Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические и педагогические средства воздействия

Выполнил: Сахнов А.А

Проверил: Кокин В.Ю.


Введение............................................................................................................... 2

Психическое воздействие с помощью физических факторов...................................................... 3

1. Ионизация воздуха................................................................................................. 3

2. Электростимулирование........................................................................................... 6

Психологические и педагогические средства воздействия........................................................ 7

1. Психотерапия и психопедагогика................................................................................. 7

2. Аутогенная тренировка.......................................................................................... 10

Психологические причины спортивных успехов и неудач..................................................... 13

Рациональное питание как важный фактор восстановления работоспособности............................ 18

Основы рационального питания при развитии физических качеств............................................ 18

Медико-биологические средства восстановления физической работоспособности.......................... 20

Гидротерапевтичсские средства восстановления работоспособности........................................ 23

Витаминные препараты............................................................................................ 25

Литература:......................................................................................................... 25


Введение

Одной из основных и актуальных задач спортивной психологии является разработка эффективных практиче­ских методов психологической подготовки, которые по­могали бы спортсменам приспособиться ко все более ин­тенсивным нагрузкам на тренировках и соревнованиях.

В данной работе рассмотрено несколько методов и при­емов, которые иногда используются при психологической подго­товке спортсменов. Эти приемы и методы оказались действенными, хорошо себя зарекомендовали. Они способ­ствуют повышению уровня психической активности, сохранению психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению психической энергии, затрачен­ной спортсменами на специфические усилия, и в целом укреплению умственной работоспособности. Кроме того, эти методы не являются единственно определяющими. Они имеют гигиеническое, профилактическое, лечебное значение, оказывающее воздействие в более широком пла­не - содействуют формированию физически крепких лю­дей, способных преодолевать любые трудности. Из множе­ства существующих приемов мы используются только те, которые отвечают требованиям следующей триады: поло­жительный эффект, отсутствие побочных эффектов, до­ступность и легкость применения.


Психическое воздействие с помощью физических факторов

Ионизация воздуха

В широком смысле под ионизацией воздуха понимает­ся процесс, при котором частицы, присутствующие в воз­духе, двигаясь в электрических полях, обусловливают электрическую проводимость. Известно, что смесь газов, входящих в состав атмосферы, с точки зрения теории электричества является нейтральной. Превращение нейт­ральных атомов или групп атомов в ионы, которые облада­ют электрическим зарядом из-за потери или поглощений электрона, и является процессом ионизации.        

Ионизацией воздуха серьезно заинтересовались иссле­дователи, так как было замечено, что смесь газов в воздухе или аэрозолей, несущих различные электрические заряды, способна вызывать определенные изменения в процессах жизнедеятельности организма.

Многочисленные наблюдения и экспериментальные ис­следования показали, что отрицательные ионы оказывают положительное воздействие на организм - факт, который используется в терапии (аэроионотерапия).

Ионизация воздуха может произойти как естественным путем, благодаря действию некоторых факторов (дождь, движение воды в горных потоках, электрические разряды и т. п.), так и искусственным путем при помощи специаль­ных аппаратов (термоэлектрических, гидродинамических, аппаратов, дающих слабый электрический разряд, генера­торов радиоактивных ионов и т. д.).

Положительные эффекты ионизации воздуха на орга­низм обусловливаются определенной концентрацией отри­цательных ионов и временем их воздействия.

К настоящему времени собран богатый фактический материал о воздействии ионизации воздуха на человече­ский организм. Ценный вклад в это внесли исследования, проведенные в России, США, ГДР, Италии, Франции и Ру­мынии.

Сфера биологического воздействия иониза­ции воздуха очень широка. Она охватывает основные сис­темы жизнедеятельности организма — сердечно-сосудис­тую, процессы дыхания и обмена веществ, физико-химиче­ские и морфологические свойства крови, эндокринное функционирование и основные свойства нервной си­стемы.

Ионизация воздуха экспериментально применялась во многих странах как фактор, способствующий повышению работоспособности спортсмена. В этом отношении особен­но интересны исследования, проведенные Минхом, Лепехиной и Вытчиковой в СССР, Деляну и группой ученых Центра спортивных исследований в Румынии, которые констатировали улучшение некоторых физиологических параметров под воздействием аэроионизации. Эти иссле­дования показали, в частности, что отрицательная иониза­ция воздуха оказывает благотворное воздействие на мус­кульную силу, вызывая повышенную физическую сопро­тивляемость статической и динамической нагрузке и увеличивая скорость восстановительных процессов после выполнения тяжелой работы.

Данные специальной литературы, свидетельствующие о положительном биологическом воздействии отрицательной ионизации на организм, побудили исследователей к изучению в экспе­риментальных условиях возможностей применения аэро­ионизации и как фактора интенсификации нервно-психи­ческих возможностей спортсменов.

Ниже излагаются некоторые результаты воздействия отрицательной ионизации на нервно-психическую сферу спортсмена, полученные экспериментальным путем. Работа проводилась с группой спортсменов в возрасте от 18 до 23 лет, находящейся на сборах, клинически здоровой. В течение 18 ежедневных сеансов длительностью от 1 час. до 1 час. 15 мин. при концентрации 100 000 ионов/см3 груп­па спортсменов подвергалась отрицательной ионизации.

На протяжении всего эксперимента температура и ат­мосферная влажность в лаборатории находились в преде­лах нормы, а концентрация озона не превышала допусти­мых пределов (0,0001 мг/л). Воздействие ионизации на нервно-психические функции фиксировалось с помощью клинических и экспериментальных данных. Клинические и психологические наблюдения позволили судить о психи­ческой реактивности и способности к определенному пове­дению у лиц с учетом следующих показателей: сон, аппе­тит, состояние бодрости или усталости, особенности вос­приятия. Особое внимание обращалось на состояние «нервозности», раздражительности, неудобства, а также на достигнутые спортсменами результаты, регистрируемые в специальных хронограммах. Ежедневно в начале и в кон­це периода воздействия аэроионизации проводились пси­хологические измерения времени реакции, памяти, теппинг-тест и т. д.

Сравнительный анализ экспериментальных данных, по­лученных до и после сеанса воздействия ионизации, выя­вил следующие положительные эффекты:

Субъективные состояния хорошего настроения, комфор­та и психического равновесия. Еще Десауер, один из ос­новоположников аэроионизации, утверждал, что отрица­тельные ионы вызывают у больных людей состояние субъ­ективной умиротворенности, внутренней успокоенности, хорошее настроение. Исходя из этого, Десауер рекомен­довал использовать отрицательную ионизацию при состояниях усталости и психической депрессии. Подобные ре­зультаты получил и Хаппель, который нашел, что после воздействия отрицательной ионизации пациенты с психо­логической точки зрения были более активны.

Исследования, проведенные среди спортсменов, подтвердили данные, полученные в результате наблюдений за больными, выявили сдержанную, последовательную пси­хологическую картину воздействия отрицательной иониза­ции, характеризующуюся состоянием психического ожив­ления, подвижности, гибкости умственных процессов с более быстрым протеканием сенсомоторных процессов.

Таким образом, клинические наблюдения показали, что при кратковременном, легком воздействии отрицательных ионов люди приходят в состояние покоя и психического равновесия.

Состояние расслабления и покоя. В противоположность психической сфере, где отмечается подвижность и «яс­ность» умственных процессов, в психомоторной области наблюдаются эффекты расслабления.

В наших исследованиях при проверках, которые прово­дились сразу же после воздействия ионизации, было от­мечено, что под ее влиянием быстрота действия верхних конечностей и сила сжатия динамометра были меньше по сравнению с измерениями, проведенными в начале опыта. Все это результат появления состояния нервно-мускульно­го расслабления, свидетельствующий о возможностях вы­зывать спад напряженности и вхождение в состояние более глубокого отдыха нервно-мышечных групп. После воздей­ствия ионизации, время которой варьировалось от 15 мин. до 1 часа, скорость выполнения и сила сгибательных мышц спортсменов восстановились до первоначальной величины, а иногда и превосходили ее. Проявление психического ус­покоения, вызываемого мускульным расслаблением, с психологической точки зрения несет положительный эф­фект.

Влияние на время реакции. Время психомоторной реакции является показателем, который особенно часто ис­пользуется при исследованиях, проводимых среди спорт­сменов. Минх и другие советские авторы отмечают, напри­мер, уменьшение времени реакции после воздействия аэро­ионизации. Кнолль и его сотрудники, используя генераторы радиоактивных ионов, исследуя действие ионизации во время реакции на простые раздражения, отметили, в част­ности, изменения быстроты реагирования при концентра­ции легких атмосферных ионов. Резуль­таты, однако, колеблются в зависимости от реактивности субъектов. Американские авторы сравнивают воздействие ионизации с действием психотропных лекарств — кофеина и никотина. Исследования Кнолля подтверждают более раннее положение Бисса и Вейдемана, согласно которому действие атмосферных ионов зависит от механизма и гомеостатического состояния организма. Ионизация действует на время психомоторной реакции в основном как катали­затор.

В проведенных экспериментах, время реакции по­стоянно улучшалось. По мнению некоторых специалистов, противоречивые результаты, полученные Кноллем, объясняются изменени­ем знака электрических зарядов ионизации на протяжении одного и того же эксперимента, что и определяет противо­положные эффекты.

Положительное воздействие на умственные процессы и состояние бодрости. Хаппель отмечал, что умственные про­цессы, измеренные при психологических проверках, под воздействием отрицательных ионов улучшаются. Мы так­же проследили воздействие ионизации воздуха на процес­сы памяти и отметили, что процесс быстрого запоминания постоянно улучшается. Во время всего эксперимента было обнаружено и улучшение концентрированного и распреде­ленного внимания, а также повышение точности психомо­торной деятельности. Упомянутые положительные эффек­ты проявлялись очень быстро еще во время проведения опыта, сохраняясь затем в течение некоторого времени, ко­торое изменялось в зависимости от особенностей каждого человека.

Воздействие на психические состояния. Большой инте­рес представляют наблюдения, связанные с влиянием от­рицательной аэроионизации на психические состояния. Так, анализируя поведение спортсменов чем-то взволно­ванных, которое контролировалось на протяжении всего экспериментального цикла и регистрировалось в ежеднев­ных хронограммах, не было отмечено отрицательных изменений. Напротив, появились положительные эффек­ты, выражающиеся в появлении некоторого «светлого» психического состояния.

Замеченный эффект имеет важное практическое значе­ние для тех видов спорта, которые требуют особого нерв­ного напряжения.

Механизм действия отрицательной ионизации. Несмот­ря на то, что ведутся многочисленные исследования, объ­яснения механизма воздействия ионизированных газов на нервно-психическую деятельность до сих пор еще не дано. Одни придерживаются того, что нервно-рефлектор­ное действие ионов осуществляется через дыхательные пу­ти. Другие считают, что они непосредственно воздействуют на нервную систему. Противоположной точки зрения при­держивается Эдстрем. Он объясняет воздействие ионов на нервно-психическую сферу первоначальным действием ионов на вегетативную нервную систему, посредством ко­торой отрицательные ионы вызывают расширение капил­лярных кровеносных сосудов. Как следствие этого насту­пают успокаивающее действие отрицательной ионизации на кору головного мозга, состояние расслабления и психи­ческого покоя.

Таким образом, на основе исследований, проведенных учеными различных стран, можно полагать, что аэроиони­зация является физиотерапевтическим методом, который следует включать в арсенал средств, способствующих раз­витию физических возможностей спортсмена.

Метод отрицательной ионизации может быть использо­ван на любой спортивной базе, так как не требует дорого­стоящего оборудования и сложных приемов применения.

Электростимулирование

По некоторым сведениям, электростимулирование не ис­пользовалось в спортивной или медико-спортивной практи­ке как фактор нервно-психического укрепления. В лечеб­ных же целях оно занимает признанное место и с успехом применяется при различных клинических заболеваниях, в том числе и психических.

В лаборатории Исследовательского центра Националь­ного совета по физическому воспитанию и спорту был соз­дан специальный аппарат, который позволил приме­нить стимулирование при помощи электрического тока в специальных условиях для укрепления основных свойств нервной системы и, предположительно, психической дея­тельности. В этом аппарате стимулы образуются с по­мощью генератора низкой и средней модулированной час­тоты (синусоидальной и полусинусоидальной).

Общей схемой применения является нейромускульное стимулирование, напряжение мускульной массы и успо­каивающие эффекты путем расширения кровеносных сосу­дов в тех местах, которые подвергались воздействию. Пси­хический эффект является косвенным, вызванным общим или местным расслаблением, которое, вызывая мускуль­ную релаксацию, предопределяет появление состояния психического покоя с успокаивающими эффектами нерв­ной системы. С психологической точки зрения эффект по­добен психическому состоянию, вызванному при помощи произвольного, частичного, положительного расслабления, достигнутого по методу Якобсона, с тем отличием, что эф­фект биостимулирования достигается немедленно.

Этот аппарат имеет то преимущество, что он производит ионизацию некоторой нейротропической субстанции, ко­торая усиливает успокаивающее действие нервно-мускуль­ного расслабления спортсменов. При этом отмечалось улуч­шение некоторых психофизиологических функций (по­ложительное воздействие на память, время реакции, состояние бодрости, а также на устранение или исправле­ние нежелательных явлений, таких как головные боли, бес­сонница, состояние нервозности и т. д.).

3. Водные физиотерапевтические средства

В спортивной практике хорошо известно успокаиваю­щее и расслабляющее действие водных физиотерапевти­ческих процедур. При правильном применении они оказы­вают большое влияние на психическую сферу спортсмена.

Опыты показывают, что положительное воздействие вод­ных физиотерапевтических методов значительно повыша­ется, если при их применении учитываются два основных типа соматопсихической реактивности:

— тип циклотимический, с живой психикой, веселый, подвижный, хорошо переносящий холод;

— тип шизотимический, приятный, малоподвижный, с замкнутой психикой, хорошо переносящий жару.

Теплые или холодные водные процедуры, применяе­мые в соответствии с этими двумя типами психической ре­активности, оказывают прямое или косвенное положитель­ное воздействие на всю центральную нервную систему.

Психологические и педагогические средства воздействия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...