Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения
Управление любой фирмой практически имеет два режима работы:
- стратегическое управление;
- оперативное управление.
Их сопоставление позволяет сделать выводы, что они во многом различаются и даже противоположны (табл. 17.1). Таким образом, даже в рамках одной фирмы требуются разные стили организационного поведения. Крайними являются следующие:
- производственный,
- предпринимательский.
Производственный стиль ориентирован на минимизацию отклонений от традиционного поведения. Предпринимательский – на непрерывное изменение достигнутого состояния.
Таблица 17.1
Основные характеристики режимов управления
Характеристика
| Оперативное управление
| Стратегическое управление
|
Культура фирменного поведения
| Ориентирована на производство (маркетинг), успех определяется агресивностью в конкуренции и эффективностью в производстве.
| Ориентирована на стратегию (гибкость), успех определяется изобретательностью, созданием новых возможностей, предвидением
|
Характеристики управляющего лица
| Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, контролировать подчиненных.
| Предринимательство, новаторство, благожелательное лидирование в коллективе.
|
Основные методы управления
| Долгосрочное планирование, контроль.
| Стратегическое планирование, управление и контроль
|
Типовые структуры управления
| Линейно-функциональные, дивизиональные.
| Матричные, множественные.
|
Динамичность структуры управления
| Стабильная
| Динамичная
|
Характер власти
| Децентрализована, сосредоточена в производстве и маркетинге.
| Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР.
|
Различия в организационном облике фирм, преимущественно придерживающихся крайних стилей, характеризуются табл. 17.2.
Таблица 17.2
Сравнение производственного и предпринимательского стилей
Стиль
Характеристики
| Производственный
| Предпринимательский
|
Цели
| Оптимизация прибыльности
| Оптимизация потенциала прибыльности
|
Пути достижения цели
| Экстраполяция прошлых подходов
| Взаимодействие возможностей получения прибыли и качеств управления
|
Ограничения
| По окружающей среде и внутренним возможностям
| По способности изменить окружающую среду, создать требуемые специализации, воспринять способы поведения
|
Система стимулирования
| За стабильную эффективность и прошлую деятельность
| За творчество и инициативу
|
Информация
| Внутренняя: результаты деятельности
Внешняя: глобальные возможности
| Внутренняя: возможности.
Внешняя: долгосрочные возможности
|
Стиль руководства
| Популярность, обеспечение единства подходов
| Допущение риска, умение вдохновить на восприятие изменений
|
Оргструктура
| Стабильная или расширяющаяся, экономия на масштабах производства, слабая увязка разных видов деятельности
| Гибкая, по проблемам, жесткая увязка видов деятельности
|
Подходы к решению управленческих проблем
| Реакция на возникшую проблему, использование прошлого опыта с минимумом отклонений от статус-кво, рассмотрение одной подходящей альтернативы
| Активный поиск возможностей, предвидение проблем, большие отклонения от статус-кво, поиск лучшей из многих альтернатив
|
Отношение к риску
| Минимизация риска, соответствие прошлому опыту
| Сознательный риск, баланс совокупности рискованных вариантов
|
Как уже указывалось, не только преимущественный тип деятельности определяет организационный стиль поведения, но и многие другие факторы, которые реализуются в реакции фирмы на изменения во внешней среде (под реакцией понимается качество и типы поведения, обусловленные потенциалом фирмы). Различают четыре основные реакции:
- производственную,
- конкурентную,
- инновационную,
- предпринимательскую.
Их основные характеристики приведены в табл. 17.3.
Таблица 17.3
Характеристики основных реакций фирмы
Типы реакций
Характеристики
| Производственная
| Конкурентная
| Инновационная
| Предпринимательская
|
Характерные черты управления
| Минимально необходимое общее руководство. Распределение конкретных обязанностей. Финансовый контроль. Основное внимание производству.
| Балансировка маркетинга и производства. Гибкие роли в управлении. Долгосрочное планирование.
| Нововведение в управлении. Cистема управления по проектам. Быстрые реакции на изменения.
| Прогнозирование изменений. Стратегический портфель заказов. Стратегическое планирование потенциала. Своевременная реакция на изменения.
|
Цели фирмы
| Минимум затрат
| Обеспечение оптимальной прибыли
| Обеспечение краткосрочного потенциала
| Обеспечение долгосрочного потенциала
|
Цели НИОКР
| Снижение себестоимости
Повышение надежности
| Улучшение товарного вида,
Модернизация продукции
| Разработка новой продукции
| Создание новых технологий для новой продукции
|
Поведение в конкуренции
| Реакция на ценовую конкуренцию.
| Агрессивная стратегия сбыта
| Стратегия расширения рынков и внедрение новой продукции
| Разработка новых концепций маркетинга. Поиск новых рынков для новых товаров
|
Системы премирования
| За снижение себестоимости
| За повышение рентабельности
| За новаторство
| За предпринимательство
|
Типичный индекс нестабильности
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-5
|
Рекомендуемая структура управления
| Линейно-функциональная
| Дивизиональная
| Матричная
| Множественная
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: