Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие страны. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения.
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы. Помимо этого можно отметить следующее: • иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополни-, тельную занятость в стране пребывания; • при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную ПОДГОТОВКУ; • иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; • иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ. Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др. Выгоды стран-экспортеров: Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы: • налоги с прибыли фирм-посредников; • переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;
• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели). Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов: • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство; • гарантии возвращения мигрантов на родину; • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов; • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом; • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены; • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства; • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. «Утечка мозгов» («brain drain») – международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, специалистов, менеджеров и т.д.) «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами. При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадровТаким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. В вопросе утечки кадров профессор Оболянский главным необходимым, но далеко не определяющим, условием решения проблемы видит в повышении материальной заинтересованности прежде всего молодых специалистов. По его мнению, создание крепкой материальной базы может заинтересовать молодых людей оставаться работать в своих родных деревнях и городах. "Но в то же время только создание материальной базы не может предотвратить полностью отток кадров, нужно повысить социальный статус молодого учёного и специалиста, изменить к нему то негативное отношение со стороны работодателя, которое сложилось в современном российском обществе.
Проблема утечки мозгов в разных регионах РФ решается по-разному, утверждает Геннадий Оболянский, но всё, что их объединяет, так это попытки увеличения экономической привлекательности села для молодых специалистов. "Есть примеры, когда, например, аграрный вуз заключает контракты с сельскими предприятиями и направляет туда своих выпускников". В свою очередь, местные сельские администрации, по их заверению, готовы выделять молодым специалистам безвозмездно дома для жилья, чтобы только они остались работать на родине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|