Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Организация самостоятельной работы: Самостоятельная работа является отдельным видом аудиторного занятия, включаемого в тематический план. Самостоятельная работа предшествует всем видам занятий (лекции; семинарскому и практическому занятию (лабораторной работе)) и имеет перед собой цель подготовить курсантов к предстоящему восприятию лекционного материала, а также его последующему обсуждению на семинарах, в том числе. Самостоятельная работа - это активная работа, как в учебное, так и во вне аудиторное время с учебным материалом, выполнение специальных заданий, как бы начальный этап получения первичной информации. Завершая изучение темы, преподаватель кратко должен сориентировать вас на то, с чего начинается следующая тема, на какие вопросы следует обратить пристальное внимание при подготовке либо к лекционному, либо семинарскому или практическому занятию. В самом первом приближении, на самостоятельной подготовке вы должны ознакомиться с соответствующей главой или статьями Конституции РФ, УПК РФ, других федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов; с соответствующей главой или параграфом учебника; с конспектом лекционного занятия. Однако, как показывает практика, изучение уголовно-процессуальной деятельности представляет для вас определенную сложность. В первую очередь это обусловлено тем, что УПК РФ регламентирует деятельность, а изучать деятельность, не занимаясь ей, только лишь по текстовым материалам практически не возможно. Можно выучить нормы, регламентирующие процессуальный порядок производства осмотра места происшествия, однако как в реальности происходит осмотр места происшествия: что делает следователь, специалист; как взаимодействует с другими участниками; как изымаются, упаковываются следы преступления; как составляется протокол осмотра места происшествия, вам приходится пока только догадываться. Неоценимую помощь здесь может сыграть, например, просмотр видеосъемки реальных следственных действий, либо инсценировка их в рамках проведения практических занятий.
Таким образом, для понимания уголовно-процессуальной деятельности вам придется привлечь всю свою фантазию. Способы и приемы, которыми вы пользуетесь для того, что бы выучить учебный материал, различны. Однако любой из приемов запоминания информации будет совершенно бесполезен, если у вас не будет интереса и желания знать содержание уголовно-процессуальной деятельности. Если говорить об изучении уголовного судопроизводства, в частности, норм уголовно-процессуального законодательства, то здесь вам, во-первых, надлежит знать, что УПК РФ, образно конечно, можно представить как компьютерную программу, написанную на языке «BASIK». По сути, все нормативное регулирование уголовно-процессуальных действий или решений можно изобразить в виде блок-схем. Подобные графические изображения облегчат вам восприятие и усвоение учебного материала. Во-вторых, определенные трудности у вас вызывает запоминание определений. Здесь следует отталкиваться от постулата, что все определения понятий (дефиниции) состоят из признаков. Для того, что бы отличить одно явление от другого следует выделить и описать только ему присущие признаки. Как только вы выделите признаки понятия, то из них вы можете сложить определение. В-третьих, некоторые информационные уголовно-процессуальные сюжеты эффективно иллюстрировать на временном луче. Луч это прямая линия, исходящая из одной точки и уходящая в бесконечность (как время). Уголовный процесс, будучи развернутой во времени деятельностью, очень хорошо вписывается в эту символическую математическую модель.
По крайней мере, система стадий уголовного судопроизводства, а также деятельность внутри этих стадий может быть достаточно эффективно проиллюстрирована с помощью временного луча. Приступая к изучению уголовного процесса помните, что вся полученная вами за время учебы информация начнет складываться в единое представление о вашей будущей профессиональной деятельности только на старших курсах, когда вы уже побываете на практике и сами непосредственно увидите область применения ваших знаний.
Методические рекомендации по изучению дисциплины: При восприятии понятия уголовного судопроизводства необходимо обратить внимание на его специфику как особого порядка деятельности правоохранительных органов и суда, как отрасли права, совокупности уголовно-процессуальных отношений, как науки и учебной дисциплины. Усвоение сущности уголовного судопроизводства невозможно без определения соотношения рассматриваемого понятия с такими категориями, как «правосудие» и «уголовный процесс». Поэтому следует более внимательно остановиться на данном вопросе. При усвоении вопроса о целях и задачах уголовного судопроизводства необходимо обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, УПК РФ не упоминает понятие задач уголовного процесса. В ст.6 УПК РФ раскрывается сущность назначения уголовного судопроизводства, что требует сопоставления указанных понятий и их оценки. Во-вторых, назначение уголовного судопроизводства необходимо трактовать с позиции приоритетного положения законных интересов личности при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. При рассмотрении исторически сложившихся типов (форм) уголовного процесса. В науке уголовно-процессуального права традиционно выделяют следующие типы уголовного процесса: обвинительный, розыскной (инквизиционный), состязательный и смешанный. При раскрытии содержания данного аспекта выбранной темы следует также высказать свое мнение относительно соответствия современного российского уголовного судопроизводства определенному типу уголовного процесса.
Раскрывая сущность стадий уголовного процесса, необходимо дать понятие стадии, перечислить основные признаки, которым она должна соответствовать, а также описать общую характеристику стадий уголовного судопроизводства, предусмотренных УПК РФ. Особое внимание следует обратить на изменения в порядке урегулирования этапов уголовно-процессуальной деятельности, которые произошли в связи с вступлением в силу УПК РФ. Так, при ответе должны быть раскрыты как общие, так и специфические черты апелляционного и кассационного производств как форм производства в суде второй инстанции. Изменение названия стадии возобновления производства было по делу связано не только с введением в действие нового кодифицированного процессуального закона, но, в первую очередь, с изменением ее сущности, что должно найти в работе самостоятельную оценку. Как известно в системе стадий уголовного судопроизводства выделяются стадии, который носят исключительный характер. К ним следует отнести Производство в надзорной инстанции, а также возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Следует отдельное внимание обратить на вопрос о том, чем вызван исключительный характер упомянутых стадий уголовного судопроизводства. Уголовный процесс (УПП) – одна из отраслей российского права, призванная регулировать отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства. Уголовный процесс обладает как общими свойствами права, так и только ему присущими признаками. Наиболее ярко эти свойства (признаки) права проявляют себя в его сущности, содержании, системном характере, а также в формах (источниках) выражения права. Уголовно-процессуальный закон (УПЗ) – составная часть федерального законодательства. Как и любой другой федеральный закон является системой общеобязательных правил (норм), имеющих высшую юридическую силу и регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, обеспеченных принудительной силой государства. Именно УПЗ комплексно, целенаправленно и последовательно определяет направления, условия возникновения и порядок осуществления деятельности по расследованию преступлений, судебному разбирательству дел и исполнению приговора и т. п.
Система уголовно-процессуального права. Источники (формы выражения) права. Анализируя источники российского УПП, можно выделить три основные (относительно самостоятельные) группы: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции); 2) законы РФ; 3) подзаконные нормативные акты органов государственной власти и управления. I. Общепризнанные нормы и принципы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство, и непосредственно порождают права и обязанности тех или иных участников уголовно-процессуальной деятельности. II. Законы РФ как источники уголовно-процессуального права: 2.1 Конституция РФ – занимает высшую ступень в иерархии нормативных актов и служит юридической базой для любой отрасли права. Имея высшую юридическую силу, Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно (ч. 1 ст. 15), не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были воспроизведены в принимаемых законах, подзаконных нормативных актах. Несмотря на то, что УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР, непосредственно воспринял ряд конституционных норм, Конституция РФ остается действующим источником уголовно-процессуального права, т. к., во-первых, при рассмотрении уголовных дел надобность в прямом применении названных норм все еще сохраняется. Во-вторых, конституционные нормы определяют пределы деятельности законодательной власти при разработке и принятии новых федеральных законов о суде и уголовном судопроизводстве. В-третьих, они позволяют разрешить на практике коллизии между законами, действовавшими до вступления в силу Конституции и принятыми после ее опубликования. В-четвертых, они дают возможность Конституционному Суду РФ в предусмотренных законом случаях проверить соответствие тех или иных норм УПК Конституции. В-пятых, конституционные нормы способствуют деятельности Пленума Верховного Суда РФ по разъяснению уголовно-процессуального законодательства[27]. 2.2. Федеральные конституционные законы РФ (ФКЗ) как источники права впервые названы в Конституции РФ 1993 г. Называя ФКЗ РФ в качестве источников права, Конституция прямо указывает на то, что они принимаются по вопросам, перечисленным в Основном законе. В настоящее время принят ряд ФКЗ, отдельные нормы которых имеют непосредственное отношение к правовому регулированию уголовно-процессуальной деятельности.
2.3 Международные договоры РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ международные договоры РФ являются не только составной часть ее правовой системы, но и имеют определенный приоритет перед нормами отечественного, в том числе уголовно-процессуального, законодательства, ибо, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом России, то применяются правила международного договора. 2.4 Федеральные законы: Уголовно-процессуальный кодекс РФ – основной источник УПП. Действующий УПК РФ, принятый ФЗ России от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ, является основным кодифицированным источником уголовно-процессуального права, комплексно и целенаправленно регламентирующим весь комплекс общественных отношений, возникающих и развивающихся в сфере уголовного судопроизводства России. Иные федеральные законы как источники УПП. К правовому регулированию уголовно-процессуальных отношений призваны и правовые нормы, которые содержатся в других федеральных законах. К их числу можно, например, отнести федеральные законы: О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 г.; «О полиции» от 18.04.1991 г.; «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г.; «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.; «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г.; «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. При анализе названных актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права России, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, нормы названных (федеральных) законов не могут противоречить нормам УПК РФ (ч. 2 ст. 7 УПК). Во-вторых, при анализе соотношения норм различных источников УПП, регулирующих один и тот же предмет, предпочтение, следует, прежде всего, отдавать нормам Конституции РФ (или ФКЗ РФ), затем – нормам УПК РФ, как единого систематизированного нормативного акта, занимающего верховенствующее положение в иерархии источников процессуального права, регулирующих уголовное судопроизводство, и лишь затем нормам иных федеральных законов. 2.5 Акты Конституционного Суда РФ. Вопрос о том являются ли постановления (определения) Конституционного Суда РФ источниками права является достаточно дискуссионным. Вместе с тем, принимаемые КС РФ постановления (определения) по отдельным процессуальным вопросам, в ряде случаев кардинально меняют сущность и содержание норм и институтов уголовно-процессуального права, и по существу, создают новые правила поведения (новые нормы) в уголовном процессе, не имеющие аналогов в законодательстве. Обладают они и признаком высшей юридической силы, общеобязательности и прямого действия, что при определенных условиях позволяет включить их именно в эту группу источников УПП. 2.6 Законы субъектов РФ. Вопрос о законах субъектов РФ, как возможных источниках УПП, является дискуссионным. Дело в том, что в силу ст. 71 п. «о» Конституции РФ законодательная регламентация в области уголовного судопроизводства отнесена к исключительному ведению РФ. Однако сложившаяся в РФ практика нормотворчества не дает оснований для столь однозначного вывода. Так, 31.12.1996 г., как уже отмечалось, Федеральным Собранием РФ принят ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Обращаясь к анализу норм ст. 4, 13, 27, 28 названного Закона, можно сделать вывод о том, что по отдельным вопросам уголовного судопроизводства вполне возможно и издание законов субъектов РФ. Например, обращает на себя внимание п. 2 ст. 28 Закона, где прямо указывается на то, что полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. III. Подзаконные нормативные акты как (несистемные) источники уголовно-процессуального права 3.1 Указы Президента Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 90 Конституции России Президент РФ, являясь главой государства, издает указы и распоряжения. По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на акты нормативного и индивидуального характера. В качестве (возможных) источников уголовно-процессуального могут выступать лишь те указы Президента РФ, которые носят нормативный характер, т. к. именно они содержат (могут содержать) те или иные общеобязательные нормы, регулирующие отдельные вопросы уголовного судопроизводства, и рассчитанные на неоднократное применение в практической уголовно-процессуальной деятельности. 3.2. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Признавая отдельные постановления Государственной Думы РФ действующими источниками УПП, следует, прежде всего, обратить внимание на тот факт, что возможность принятия таких постановлений прямо предусмотрена Конституцией РФ. Именно Конституция РФ относит к исключительному ведению Государственной Думы РФ – объявление амнистии (п. «е» ст. 103). 3.3. Постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ являются источниками уголовно-процессуального права в том случае, если они содержат конкретные процессуальные нормы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность. Так, в качестве источника УПП может быть названа, например, Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплат вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.1990 г. (с изменениями, внесенными Постановлением СМ – Правительством РФ от 02.03.993 г.), а также Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, от 18 октября 1989 года. IV. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ведомственные нормативные акты в системе регулирования уголовно-процессуальной деятельности К числу наиболее значимых постановлений Пленума Верховного Суда РФ в сфере уголовного судопроизводства, принятых в последние годы, и оказавших достаточно существенное влияние на правильное и единообразное осуществление уголовно-процессуальной деятельности, можно, например, отнести следующие: «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ» от 24.12.1993 г. (Бюлл. Верх. Суда РФ (далее – БВС). – 1994. – № 9.); «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления сроков содержания под стражей» от 27.04.1993 г. (БВС РФ. – 1993. – № 7.); «О судебном приговоре» от 29.04.1996 г. (Бюлл. Верх. Суда РФ. – 1996. – № 7.); «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 г. (Бюлл. Верх. Суда РФ. – 1996. – № 1.) и др. Ведомственные нормативные акты. Достаточно весомый вклад в укрепление законности в сфере уголовного судопроизводства вносят ведомственные нормативные акты, оформленные в виде ведомственных или совместных приказов, указаний, инструкций Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и МЮ РФ. Изданные на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона, они, как правило, не вносят в уголовно-процессуальное законодательство каких-либо новых моментов (норм), а лишь предельно мобилизуют управомоченные государственные органы и лиц, ведущих процесс, на правильное и единообразное применение законов в ходе практической процессуальной деятельности. V. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие УПК РФ, а также иных процессуальных норм, содержащихся в других источниках уголовно-процессуального права, ограничено во времени, в пространстве и в отношении отдельных (категорий) лиц. При усвоении темы, посвященной принципам уголовного процесса, следует обратить внимание на то, что понятие «принцип» произошло от латинского principium – основа, первоначало. Значение принципов уголовного судопроизводства заключается в том, что они всегда находят свое проявление в законодательстве. Принципы действуют в рамках целостной системы, каковой является уголовный процесс, поэтому нарушение любого из принципов ведет к сбою всей системы в целом, т.е. к нарушению и иных принципов уголовного судопроизводства. При написании курсовой работы в первом пункте плана следует отразить указанные аспекты. При усвоении темы «Участники уголовного судопроизводства» следует исходить из того, что долгое время в науке уголовно-процессуального права отсутствовала единая точка зрения по вопросу о соотношении понятий «участника» и «субъекта» уголовного процесса. Однако в связи с принятием УПК РФ данную дискуссию следует считать исчерпанной, т.к. второй раздел УПК РФ посвящен участникам уголовного судопроизводства. Раскрывая содержание первого пункта плана необходимо дать понятие участника уголовного судопроизводства и перечислить его основные признаки, с учетом которых необходимо выразить свою точку зрения по дискуссионным вопросам отнесения тех или иных лиц к участникам уголовного судопроизводства (например, таких как секретарь судебного заседания, лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, его законный представитель). Каждый участник уголовно-процессуальной деятельности обладает определенным объемом прав и обязанностей, закрепленных в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Реализуя свои права, и выполняя обязанности, участники уголовного судопроизводства, тем самым, осуществляют одну из возможных функций в процессе (к которым законодатель относит обвинение, защиту и правосудие), что и должно найти свое отражение при ответе.
Давая характеристику процессуального положения защитника, необходимо определить, кто, в соответствии с действующим законодательством, допускается к участию в деле в качестве такового, какими правами и обязанностями он обладает, в каких случаях защитник не может выполнять функцию защиты, а также момент возникновения у лица права на защиту. Отдельное внимание следует уделить соотношению понятий «защитник» и «адвокат». Раскрывая содержание первого пункта плана, следует также обратить внимание на содержание ч.3 ст.49 УПК РФ, закрепляющей момент возникновения у подозреваемого и обвиняемого права на защиту. Ст.51 УПК РФ предусматривает случаи обязательного участия защитника в деле. При написании второго пункта плана следует охарактеризовать и проанализировать все указанные в законе случаи. Прокуроры в Российской Федерации осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов. Исходя из этого, прокурор в уголовном процессе обязан на всех стадиях своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Анализ уголовно-процессуального законодательства (ст.37 УПК РФ) позволяет сделать вывод о наличии и иных функций прокурора в уголовном судопроизводстве. Так, помимо функции надзора прокуроры осуществляют функцию уголовного преследования и поддержания обвинения в суде по делам частно-публичного и публичного обвинения. Все указанные направления деятельности прокуроров должны быть освещены студентом. При изучении темы «Гражданский иск в уголовном деле» следует обратить внимание на нижеследующее. В соответствии со ст.6 УПК РФ уголовно-процессуальная деятельность направлена, прежде всего, на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Одним из средств, способствующих достижению данной цели, является гражданский иск в уголовном деле. При раскрытии данной темы необходимо: дать определение гражданского иска в уголовном деле, охарактеризовать природу требований, заявляемых путем предъявления иска; определить, чем обусловлено совместное рассмотрение уголовного дела и гражданского иска, а также – кто имеет право предъявлять соответствующие требования. Характеризуя порядок предъявления гражданского иска, следует определить, когда такой иск может быть заявлен и в какой форме, а также каким образом должно быть оформлено и обеспечено заявленное требование. Раскрывая содержание второго пункта плана, должны быть перечислены меры, принимаемые следователем, дознавателем, прокурором или судьей по обеспечению гражданского иска, а также полномочия судьи по рассмотрению гражданского иска в суде.
Приступая к изучению вопросов, посвященных доказательствам, следует обратить внимание на виды источников доказательств. Показания свидетеля – один из наиболее распространенных видов (источников) доказательств по делу. Показания свидетеля как источник доказательств, характеризуются следующими признаками (свойствами): а) это устное сообщение о фактах и обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК), или иных обстоятельствах, имеющих отношение к расследуемому или разрешаемому судом делу; б) это сведения, которые получены на допросе, проведенном (и зафиксированном) в установленном законом порядке (процессуальной форме), и надлежащим субъектом доказывания. Эти требования, отражая собой критерий допустимости доказательства, не могут быть нарушены субъектом доказывания. Допуская вызов на допрос в качестве свидетеля любого лица, закон устанавливает определенные ограничения их этого правила. В теории уголовно-процессуальной науки данные ограничения принято связывать либо со свидетельским иммунитетом, либо со свидетельской привилегией. Основные свидетельские иммунитеты закреплены в ч. 3 ст. 56 УПК РФ. Свидетельские привилегии указаны как в нормах УПК РФ, так и в иных федеральных законах. Как из анализа лекционного материала, так и (предложенных) нормативных источников, отвечающий должен уметь самостоятельно характеризовать основные свидетельские привилегии. Показания потерпевшего (ст. 78 УПК). Потерпевший вызывается на допрос и допрашивается по правилам допроса свидетеля (ст. 78 УПК РФ). Показания обвиняемого (подозреваемого) – это устное сообщение лица, привлеченного в качестве обвиняемого, сделанное на допросе, проведенном в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 46, п. 6 ч. 4 ст. 47, ст. 173, 174, 187–190, 275 УПК), о сущности предъявленного ему обвинения и обстоятельствах имеющих значение для правильного разрешения дела (ст. 77 УПК). Поскольку дать показания это право, а не обязанность названных лиц, следственные органы обязаны допросить (выслушать) обвиняемого – немедленно после предъявления ему обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК); а подозреваемого – в течение 24 часов с момента, указанного в ч. 2 ст. 46 УПК РФ. Заключение и показания эксперта (ст. 80 УПК). Заключение эксперта представляет собой изложенные в письменном виде содержание исследования и итоговые выводы эксперта (комиссии экспертов) по вопросам, поставленным перед ним в постановлении о назначении экспертизы лицом, ведущим производство по делу, или сторонами. Соответственно, показания эксперта – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в соответствии с требованиями ст. 205 и 282 УПК, с целью разъяснения или уточнения данного им заключения. Таким образом как источник доказательств по делу заключение эксперта: а) исходит от лица, обладающего специальными познаниями; б) является результатом специальных исследований эксперта, сущность и содержание которых должны быть изложены в заключении; в) получено в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом; г) содержит итоговые выводы эксперта о фактах и обстоятельствах дела, сформулированные в виде ответов на поставленные в постановлении (определении) вопросы. Уголовно-процессуальный закон называет следующие виды экспертиз, которые могут быть проведены в рамках производства по делу: а) первоначальная, дополнительная, повторная; б) комиссионная и комплексная. Допрос эксперта (его показания) является неотъемлемой частью подготовленного им заключения. Он необходим (и допустим) лишь в тех случаях, когда следователю, суду или сторонам необходимы дополнительные разъяснения (уточнения), касающиеся методики производства экспертизы, значения тех или иных (специальных) терминов, которые нашли свое отражение в заключении, уточнения итоговых выводов эксперта и т. п. (ч. 2 ст. 80, ст. 205, 282 УПК). Вещественные доказательства (ст. 81–82 УПК). Вещественные доказательства – это предметы материального мира, которые (1) обладают одним из признаков, указанных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ; (2) приобщены к уголовному делу в качестве вещественного доказательства особым постановлением следователя или суда. Протоколы следственных действий и судебного заседания (ст. 83 УПК). Доказательственное значение протоколов следственных действий, а равно протокола судебного заседания заключается в том, что они выступают основным процессуальным средством оформления хода и результатов следственных действий, хода и результатов судебного заседания. Включая в свое содержание сведения об обстоятельствах уголовного дела, подлежащих доказыванию (ст. 73, 299 УПК), в том числе и те, которые были объектами непосредственного восприятия следователя или суда, а также о процедуре их получения, названные протоколы являются важным средством для установления обстоятельств предмета доказывания (ст. 73 УПК). Документы как источники доказательств по делу (ст. 84 УПК) – это исходящий от должностного лица или гражданина письменный акт или иной материальный объект, содержащий сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, полученный (истребованный) в установленной законом процессуальной форме и приобщенный к материалам уголовного дела. Как материальные носители информации (сведений) документы могут быть допущены в качестве доказательств по делу, если они отвечают следующим требованиям: а) они исходят не от публичных процессуальных органов, а от, не заинтересованных в исходе дела, граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций; б) сведения, изложенные в них, имеют значение для установления фактов и обстоятельств предмета доказывания (ст. 73, 299 УПК). Если документ обладает хотя бы одним из признаков вещественных доказательств, он должен быть осмотрен (протокол осмотра предмета) и приобщен к делу в качестве вещественного доказательства (постановлением следователя, дознавателя или суда). Изучая меры процессуального принуждения студент должен исходить из того, что меры процессуального принуждения (далее – МПП) – это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, ограничивающие права и свободы личности, а также права юридического лица, являющихся участниками уголовного судопроизводства. Действующее законодательство дает основание для выделения четырех разновидностей МПП: (1) меры пресечения (гл. 13); (2) задержание подозреваемого (гл. 12); (3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14); (4) иные процессуальные действия, затрагивающие права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 5 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 224 УПК), подозреваемого, обвиняемого или других участников уголовного судопроизводства. Все три последних разновидности МПП можно объединить в единый вид – «иные меры процессуального принуждения. Меры пресечения приведены в ст. 98 УПК. Перечень мер пресечения является исчерпывающим. Признак, который может быть положен в основу классификации мер пресечения: а) это субъекты, к которым применяются меры пресечения; б) вид прав, которые ограничиваются той или иной мерой пресечения; в) процессуальный порядок и основание применения. Меры пресечения являются одним из видов мер уголовно-процессуального принуждения. При ответе необходимо дать определение мер пресечения, раскрыть общие основания и порядок их избрания и применения, охарактеризовать лиц, к которым меры пресечения могут быть применены, а также указать отличие мер пресечения от иных мер уголовно-процессуального принуждения. Давая характеристику видам мер пресечения, следует определить конкретные основания и цели применения каждой меры пресечения, а также порядок их применения. При усвоении отдельных видов мер пресечения следует остановиться на порядке их избрания и на некоторых проблемах применения (так, в законодательном порядке не достаточно четко решен вопрос об основаниях выбора конкретной меры пресечения, подлежащей применению по уголовному делу, о критериях установления суммы залога, о возможности обжалования назначенной залоговой суммы, о четких правовых основаниях заключения лица под стражу и др.).
Заключение под стражу является исключительной мерой пресечения, которая применяется лишь в тех случаях, когда с помощью иных мер пресечения не могут быть решены закрепленные в законе цели уголовно-процессуальной деятельности. В ч.1 ст.108 УПК РФ прямо указывается на то, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения. Усвоение темы «Возбуждение уголовного дела» предполагает её характеристику по специфическим признакам стадии: задачи, структура, субъекты и методы деятельности. Характеристика возбуждения уголовного дела как стадии судопроизводства предполагает анализ таких вопросов, как понятие и значение указанной стадии; решение вопроса об уголовно-процессуальной или административной природе деятельности по проверке сообщений о преступлениях, а также субъекты, наделенные правом возбуждения уголовных дел, объем их полномочий и процессуальные сроки их реализации. Раскрывая содержание второго пункта плана, необходимо остановиться на рассмотрении следующих аспектов: поводы и основание для возбуждения производства по делу, обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела; надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела. УПК РФ закрепляет публичный в целом характер российского уголовного судопроизводства. Это означает, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Однако существует категория дел, производство по которым не может по общему правилу быть возбуждено без заявления потерпевшего. Это дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 УК РФ (дела частного обвинения), а также дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131, ч.1 ст.136, ч.1 ст.137, ч.1 ст.138, ч.1 ст.139, ст.145, ч.1. ст.146, ч.1. ст.147 УК РФ (дела частно-публичного обвинения). Для их возбуждения предусмотрен особый порядок, который должен быть раскрыт в третьем пункте плана с учетом положений Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 12 апреля 2007г. (Собрание законодательства РФ. – 2007. – N 16. – Ст. 1827) и Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. (Собрание законодательства РФ. – 2007. – N 24. – Ст. 2830).
При усвоении вопросов, связанных с рассмотрением предварительного расследования, надо иметь ввиду нижеследующее. Предварительное расследование осуществляется только по возбужденному уголовному делу. Вся уголовно-процессуальная деятельность подчинена общему назначению уголовного судопроизводства. Однако каждая уголовно-процессуальная стадия (в том числе и стадия предварительного расследования) направлена на достижение своих задач, которые не противоречат общему назначению уголовного судопроизводства, а, наоборот, способствуют его реализации. Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или дознания. Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования. Давая характеристику формам расследования, необходимо указать на существующие между ними различия: по кругу дел, отнесенных к подследственности каждого из них, по срокам предварительного следствия и дознания, по полномочиям органов, осуществляющих расследование в той или иной форме. Давая характеристику дознанию как форме предварительного расследования, необходимо четко разграничивать компетенцию органов расследования при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и при проведении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие. Приступая к изучению следственных действий, студент обязан усвоить. При проведении предварительного расследования следователь (дознаватель) совершает различные по своему характеру процессуальные действия, среди которых особое место занимают действия, направленные на собирание, закрепление и проверку доказательств. Вопрос о системе следственных действий относится к разряду дискуссионных, что обусловлено отсутствием в действующем УПК РФ специальной статьи или раздела, содержащего исчерпывающий перечень следственных действий, представленный в виде системы. Между тем, четкое представление о круге следственных действий имеет важное значение для органов предварительного расследования и суда, поскольку законодатель только с их производством связыв
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|