Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса




Способность к творчеству как новаторской, нестандартной деятельности не принадлежит к числу врожденных. Незначительная степень развития ее у некоторых людей объясняется недостатками воспитания, когда в нем преобладающими оказываются методы некритического, несознательного усвоения образцов, правил, норм и требований, когда, исключается возможность проявления инициативы и самостоятельности.

Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, предполагающей возможность свободной инициативы, самостоятельности, и в процессе творческой же по характеру деятельности, нацеленной на создание нового и оригинального, а не на повторение, копирование известного. Репродуктивная деятельность, подражание образцам (даже очень высоким) может повышать мастерство, но не развивать личность в творческом отношении. В лучших случаях такая деятельность играет роль учебной, а в худших приводит к заимствованиям, штампам и способна блокировать собственные творческие возможности, оставлять их нераскрытыми, порождать неверие в них.

Установка на творчество и соответствующие позиции личности могут формироваться вне коллектива. Тогда задача руководителя заключается в создании условий для творчества. Но если такая позиция не сформирована, и у человека нет установки на оригинальную, новаторскую и общественно значимую деятельность, ее предстоит развивать и воспитывать.

Развитие ценностного отношения к оригинальности, неповторимости, новизне представляет одну из важнейших частных задач в деле формирования установки на творчество.

Одно из решений этой задачи заключается в развитии способности участников различать и ценить в творчестве больших мастеров своеобразие, индивидуальность, оригинальность, новаторство.

При этом важно вселять в участников уверенность, что подлинное творчество (оригинальность, новаторство) доступно не только профессионалам, что работа участника самодеятельности может оказаться интересной именно благодаря индивидуальности и своеобразию, даже при некотором недостатке мастерства. Полезно в этом плане знакомить участников с лучшими образцами народного и самодеятельного творчества.

Установка на творчество формируется в тех случаях, когда руководитель и перед своими участниками ставит творческие задачи:не просто достичь профессионального уровня, сравняться с известным мастером или коллективом, а добиться того, чтобы работу самодеятельности признали как поиск собственного, необычного, нестандартного, новаторского решения.

Установка на творчество закрепляется, если и в процессе учебной работы, на фестивалях и смотрах индивидуальность стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность особо одобряются и поощряются.

Собственная позиция и интерпретация, оригинальность замысла и трактовки творческих задач оказываются ценными и заслуживающими поощрения только тогда, когда они не противоречат общему замыслу, трактовке и интерпретации, принятых всем коллективом.

Показатели, по которым можно судить о том, что установку на творчество удалось развить в коллективе, – это заинтересованное отношение участников к экспериментальным формам работы, стремление видеть свой коллектив отличающимся от других, ориентация на свой стиль деятельности.

Развив потребность в творческом действии, нужно создать возможность для творческой самореализации участников, так как одного желания для творчества недостаточно. Необходимо развить способность к творчеству и создать условия для него.

Способность к творчеству в значительной мере зависит от способности к самостоятельному мышлению, умения принимать собственные решения. Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленным ассоциациям и неожиданным решениям. Необходимый методический прием развития этих качеств – постановка творческой задачи с условием найти нестандартное решение. Особенно эффективен коллективный поиск, когда предложения одних будят воображение и фантазию других.

В развитии творческих способностей участников важно создавать условия для реализации индивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принципов подбора репертуара в хореографическом коллективе. Решая задачу развития творческих способностей, руководитель должен быть максимально внимателен к ин­дивидуальности, помогая ее выявлению и реализации.

Необходимое условие творчества – активность личности. Она развивается в деятельности и посредством деятельности. Однако для ее возбуждения работа должна быть организована определенным образом, когда личность побуждается к активности самой ситуацией, задачей и ее условиями.

Способы развития самостоятельности, активности и постановки воспитываемых в творческую позицию получили в педагогике название проблемно-эвристической методики (Эвристика – «искусство нахождения истины» – система логических приемов и методических правил теоретического исследования).Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности и необходимости выстраивания работы в последовательном переключении на более высокие.

1 УРОВЕНЬ. Руководитель сам формулирует и решает задачу. Участник запоминает формулировку и ход решения.

2 УРОВЕНЬ. Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит с всевозможными вариантами решения и предлагает выбрать самые эффективные.

3 УРОВЕНЬ. Руководитель только указывает на проблему или задачу. Участникам предлагается всесторонне исследовать ее и решить.

4 УРОВЕНЬ. Участник сам должен увидеть проблему, сформулировать ее и решить.

Говоря о развитии творческой активности, следует особо выделить вопрос о мотивах деятельности. Участники проявляют наибольшую активность в тех случаях, когда занятия и решаемые задачи не просто интересны или любопытны, но и важны для других людей и общества. Можно просто исполнять народные танцы, почерпнув репертуар из сборников, но совсем другое дело сознавать, что от вашего коллектива и его фольклорно-поисковой и исполнительской работы зависит сохранение и передача потомкам местного фольклорного материала, который со временем распыляется и исчезает.

Сознание того, что результаты деятельности нужны обществу и интересны для него, не только мобилизует творческую активность, но и превращает лично интересную работу в общественно значимую.

Ру­ководители творческих самодеятельных коллективов призваны, прежде все­го, способствовать воспитанию и развитию личности средст­вами искусства, созданию условий для ее саморазвития и творческой самореализации. Эта главная цель реализуется че­рез конкретные цели: обучение участников исполнительским умениям и навыкам, их эстетическое развитие, формирование художественно-творческих интересов, потребностей, качеств личности и др.

Воспитать творческую личность может только духовная, творческая личность руководителя-педагога, обладающая оригиналь­ным, нестандартным мышлением, творческим воображением, высокой общей культурой и профессионализмом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...