Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические причины спортивных успехов и неудач

В спортивной деятельности важным мотивационным моментом является оценка результата, которая, в свою очередь, распадается на внешнюю и внутреннюю (ca­мооценку). Самооценка, которая в начальной стадии в определенной мере зависит от оценки внешней, являетсяI затем исходным пунктом актуальных психических состоя- ний и важным фактором динамических и когнитивных процессов, характеризующих тенденции основного мотивационного пучка. Она в большой степени связана с чувством личного удовлетворения и проявляется как в субъективных переживаниях, так и в поведении. Спортсмен с низкой самооценкой способен противостоять внешним воздействиям в меньшей степени, а индивидуум с высокой самооценкой скорее займет активное место в общественных группах и свои взгляды будет выражать чаще и действеннее. При низкой самооценке чаще проявляется состояние депрессии.                                       

Самооценка спортсмена прежде всего зависит от его успеха, или неудачи в спорте. С его точки зрения успех является главной непосредственной целью спортивной деятельности, основной ценностью, к обладанию которой он стремится. Этот успех достигается при помощи интен­сивной спортивной тренировки и является связующим звеном в достижении целого ряда личных и общественных целей: высокая самооценка, престиж, влияние в коллективе, здоровье, хорошие внешние данные, физическая красота, путешествия, общественное признание и т. п.          

Все это существенно влияет на мотивационную струк­туру спортсмена и тесно связано с его эмоциональной структурой. Спортивный успех с психологической точки зрения занимает очень важное место в жизни спорт­смена как источник мотивов и чувств.

Общее определение успеха сформулировать довольно трудно. Оценка спортивного результата (успех или неуда­ча) часто является субъективной. Вопрос о том, как будет оценено данное конкретное достижение, решается в зави­симости от уровня притязаний спортсмена, который опре­деляется как ясно выраженные субъективные требования к предстоящему результату в известной деятельности, выведенному на основе представления своего последнего достижения. Уровень притязаний можно также понимать как косвенно выраженную самооценку спортсмена в виде требования к количественной и качественной сторонам предстоящей деятельности. Он очень изменчив, зависит от множества различных факторов. Для молодых спортсменов характерен более высокий уровень притязаний, причем у мужчин он выше, чем у женщин.

Обстоятельства, которые оцениваются отрицательно (низкий собственный результат по сравнению с результа­тами остальных и др.), обычно повышают уровень притя­заний, и, наоборот, обстоятельства, которые характеризуют­ся обратной оценкой, ведут к относительно более низкому уровню притязаний. На него оказывает влияние весь пре­дыдущий опыт спортсмена, способность его предугадывать свои возможности, оценка им тех или иных качеств своей личности, а также влияние внешних факторов (мнение тренера, коллектива, семьи, печати и т. п.), личных при­меров.

Уровень притязаний по отношению к каждому спортивному результату: на основе самооценки спортсмен намечает для себя тот рубеж, который, по его мнению, он сможет достичь в следующем соревновании.

Достижение результата выше уровня притязаний имеет для спортсмена определенную ценность (часто оно высту­пает как средство для достижения других целей), стано­вится для него потребностью и непосредственной целью. Если этот результат достигается, то спортсмен положитель­но эмоционально переживает свой успех. Если результат ниже уровня притязаний, это означает для спортсмена неудачу.

То психическое состояние, которое возникает у него в результате успеха, является вследствие своих особенностей положительным, благотворным, как осуществление цели спортивной тренировки. Оно характеризуется приятными ощущениями (легкость движения, радость и вместе с ней смех, типичное раскрепощение речевой реакции и т. п.) и ведет к повышению уровня притязаний в будущей дея­тельности, к увеличению силы мотивации, росту общей работоспособности. Было доказано, что у большинства спортсменов непосредственно в успешной ситуации спор­тивные результаты растут. Это подтверждалось в лабора­торных условиях во время опытов с динамометрией (В.Го­шек, 1965). Под влиянием успеха улучшался также резуль­тат спортсменов в тестах на внимание.

Однако регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность: к успешной роли спортсмен нередко очень быстро привыкает. Его притязания находят­ся по сравнению с обычными соперниками на очень высо­ком уровне. У него вырабатывается неумеренно завышен­ная самооценка. Чем регулярнее и интенсивнее эмоцио­нальные психические состояния в результате одержанного успеха, чем выше уровень притязаний спортсмена, тем глубже и интенсивнее будет субъективный конфликт спортсмена при неудаче; в этом случае сам факт, что успех достигается значительно тяжелее, чем предполага­лось, будет для него такой психической трудностью, в ус­ловиях которой ему не удастся показать и свой привыч­ный результат. Часто это происходит в состязаниях с равно подготовленными спортсменами, причем на самых важ­ных соревнованиях и встречах. Подобная опасность наиболее присуща спортсменам-лидерам, членам националь­ных сборных команд, талантливым юным спортсменам.

Таким образом, отдельный успех с точки зрения психо­логической подготовки спортсмена желателен и является предпосылкой успешного хода спортивной тренировки, по­скольку представляет собой усиливающий фактор. Более широкая серия повторяющихся успехов с точки зрения психологической подготовки таит в себе потенциальные опасности.

Если спортсмен достигает результата, который не от­вечает его уровню притязаний, создается сложная ситуа­ция, в которой не осуществлено ожидание успеха, блоки­ровано продвижение к цели, каким-либо способом сдержи­вается или усложняется путь к достижению желаемой ценности. Возникающее в такой ситуации у спортсмена со­стояние называется в психологии фрустрацией. Регу­ляция послестартового состояния с элементами фрустрации является сложной психологической проблемой.

Состояние фрустрации довольно подробно изучено в экспериментальной психологии и психопатологии. Резуль­таты ряда экспериментов показывают, что фрустрация мо­жет проявляться в отказе от данной деятельности, в от­ступлении перед противником и т. п. Часто в этом состоя­нии спортсмен оценивает свой результат как неудачу без учета его действительной величины.

Психические состояния, которые возникают при фру­страции, характеризуются прежде всего неприятными чув­ствами конфликтного характера (злость, страх и т. п.), что в итоге часто приводит к снижению уровня притяза­ний для дальнейшей деятельности, изменению мотивации, падению работоспособности спортсмена. Это выразительно проявляется в поведении спортсменов, для которых ха­рактерна малая приспособляемость к меняющимся ситуа­циям. Малая приспособляемость ярко проявляется в послестартовой фрустрации, следствие чего - необоснованно повышенная мотивация в виде стереотипного, слепого пов­торения деятельности, желание дальнейших попыток, низкий уровень познавательных процессов и т. п. При ком­пенсировании фрустрации малая приспособляемость к ситуациям проявится в отговорках, симуляции, в высмеи­вании значения результатов, в изменении взглядов на вы­полнявшуюся деятельность, которое может даже привести к отходу от нее.

Высокий уровень притязаний - это потенциальная предпосылка для возникновения фрустрации. Спортивные неудачи в целом являются негативным явлением на трени­ровке, особенно если речь идет о взаимосвязанном ряде неудач. Поэтому в некоторых случаях тренеру необходимо снижать их значение продуманным регулированием послестартовых ситуаций, правильно выбранной организацией дальнейшей подготовки спортсмена.

Экспериментальное исследование у спортсменов со­стояния фрустрации и ее влияния на результаты показало, что в ситуации фрустрации примерно одна треть спортсме­нов повышает свой результат по сравнению с предстоящи­ми попытками (речь идет о лабораторных динамометриче­ских измерениях). У остальных - результат или не меняется, или ухудшается. Наблюдения показали, что у спортсменов (80 легкоатлетов) было установлено общее значительное понижение результатов в состоянии фрустра­ции. При проведении тестов на внимание также отмеча­лось ухудшение качественной стороны деятельности (про­явление невротических симптомов в поведении). К по­добным результатам под влиянием неудач пришел и О. В. Дашкевич (1970) при проведении опытов с реакциометром, которые доказали качественное ухудшение резуль­татов после ряда неудач.

 Родственными в методической области являются опы­ты с самооценкой (Е. Генова, 1960, 1961). Эксперименталь­ные исследования группы ведущих чехословацких спорт­сменов-легкоатлетов (В. Гошек, 1969) привели к следую­щим выводам:

а) уровень притязаний спортсменов в целом подчиня­ется примерно тем же закономерностям, которые раньше были выявлены у неспортсменов; установлена более высо­кая чувствительность уровня притязаний спортсменов к общей высокой частоте изменений этого уровня, а также к быстрому повышению притязаний после успешного ре­зультата. После неудачи уровень притязаний понижается медленнее;

б) у ведущих спортсменов уровень притязаний в боль­шинстве случаев превышает уровень их последнего резуль­тата и часто даже опережает современные пределы резуль­тативности. Эту закономерность мы считаем очень сущест­венной стороной динамики спортивной мотивации. Она исходит из высокой самооценки, которая в определенной мере становится характерной психологической чертой спорт­сменов. Данная тенденция, естественно, переносится в об­ласть спортивной тренировки, которую можно рассматри­вать как постоянное повышение результативности;

в) спортсмены с относительно более высокими тенден­циями невротичности и вегетативной неустойчивости име­ют меньшую фрустрационную терпимость и быстрее сни­жают после неудачи свой уровень притязаний. Спортсме­ны-экстраверты более выразительно меняют свой уровень притязаний после успеха и неуспеха;

г) значительные превышения уровня притязаний ре­зультатом, показанным в лабораторном эксперименте, все­гда оценивались субъектом как успех и вызывали признак радости. После успеха наблюдалось значительное повыше­ние уровня притязаний: повышалась также и общая рабо­тоспособность (мускульная сила и сосредоточение внима­ния). Результат ниже уровня притязаний оценивался как неудача и был связан с возникновением фрустрации и с последующим снижением притязаний, а так/ive и работо­способности;

д) между величиной уровня притязаний в лаборатории и в естественных условиях спортивной деятельности мы нашли у спортсменов статистически выраженную тесную связь, которая, однако, еще недостаточна для решительно­го определения притязаний как постоянной черты лич­ности.

Величина притязаний, согласно нашим результатам, меняется в зависимости от деятельности и ее общей моти­вации.

Тесты на уровень притязаний не могут определить аб­солютный уровень стремлений отдельных спортсменов вообще, т. е. для разных отличающихся видов деятельно­сти. В лабораторных испытаниях спортсмен рассматривает свои притязания в соответствии с достигнутыми ранее ре­зультатами в этой деятельности. В большинстве случаев он склонен к небольшой скидке от последнего результата, что­бы оставить себе определенный «резерв». В естественных условиях спортивного соревнования, наоборот, уровень притязаний спортсмена проявляется таким образом, что он склонен немного добавить к последнему результату. Этот факт свидетельствует об уже описанной ранее основной тенденции к высокому результату, которая порождает стабильную гипераспиративность спортсменов, что, в свою очередь, имеет своим результатом частое недостижение уровня притязаний в последующих попытках. Это стати­стически проверено путем исследования большой группы спортсменов за более продолжительный период. При гипераспиративности спортсмены относительно часто испыты­вают действие механизмов фрустрационной терпимости.

Процентное отношение уровня притязаний к предыду­щему результату в естественных спортивных условиях очень стабильно, В нашем исследовании у большинства спортсменов уровень притязаний регулярно превышал по­следний результат и, как правило, не был достигаем после­дующим результатом. Подобная регулярность позволяет гипотетически сконструировать теоретическую модель ас­пирации спортсменов к результативности.

Притязания спортсмена зависят прежде всего от пред­стоящей результативности, которую у определенного спортсмена можно в зависимости от времени выразить ре­грессивной чертой. Для упрощения схемы эта регрессия изображена восходящей прямой. Фактические результаты рассеиваются, и таким образом создается упрощенный канал, в котором будут находиться все результаты, показанные спортсменом.

Уровень притязаний доступен измерению в такой же мере, как и результат. Согласно исследованиям, уровень притязаний в процессе спортивной тренировки обыкновенно на определенную постоянную величину боль­ше, чем действительная результативность. В итоге по сво­им количественным характеристикам канал уровня при­тязаний будет подобен каналу результативности, только его линия будет немного поднята кверху, а анал шире в связи с большей изменчивостью притяза­ний по сравнению с действительными результатами.

Будет ли результат оценен спортсменом как успех или как неудача либо его психическое состояние будет в этом отношении индифферентным - все это зависит от значимо­сти для спортсмена величины отклонения данного резуль­тата от средней результативности. Фрустрационная терпи­мость спортсмена в этом случае зависит от отношения притязаний к результативности и ее вариативности. В целом можно заключить, что успех и неуспех прояв­ляются в спортивной тренировке в определенном диалек­тическом единстве своих противоположностей. Правильное регулирование и оптимальная их мера для каждого спорт­смена являются одной из основных проблем психологиче­ской подготовки спортсменов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...