Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие России со странами СНГ.




В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует ряд интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС.

Объединение АСЕАН было создано в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации.

Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран – членов СНГ).

В целом в сфере экономики планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., а также углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение. В области политики предполагается создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества, особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США [2].

Организация АТЭС была учреждена в 1989 г. как межправительственный форум, объединивший 18 государств региона, а затем к ней присоединились еще три государства, в том числе и Россия.

В последние годы наблюдается быстрый рост доли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировой экономике. На его страны уже приходится около 60% мирового производства ВВП. Опережающими темпами расширяются внутрирегиональная торговля и инвестиционные потоки.

Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее перспективно для России; оно возможно по трем направлениям:
1) экспорт в эти страны таких традиционных российских товаров, как минеральное и углеводородное сырье, лес и нефтепродукты, сто может обеспечить расширение масштабов и поднятие технического уровня этого производства, а также создание дополнительных рабочих мест на российском Дальнем Востоке;
2) налаживание в России путем создания совместных предприятий производства высококачественных товаров широкого потребления, включая бытовую электронику и другие товары длительного пользования, по которым эти страны занимают передовые позиции в мире и способны внести серьезный вклад в удовлетворение потребительского спроса в России;
3) совместные научные разработки в области энергетики, материаловедения, биотехнологии, освоения мирового океана, аэрокосмической техники, медицины.

Россия была принята в АТЭС в ноябре 1997 года на саммите в Ванкувере. Его участники приняли обязательство обеспечить свободный режим торговли к 2010 г. для развитых стран региона и к 2020 г. – для всех остальных членов АТЭС. Определено 15 секторов торгово-экономических отношений, в которых либерализация начинается прежде всего. При этом в девяти секторах (оборудование и услуги по охране окружающей среды, рыболовство, выпуск игрушек, лесоводство, драгоценные камни и украшения, химия, телекоммуникационные продукты, оборудование и услуги для энергетики, медицинское оборудование) конкретные меры по либерализации либо были приняты уже в 1998 г., либо имеют перспективу реализации в 1999 г. Далее на очереди снятие барьеров в таких секторах, как производство растительного масла, каучука, удобрений, гражданских самолетов, автомобилестроение

 

Следует отметить, что ЕС традиционно остается основным внешнеэкономическим партнером России. Страны ЕС являются крупнейшими покупателями российской нефти, нефтепродуктов, природного газа (более чем 90%), а также других сырьевых товаров. Отдельные страны ЕС являются и основными торговыми партнерами России в страновом разрезе, например, Германия – традиционно главный партнер, на долю которого в 1998г. пришлось около 1/10 внешнеторгового оборота России.

Россия в экономическом плане тесно привязана к ЕС, что определяется географическими условиями и историческими корнями. Между Россией и ЕС налажены устойчивые сбытовые, транспортные, информационные и иные связи, созданы соответствующие инфраструктуры. В значительной степени на европейский рынок ориентированы многие отрасли производства, прежде всего добывающей промышленности. Все это создало устойчивую внешнеэкономическую ориентацию России на рынок ЕС.

В целях укрепления основ широкомасштабного и долговременного взаимодействия между Россией и ЕС было заключено долгосрочное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу с декабря 1997г.) – самое масштабное соглашение России с западными партнерами, создающее юридическую базу для регулирования широкого спектра взаимных связей – от торговли товарами и услугами до движения капитала и платежей, миграции трудовых ресурсов, условий конкуренции и предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.

Соглашение не предполагает вступления России в ЕС, как соглашения об ассоциации со странами ЦВЕ. Для России приоритетный интерес представляет включение в европейское экономическое пространство, возможность использовать производственный и научно-технический потенциал стран ЕС, опыт построения социально ориентированной рыночной экономики. В свою очередь страны ЕС заинтересованы в стабильных поставках топливно-сырьевых ресурсов и укреплении своих позиций на обширном российском рынке. Кроме того, сохраняется проблема урегулирования кредитно-финансовых отношений, обусловленная наличием у России старых и новых долгов, около 4/5 которых приходится на страны ЕС.

В соответствии с соглашением ЕС отказался от количественных ограничений в отношении российских товаров, за исключением квотирования торговли отдельными видами изделий (в частности, стальной продукцией). Серьезной проблемой для продвижения российских товаров на западноевропейский рынок остаются так называемые технические барьеры (требования по сертификации, техническим и экологическим нормам и т.д.). Наиболее острой является проблема антидемпинговых мер (под них попадают черные металлы, минеральные удобрения, химикаты и др.); по оценкам экспертов, суммарный ущерб для российских экспортеров от применения этих мер оценивается в 1/4 млрд. долл. в год.

 

Процессы экономической интеграции развернулись и на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония. Объективной основой для объединения республик бывшего Советского Союза стали разделение труда и региональная специализация, сформировавшаяся в советской плановой экономике. Каждая республика находилась в зависимости от поставок сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик, была глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс. СНГ стало возрождением системы межреспубликанских взаимосвязей. Его созданию способствовали такие факторы, как технологическая общность производства, единство технических стандартов, общие сети коммуникации, единая транспортная инфраструктура. Все бывшие союзные республики испытывали общие трудности выхода на западные рынки из-за невысокого по мировым меркам технического уровня производства и нуждались в рынках друг друга.

Однако повсеместный спад производства, защита странами собственного рынка, потребность новых государств в структурной перестройке экономики, различия в области ценообразования, в финансовой, банковской и валютной политике, в таможенном регулировании и степени государственного управления экономикой привели к тому, что СНГ так и не стало реально действующим полноценным интеграционным объединением.

В январе 1995 г. было подписано Соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. В марте 1996 г. к союзу присоединилась Киргизия.

Таможенный союз намечалось формировать в два этапа: на первом - отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой и установить единый торговый режим в отношении третьих стран; на втором - образовать единую таможенную территорию, перенеся таможенный контроль на внешние границы союза. Однако в процессе согласования внешнеэкономической политики возникли серьезные противоречия среди участников. В результате уже в первый год существования «союза четырех» его члены стали пересматривать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов.

Экономическое пространство СНГ продолжает дробиться, ставя под сомнение перспективы его развития. Центробежные тенденции проявились в объединении Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ). Цель создания ГУУАМа - обеспечить транспортный коридор между Азией и Европой, идущий в обход России. В этом объединении прослеживаются не только экономические, но и политические мотивы.

Наиболее жизнеспособным на постсоветском пространстве может стать российско-белорусский союз. Новым этапом развития этих отношений стало подписание в 1997 г. Договора о Союзе Белоруссии и России.

Белоруссия кооперируется с российскими предприятиями оборонной промышленности. Доля поставок высококачественной продукции из Белоруссии в оборонном заказе Российской Федерации составляет 15%. Обе страны взаимно заинтересованы в рынках друг друга. По оценкам экспертов, российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии прирост может составить более 40%. Немаловажным для России фактором является географическое положение Белоруссии, через территорию которой проходят два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад. Здесь же проходят основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы. Союз с Белоруссией имеет для Российской Федерации не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. Это стало особенно важно после расширения НАТО на восток и приближения его к границам России. На территории Белоруссии Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие безопасность страны, но и продолжает их развертывание.

В то же время в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, но эти проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...