Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющие профессионального мастерства экскурсовода

 

Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. Владение основами данных наук, дающими знания о законах человеческого мышления, позволяют экскурсоводу (гиду) глубоко, последовательно и доказательно излагать материал, раскрывать содержание экскурсии.

К слагаемым мастерства экскурсовода (гида) также относятся:

– эрудиция, интеллект, культурный уровень;

– знание методологии экскурсионной деятельности;

– знание методики подготовки и проведения экскурсии;

– владение искусством речи и техникой ведения экскурсии.

Профессиональное мастерство экскурсовода (гида) требует постоянного совершенствования, но для этого сначала следует очертить круг обязанностей экскурсовода (гида).

Общую профессиограмму экскурсовода/гида-переводчика можно представить следующим образом (табл.1):

 

Таблица 1. Профессиограмма экскурсовода/гида-переводчика

Доминирующий способ мышления: «Адаптация – Координация». Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Могут оценивать и решать несколько задач одновременно, согласовывать противоречивые цели.
Область базовых знаний по общеобразовательным предметам: Психология, социология, культурология, история, иностранный язык.
Область базовых знаний по специальным предметам и их уровень: Психология общения, иностранные языки (практический уровень использования).
Межличностное взаимодействие: Частое, по типу «человек – человек». Специалист находится рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, притом, что работает не в одиночку.
Доминирующий интерес: Социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание.
Дополнительный интерес: Предпринимательский. Находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны.
Условия работы: В помещении, вне помещения, мобильный тип деятельности.
Доминирующие виды деятельности: – проведение экскурсий по культурно-историческим местам; – сопровождение групп туристов во время путешествий, начиная от первого дня тура до последнего; – хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов; – обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий; – контроль за выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов; – систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий, комплектование и пополнение портфеля экскурсовода и др.) в свободное от работы время.
Требования к профессионалу: 1) к общим способностям: – нервно-психическая устойчивость; – высокая работоспособность и энергичность; – перцептивные способности (адекватное восприятие особенностей туристов; – членов сопровождаемой группы, опыт общения с людьми); - речевые качества (хорошо развитая речь, звучность и богатая интонированность голоса, оптимальный темп и речевая культура);
2) к личностным способностям и качествам: - чуткость, лабильность, артистичность, способствующие легкому установлению взаимоотношений с людьми); - целеустремленность, выдержка, уверенность в себе, самодисциплина и самообладание (наличие правил во внутреннем и внешнем плане, что гарантирует внутреннюю защищенность и внешнюю надежность деятельности специалиста); - эмоциональная устойчивость: позитивность, оптимизм, деимпульсивность, низкие значения личностной тревожности; - умение управлять собой, личная организованность, самоконтроль, чувство юмора; - доброта, гуманность, чуткость, корректность, искренность, отзывчивость; - правдивость и справедливость в отношениях к любому члену группы; – социальный интеллект и интуиция (способность адекватно воспринимать и оценивать человека или ситуацию); – коммуникативные и организаторские способности; – активность и инициативность; – ответственность; – высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий); – способность влиять на окружающих (убедительность, лидерские качества); – хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память).
3) к состоянию здоровья (медицинские противопоказания): работа гида-сопровождающего не рекомендуется людям с заболеваниями: – нервно-психическими (психические, невроз или логоневроз); – сердечнососудистой системы (ревматизм, поражения мышц и клапанов сердца, гипертоническая и гипотоническая болезнь); – опорно-двигательной системы (деформации и заболевания нижних и верхних конечностей); – бронхо-легочные и дыхательных путей; – заболевания кожи (хронические заболевания в выраженной степени); – лор-органов (глухота на оба уха, хронический ларингит); – зрения (сильное снижение остроты зрения).
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе: – повышенная моральная и материальная ответственность; – постоянное общение с людьми (вынужденная временная и пространственная привязка); – необходимость принимать быстрые ответственные решения в неопределенных проблемных ситуациях; – ненормированный рабочий график.

 

Для снижения рисков развития профессиональных заболеваний, необходима регулярная профилактика, а также принятие мер по укреплению здоровья, иммунитета и общей физической формы специалиста.

В комплекс профилактических и укрепляющих мер может входить:

– регулярные разминки (гимнастика, кардиотренировки);

– коррекция диеты и режима питания;

– соблюдение режима сна и отдыха;

– при необходимости – принятие отдельных мер по укреплению иммунитета (прививки, прием витаминов и иммунных средств).

– использование методик снятия стресса и расслабления для предупреждения тревожных состояний и эмоциональных перегрузок.

Вопросы для групповой рефлексии:

1. Какие личностные и профессиональные качества являются необходимыми, желательными и дополнительными в работе экскурсовода?

2. Какие существуют методики для развития личностных и профессиональных качеств экскурсовода и гида-переводчика?

Вопросы для самостоятельного изучения:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...