Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности разработки и реализации современных информационных технологий




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Дисциплины «Информационные технологии в сервисе. Оргтехника»

Для студентов специальности: 100101.65 «Сервис»

 

 

  очное заочное
Лекции    
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ    
     
Экзамен 5 семестр 6 семестр

 

ТОЛЬЯТТИ 2011

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

Наименование разделов по темам Аудиторные занятия Самост. Всего
      работа часов
    Лекции Лаб.работы    
1. Современные виды информационного обслуживания в сервисе. Основные понятия и определения, нормативно правовые документы. Развитие и эффективность внедрения информационных технологий в сфере сервиса. Организация компьютеризирован ного рабочего места.          
  Персональный средства. Периферийные устройства персональных компьютеров. Устройства ввода и вывода. Принтеры и плоттеры. Сетевые устройства. Модемы, средства мультимедиа и презентации. Прикладное программное обеспечение, системы управления базами данных.        
3.   Принципы автоматизации и электронизации учреждений сервиса. Электронизация документирования и документооборота, устройства создания электронной информации, электронные справочные службы (видеотека, телетекст, телеавтограф), каналы и сети электронной почты. Построение и функционирование компьютерных сетей. Сеть Интернет.          
4. Офисное оборудование. Общие сведения и классификация оргтехники в сервисе. Ксерокс. Факсимильный аппарат. Автоответчик.          
5. Концепция развития средств связи индивидуального назначения. Основы электросвязи и телефонии. Сотовая, транкинговая и пейджинговая связь. Сервисное обеспечение оргтехники.        
  ИТОГО:        

 

 

3.2. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Современные виды информационного обслуживания в сервисе. Основные понятия и определения, нормативно правовые документы. Развитие и эффективность внедрения информационных технологий в сфере сервиса. Организация компьютеризированного рабочего места.

Информационная техника представляет собой материальную основу информацион­ной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обра­ботка информации. До середины XIX века, когда доминирующими были процессы сбо­ра и накопления информации, основу информационной техники составляли перо, чер­нильница и бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). На смену «ручной» информационной технике в конце XIX века пришла «ме­ханическая» (пишущая машинка, телефон, телеграф и др.), что послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации. Понадобилось еще много лет, чтобы перейти от запоминания и передачи информации к ее переработке. Это стало возможно с появлением во второй половине нашего столетия такой инфор­мационной техники, как электронные вычислительные машины, положившие начало «компьютерной технологии».

Древние греки считали, что технология (techne — мастерство + logos — учение) — это мастерство (искусство) делать вещи. Более емкое определение это понятие приоб­рело в процессе индустриализации общества. Технология — это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происхо­дит качественное изменение обрабатываемых объектов.

Технологиям управляемых процессов свойственны упорядоченность и организован­ность, которые противопоставляются стихийным процессам. Исторически термин «тех­нология» возник в сфере

материального производства. Информационную технологию в данном контексте можно считать

технологией использования программно-аппарат­ных средств вычислительной техники в данной

предметной области.

Информационная технология — это совокупность методов, производственных про­цессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информа­ции с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ре­сурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свой­ствами:

• предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;

• целью процесса является получение информации;

• средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и про­граммно-аппаратные вычислительные комплексы;

• процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

• выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

• критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки инфор­мации пользователю, се надежность, достоверность, полпота,

Из всех видов, технологий информационная технология сферы сервиса предъявляет самые высокие требования к «человеческому фактору», оказывая прин­ципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физичес­кую и умственную нагрузку.

Развитие и эффективность внедрения новых информационных технологий в сфере сервиса.

Эффективность работы сферы сервиса определяется различными факторами:

- квалификацией кадров;

- организационной структурой управления;

- конъюнктурой рынка;

- внедрением новых информационных технологий и др.

Остановимся более подробно на факторе внедрения новых инфор­мационных технологий.

Технический прогресс в области информационных технологий прочно завоевывает свои позиции в сфере сервиса. Значи­тельно упрощается процедура оформления услуг с использованием компьютерных сетей, системы Ин­тернет, систем электронных каталогов, электронных баз данных по

 

нормативно-правовым актам в сервисе, автоматизированных систем взаиморасчетов и т, д.

За рубежом такие системы являются нормой технологического процесса формирования услуг, его продвижения на рынке и реали­зации.

В настоящее время сформировались следующие направления раз­вития информационных технологий в сервисе:

- локальная автоматизация офиса фирмы или предприятия;

- внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации услуг;

- использование систем управления базами данных;

- использование локальных компьютерных сетей;

- использование глобальной сети Интернет.

Структура информационных технологий в сервисе представлена на рис. 1.

 

 


Рис. 1.1. Структура информационных технологии в сервисе

 

Разработка и внедрение новых достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий в сервисе реализу­ются с учетом следующих основных принципов.

1. Наиболее современные разработки выполнены (или проектиру­ются) в режиме реального времени on-line по принципу "безбумажного офиса".

2. Разработчики отказались от создания дорогих универсальных автоматизированных систем и пошли по пути внедрения локальных агрегатированных офисных технологий для офиса.

3. На рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и по заказ) конкретной фирмы - специальные системы.

4. Многие предлагаемые системы являются совместимыми между собой и выполнены в виде автоматизации конкретного рабочего мес­та, или локальных пнутрнофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в глобальную сеть Интернет.

5. Отмечается повсеместное использование новых интерактивных возможностей лазерных мультимедийных технологий на CD-ROM.

6. Все предлагаемые технологии для автоматизации офиса обеспечены сервисным сопровождением, включая обновление, обучение персонала, гарантийное обслуживание и др.

7. Отмечается интенсивное обновление программных продуктов для работы в среде Windows.

8. Наиболее быстрыми темпами идет внедрение глобальной сети Интернет.

Естественно, это не исчерпывающий перечень наметившихся путей и принципов разработки и внедрения новых информационных техно­логий в сервисе.

 

Мировой опыт свидетельствует, что для любой сервисной фирмы фактором, определяющим успех ее деятельности, является время обслуживания клиентов и качество выполняемых услуг. Выигрывает тот, кто в состоянии предоставить клиенту весь комплекс услуг.

 

Особенности разработки и реализации современных информационных технологий

Основу современных информационных технологий составляют распределенная компьютерная техника, «дружественное» программ­ное обеспечение и развитые коммуникации. При этом компьютеры не порождают информационную продуктивность, а дают возмож­ность управленческому работнику повысить уровень эффективности своей работы путем увеличения (расширения) объема работ. Прин­ципиальное отличие компьютерных информационных технологий от ранее существовавших (машинопись, связь по телефону, запись на диктофон и др.) состоит не только в автоматизации процессов изме­нения формы или местоположения информации, но и в изменении ее содержания.

Можно выделить две стратегии разработки реализации совре­менных информационных' технологий в управленческой деятель­ности:

информационная технология приспосабливается к организа­ционной структуре в ее существующем виде, и происходит лишь локальная модернизация сложившихся методов работы. Коммуни­кации развиты слабо, и рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работ­никами (операторами), специалистами (администраторами): слия­ние функций сбора и обработки информации (физический поток документов) с функцией принятия решений (информационный поток);

организационная структура модернизируется таким образом, чтобы информационная технология дала наибольший эффект. Ос­новной стратегией являются максимальное развитие коммуникаций и разработка новых организационных взаимосвязей, ранее экономи­чески нецелесообразных. Продуктивность организационной струк­туры возрастет, так как рационально распределяются архивы дан­ных, снижается объем циркулирующей по системным каналам ин­формации и достигается сбалансированность эффективности каждо­го управленческого уровня и объема решаемых задач.

Итак, первая стратегия ориентируется на существующую струк­туру учреждения (степень риска от внедрения сводится к минимуму, ибо затраты минимальны и организационная структура не рациона­лизируется); вторая - на будущую структуру (система расширяется строго в соответствии с

 

потребностями и возможностями организа­ции). Для обеих стратегий принципиально меняется подход к ис­пользованию информационной техники: происходит ее перемеще­ние с периферии информационной активности учреждения (отда­ленные вычислительные центры, множительные и машинописные бюро, централизованные архивы и т.п.) непосредственно внутрь уч­реждения, где информация перерабатывается и принимаются ре­шения. Тем самым ликвидируется разрыв между информационной и организационной структурой.

Основной недостаток ранее существовавшей информационной технологии состоял в необходимости непрерывных конверсии ин­формации, адаптируемых к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое самое оперативное решение, прежде чем оно дойдет до исполнителей, «вязнет* (теряет свою информационную энергию) на этапах традиционной информаци­онной технологии. Микропроцессорная техника, являющаяся ос­новой новой информационной технологии, позволяет максималь­но интегрировать информационные процессы в учреждении пу­тем перевода их на единый процесс обработки. При этом за счет универсальности используемых технических средств обеспечива­ется не только технологическая и методическая интеграция, но и организационная (физическая) интеграция информационных сис­тем и процессов в виде широкой сети автоматизированных рабо­чих мест.

Для новой информационной технологии характерны: работа пользователя в режиме манипулирования (не программи­рования!) данными. Пользователь должен «видеть» (средства вывода:

экран, принтер) и «действовать» (средства ввода: клавиатура «мышь», сканер), а не «знать» и «помнить»;

сквозная информационная поддержка на всех этапах прохожде­ния информации на основе интегрированной базы данных, предус­матривающая единую унифицированную форму представления, хра­нения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

безбумажный процесс обработки документа, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант документа, а промежуточные версии и необходимые данные записаны на машин­ные носители и доводятся до пользователя через экран видеотерми­нала;

интерактивный (диалоговый) режим решения задачи с широки­ми возможностями для пользователя;

возможности коллективного исполнения документов на основе группы автоматизированных рабочих мест, объединенных средства­ми коммуникаций;

возможность адаптивной перестройки формы и способа пред­ставления информации в процессе решения задачи.

Итак, в основу концепции новой информационной технологии, базирующейся на широком применении массовой компьютерной техники, должны быть положены три основных принципа: интегрированность, гибкость и интерактивность.

Основы организации компьютерного рабочего мест

 

Ведение делопроизводства на основе современных компьютерных технологий со­стоит из ряда взаимосвязанных процессов. Нема­ловажную роль играет и организация каждого кон­кретного компьютеризированного рабочего места. При этом необходимо учитывать две основные со­ставляющие: техническое («железо») и программ­ное («soft») обеспечение. Содержание каждой из них в свою очередь зависит от задач, стоящих перед каждым конкретным сотрудником. Непра­вильный выбор оборудования влечёт за собой либо лишние материальные затраты, либо снижение про­изводительности труда сотрудника и неэффектив­ное использование рабочего времени.

При подходе к организации рабочего места необходимо исходить из решаемых сотрудником задач и выполняемых им функций, для которых требуется соответствующее техническое и про­граммное обеспечение. Это может быть:

• составление и оформление документов;

• регистрация и контроль исполнения;

• справочно-информационная работа;

• организация рабочего времени руководителя;

-прием и передача документов по линиям связи;

• организация архивного хранения документов.

На каждом рабочем месте может выполнять­ся одна или несколько перечисленных задач.

Первым этапом в организации компьютеризиро­ванного рабочего места является выбор необходи­мого программного обеспечения и уже только затем -определение конфигурации компьютера, необхо­димой для оптимальной работы выбранных программ.

В небольшой фирме все вопросы, связанные с информационно-документационным обеспечени­ем её деятельности могут выполняться одним работником (секретарем-референтом). В крупных фирмах эти задачи будут распределены между несколькими сотрудниками и соответственно ре­шаться на нескольких рабочих местах, связан­ных между собой.

Рассмотрим пример создания компьютеризи­рованного рабочего места сотрудника делопро­изводственной службы.

Выбор программно­го обеспечения определяется теми функциями, которые будут реализо­ваны на компьютере/компьютерах фирмы. Мож­но выделить основные типы программного обеспечения:

операционная система (ОС);

текстовый процессор;

электронная таблица;

СУБД (система управления базами данных);

система электронного документооборота, хранения и организации движения (марш­рутизации) документов;

специализированные прикладные програм­мы (регистрации и контроля, бухгалтерские, справочные, OCR и т.п.);

утилиты.

 

Литература: [1], с. 3-45; [2], с. 20-80; [4], с. 10-90; [5], с.8 -60;; [14], с. 10-80.

 

Тема 2. Персональный средства. Периферийные устройства персональных компьютеров. Устройства ввода и вывода. Принтеры и плоттеры. Сетевые устройства. Модемы, средства мультимедиа и презентации. Прикладное программное обеспечение, системы управления базами данных.

Персональный компьютер – электронно-вычислительная машина индивидуального использования – состоит из следующих конструктивных компонентов: системный блок и периферийные устройства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...