Защита мостов от повреждений во время ледохода
373. Для предотвращения заторов около моста необходимо еще до начала ледохода освободить от примерзшего льда все опоры и ледорезы, сделав вокруг них борозды во льду шириной не менее 0,5 м. Рис. 244. Расположение лунок для зарядов при устройстве канала во льду: I—III — продольные ряды лунок выше моста; 1—5 — поперечные ряды лунок ниже моста; 6 — борозда; 7 — ледорезы; 8 — ширина реки
Одновременно с этим необходимо взрывами зарядов устроить вдоль реки (по фарватеру) канал шириной от одной четверти до одной трети ширины реки и длиной не менее трех ширин реки; на расстояние, равное ширине реки, канал должен простираться ниже моста и на большее в два раза расстояние — выше моста. Устройство канала начинают с низовой стороны. Заряды располагают параллельными рядами перпендикулярно фарватеру (рис. 244). Расстояния между рядами и между зарядами в рядах принимаются по ст. 371. Заряды взрываются поочередно рядами, начиная с ряда, ближайшего к борозде, предварительно выделываемой по низовой границе канала. При выделке канала выше моста ряды зарядов располагаются параллельно фарватеру, против устоев и. ледорезов. Ближе 15 м от моста взрывать заряды запрещается. 374. Если затор образовался в некотором удалении от моста, то его уничтожают взрывами зарядов с низовой стороны с целью устройства в нем канала шириной 20—30 м. Вес зарядов принимается равным от 5 до 20 кг. Заряды в заторе располагают в два — три ряда перпендикулярно оси устраиваемого канала и на расстояниях один от другого, в четыре — шесть раз превышающих их заглубление. При закладке в затор нескольких зарядов взрывание их должно производиться одновременно для того, чтобы лед, пришедший в движение после первого взрыва, не принес к мосту невзорвавшиеся заряды.
В затор, образовавшийся непосредственно около моста, разрешается закладывать только по одному заряду. Крупные льдины при подходе к мосту разрушаются бросаемыми на них зарядами весом не более 3,0 кг. Эти заряды должны взрываться до подхода льдин под мост. 375. Работы по уничтожению ледяных заторов должны производиться как можно быстрее. При работе необходимо следить за тем, чтобы вместе с тронувшимся льдом не унесло работающих людей. Ходить по затору и по непрочному льду надо с палками для прощупывания льда. В наиболее опасных местах прокладываются доски; подрывников, работающих в таких местах, обвязывают веревками, вторые концы должны держать люди, находящиеся на берегу или на прочных участках льда. Ниже затора должны находиться наготове дежурные расчеты на лодках со спасательными средствами (спасательныекруги, веревки, доски, багры и т. п.). Задачей этих расчетов является оказание помощи утопающим и наблюдение за прохождением льда вниз по течению. Подрывные работы могут быть прекращены только тогда, когда будет заметно падение уровня воды с верховой стороны затора или когда напор льда перестанет угрожать мосту. ПРОВОДКА КОРАБЛЕЙ ПО ЛЕДЯНЫМ ПОЛЯМ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ВМЕРЗШИХ СУДОВ
376.Если движению корабля препятствует мелкобитый лед, то корабль отводится на безопасное расстояние (табл. 39), а в зоне скопления льда, взрывается несколько зарядов весом по 20—25 кг на глубине, приблизительно равной толщине льда. Если при этом не удается облегчить движение корабля по прежнему курсу, то канал пробивается в другом направлении.
Таблица 39 Безопасные расстояния (в метрах) от бортов корабля при взрыве зарядов, погруженных под лед
_________
* Имеются в виду суда с деревянной обшивкой
Если движению корабля препятствует мощный сплошной лед, то в нем пробивается канал шириной, равной удвоенной ширине корабля. Заряды, определяемые по табл. 36, располагаются вдоль оси канала в несколько рядов и взрываются по возможности одновременно. Такой метод пригоден в том случае, если разбитый взрывами лед будет уноситься из канала течением и ветром и если нет подвижки льда, которая может привести к сужению канала. 377.Если образование канала по способу, указанному в ст. 376, невозможно, то для обеспечения движения корабля прибегают к сплошному подрыванию льда в зонах, параллельных курсу корабля или расположенных под углом 15—45° к нему (рис. 245). Ширина каждой зоны сплошного разрушения льда должна быть минимум в два раза больше ширины корабля, а расстояние между зонами не должно превышать ширину корабля более, чем в три раза. При указанных размерах зон и промежутках между ними корабль раскалывает неразрушенные льды на своем курсе и, раздвигая их в стороны, проходит трудный участок. 378. Снятие корабля, засевшего на ледяном поле и не могущего продавить ледяной массив своим весом и стать на плав, производится при помощи взрыва нескольких зарядов весом по 0,2—04 кг, расположенных, как указано на рис. 246. Глубина заложения зарядов должна составлять 1—1,5 м, расстояния от борта корабля до зарядов — не менее 10 м. Заряды располагаются двумя рядами на расстоянии 1,25 м один от другого. После взрыва ледяное поле под кораблем раскалывается на большие куски, чем и обеспечивается возможность постановки корабля на плав. 379. Освобождение кораблей, вмерзших в лед, производится устройством вокруг них зон сплошного разрушения льда; ширина такой зоны должна составлять 4—5 м. Зоны сплошного разрушения создаются постепенно от кормы к носу корабля, сначала со стороны одного, а затем (если это окажется необходимым) и со стороны другого борта. Битый лед винтом корабля прогоняется под нетронутый ледяной массив.
Рис. 245. Сплошное подрывание льда:
а — в зонах, параллельных курсу корабля; б — в зонах, расположенных под углом к курсу корабля; 1 — судно; 2 — зоны битого льда
Рис. 246. Подрывание льда при постановке судна на плав: а — положение судна до взрыва зарядов; б — то же, после взрыва зарядов; 1 — судно; 2 — заряды; 3 — битый лед; 4 — ледяное поле
380. Предохранение кораблей от сжатия неподвижными льдами производится путем устройства вокруг них поясов битого льда шириной 15—20 м на расстоянии 15—20 м от бортов. При подвижных льдах вокруг корабля устраивается зона мелкобитого льда такой ширины, которая будет достаточна для разворота корабля носом против движения льдов. 381.При производстве взрывов вблизи кораблей должны выдерживаться безопасные расстояния, которые гарантировали бы от повреждения бортов корабля. Эти расстояния определяются по табл. 39.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|