Составляющие профессионального мастерства экскурсовода
Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гуманитарных, технических или естественных наук. Владение основами данных наук, дающими знания о законах человеческого мышления, позволяют экскурсоводу (гиду) глубоко, последовательно и доказательно излагать материал, раскрывать содержание экскурсии.
К слагаемым мастерства экскурсовода (гида) также относятся:
– эрудиция, интеллект, культурный уровень;
– знание методологии экскурсионной деятельности;
– знание методики подготовки и проведения экскурсии;
– владение искусством речи и техникой ведения экскурсии.
Профессиональное мастерство экскурсовода (гида) требует постоянного совершенствования, но для этого сначала следует очертить круг обязанностей экскурсовода (гида).
Общую профессиограмму экскурсовода/гида-переводчика можно представить следующим образом (табл.1):
Таблица 1. Профессиограмма экскурсовода/гида-переводчика
Доминирующий способ мышления:
| «Адаптация – Координация». Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям.
Могут оценивать и решать несколько задач одновременно, согласовывать противоречивые цели.
|
Область базовых знаний по общеобразовательным предметам:
| Психология, социология, культурология, история, иностранный язык.
|
Область базовых знаний по специальным предметам и их уровень:
| Психология общения, иностранные языки (практический уровень использования).
|
Межличностное взаимодействие:
| Частое, по типу «человек – человек».
Специалист находится рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, притом, что работает не в одиночку.
|
Доминирующий интерес:
| Социальный.
Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание.
|
Дополнительный интерес:
| Предпринимательский.
Находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны.
|
Условия работы:
| В помещении, вне помещения, мобильный тип деятельности.
|
Доминирующие виды деятельности:
| – проведение экскурсий по культурно-историческим местам;
– сопровождение групп туристов во время путешествий, начиная от первого дня тура до последнего;
– хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов;
– обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий;
– контроль за выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов; – систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий, комплектование и пополнение портфеля экскурсовода и др.) в свободное от работы время.
|
Требования к профессионалу:
1) к общим способностям:
| – нервно-психическая устойчивость;
– высокая работоспособность и энергичность;
– перцептивные способности (адекватное восприятие особенностей туристов;
– членов сопровождаемой группы, опыт общения с людьми);
- речевые качества (хорошо развитая речь, звучность и богатая интонированность голоса, оптимальный темп и речевая культура);
|
2) к личностным способностям и качествам:
| - чуткость, лабильность, артистичность, способствующие легкому установлению взаимоотношений с людьми);
- целеустремленность, выдержка, уверенность в себе, самодисциплина и самообладание (наличие правил во внутреннем и внешнем плане, что гарантирует внутреннюю защищенность и внешнюю надежность деятельности специалиста); - эмоциональная устойчивость: позитивность, оптимизм, деимпульсивность, низкие значения личностной тревожности;
- умение управлять собой, личная организованность, самоконтроль, чувство юмора; - доброта, гуманность, чуткость, корректность, искренность, отзывчивость;
- правдивость и справедливость в отношениях к любому члену группы;
– социальный интеллект и интуиция (способность адекватно воспринимать и оценивать человека или ситуацию);
– коммуникативные и организаторские способности;
– активность и инициативность;
– ответственность;
– высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
– способность влиять на окружающих (убедительность, лидерские качества);
– хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память).
|
3) к состоянию здоровья (медицинские противопоказания):
| работа гида-сопровождающего не рекомендуется людям с заболеваниями:
– нервно-психическими (психические, невроз или логоневроз);
– сердечнососудистой системы (ревматизм, поражения мышц и клапанов сердца, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
– опорно-двигательной системы (деформации и заболевания нижних и верхних конечностей);
– бронхо-легочные и дыхательных путей;
– заболевания кожи (хронические заболевания в выраженной степени);
– лор-органов (глухота на оба уха, хронический ларингит);
– зрения (сильное снижение остроты зрения).
|
Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
| – повышенная моральная и материальная ответственность;
– постоянное общение с людьми (вынужденная временная и пространственная привязка);
– необходимость принимать быстрые ответственные решения в неопределенных проблемных ситуациях;
– ненормированный рабочий график.
|
Для снижения рисков развития профессиональных заболеваний, необходима регулярная профилактика, а также принятие мер по укреплению здоровья, иммунитета и общей физической формы специалиста.
В комплекс профилактических и укрепляющих мер может входить:
– регулярные разминки (гимнастика, кардиотренировки);
– коррекция диеты и режима питания;
– соблюдение режима сна и отдыха;
– при необходимости – принятие отдельных мер по укреплению иммунитета (прививки, прием витаминов и иммунных средств).
– использование методик снятия стресса и расслабления для предупреждения тревожных состояний и эмоциональных перегрузок.
Вопросы для групповой рефлексии:
1. Какие личностные и профессиональные качества являются необходимыми, желательными и дополнительными в работе экскурсовода?
2. Какие существуют методики для развития личностных и профессиональных качеств экскурсовода и гида-переводчика?
Вопросы для самостоятельного изучения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: