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой системы оценивается экономическими (количественными) и качественными показателями (показатели социальной эффективности).

Оценка эффективности системы управления основывается на сопоставлении результатов воздействия управления на производство и затрат, связанных с функционированием системы управления с учетом фактора времени.

Таким образом, рассмотренный метод эффективен главным образом при решении не слишком сложных задач общего (организационного) характера, когда проблема хорошо знакома всем участникам заседания и группа располагает достаточной информацией о ней. При решении сложной задачи необходимо иметь 400-500 идей, некоторые могут быть получены в течение нескольких совещаний с применением метода мозгового штурма.

Мозговой штурм - это способ работы группы, основная цель которого - найти новые альтернативные варианты решения в проблемной ситуации.

Отправным моментом мозгового штурма является проблема, которая не нашла достаточно хорошего решения. Мозговой штурм - это не чудодейственный инструмент, с помощью которого можно решить вечные и глобальные проблемы. Лучшие решения находились только тогда, когда речь шла о конкретных рабочих проблемах.

Мозговой штурм - это способ решения синтетических проблем, или проблем меры (например: «Как я попаду на работу, если автомобиль не заводится?»). К счастью, подавляющее большинство практических проблем можно облечь в синтетическую форму «как».

Наилучшие результаты, связанные с использованием метода мозгового штурма, достигаются при разработке новой продукции, совершенствовании выпускаемой продукции и существующих способов работы, способов содействия маркетингу и продажам, а также при улучшении технических конструкций.

Метод мозгового штурма достаточно популярен как в области принятия управленческих решений на предприятии, так и в повседневной жизни многих людей. И хотя во втором случае правила, описанные в данной главе, применяются не в полном объеме (это касается в первую очередь запрета на критику), тем не менее они являются разновидностью мозгового штурма, так как большинство принципов организации принятия решений методом коллективной генерации идей соблюдаются.

В качестве примера можно привести коллективную подготовку студентов к экзамену, что весьма часто встречается в студенческой практике. Но в данном случае метод мозгового штурма применяется как бы неосознанно и участники во многом сами устанавливают правила проведения мозговой атаки. Когда же речь идет о сложных системах, то необходима более детальная и тщательная подготовка к сеансу, а также использование в ходе его научно обоснованных принципов проведения подобных мероприятий.


Заключение

 

В последнее время оценки стилей управления среди исследователей в значительной степени изменились. Если либеральный и авторитарный не так давно характеризовали преимущественно негативно, а демократический считался самым положительным, то сейчас пришло понимание, что оптимален тот стиль управления, который приносит предприятию больше прибыли, обеспечивает стабильность производства, поступательный характер развития фирмы.

Все большее внимание уделяется субъективным, психологическим особенностям проявления профессиональной активности руководителя, его личностным характеристикам.

Российский психолог Р. Шакуров отмечает, что каждое отдельное психическое качество включается в состав стиля не во всем объеме, а лишь в той мере и форме, в какой это необходимо для данной деятельности. Формы и степень проявления психических свойств регламентируются довольно жестко, так как управленческие роли имеют повышенную социальную значимость. Это не отменяет общего положения о том, что эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации зависит прежде всего от объективных внешних условий и факторов.

Эффективным руководителем может считаться только тот руководитель, который может вести себя по-разному, в зависимости от требований реальной ситуации.

Руководство (и лидерство), как и менеджмент в целом, является искусством. Это подтверждается тем, что не удалось исследователям разработать или обосновать теорию такого стиля. Важным является вывод, сделанный в рамках ситуационного подхода к лидерству, о необходимости уметь применять определенный стиль в соответствующей ситуации. В то же время следует учитывать, что организационная культура может существенно влиять на практику менеджмента в организации.

Организационная культура в определенной степени ограничивает область компетенции управленческого персонала. Поэтому изучение культуры особенно полезно менеджерам всех уровней. При этом сами ограничения, как правило, нигде не излагаются в письменном виде.

Однако они существуют и быстро познаются новичками на практике. Если культура компании поддерживает веру в определенные традиции принятия решений по развитию организации росту ее прибыли или внедрение определенных новых концепции в управлении, то менеджерский корпус (конкретные менеджеры) вряд ли будут принимать решения, противоречащие этой вере и традициям.

Это существенно влияет на стиль руководства и принятие решений. В организациях, где культура отражает недоверие к работникам, менеджеры обычно пользуются авторитарным стилем и, наоборот, при ориентированности на людей и на коллектив - демократическими формами руководства.

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

Основа успеха любой фирмы - высококлассные менеджеры, руководители. Они являются формальными и неформальными лидерами, ведущими фирму к достижению намеченных целей или к краху вследствие своей некомпетентности или иных качеств. В руках руководителя находится судьба всей фирмы, благополучие и карьера подчиненных.

Если руководитель видит в работнике человека и относится к нему по-человечески, с уважением, если он смог создать в коллективе отношения доброго сотрудничества и пробудить в подчиненных общий интерес к успеху дела, иными словами, выбрал верный стиль поведения - управление в фирме будет эффективно, а труд производителен.

Именно поэтому важное место в науке менеджмента отводится различным стилям руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.

Каждый руководитель отличается собственным индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...