Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
Реформирование экономики любой страны включает три этана: этап I - разрушение старой экономической системы; этап II -макроэкономическая нестабильность; этап III - экономический рост. Сегодня экономика России находится на этапе II и охвачена мощным экономическим кризисом. При этом темпы падения капиталовложений в два раза опережают темпы падения ВВП и национального дохода. Инвестиции в основной капитал за 90-е гг. снизились в шесть раз, а уровень этих инвестиций составляет примерно 10% ВВП и уступает развитым и быстро развивающимся странам, где этот показатель достигает 30% и выше. При этом следует учесть, что сам ВВП в нашей стране за годы реформы сократился в 2 раза и является очень низким. Это не обеспечивает даже простое воспроизводство в России. Внутренний рынок России продолжает сжиматься. У большинства предприятий нет оборотных средств и израсходованы основные фонды. 40% всех капиталовложений страны направляются в нефтяную и газовую отрасль, 12% - в электроэнергетику, а в таких отраслях, как машиностроение, химическая, легкая промышленность, станкостроение, судостроение, инвестиции снизились в ходе реформы более, чем в 6 раз и сегодня составляют лишь 15% к уровню 1990 г., т.е. можно говорить о сырьевой направленности развития экономики страны. Капитальные вложения в промышленно-производственные фонды сократились сегодня в 15-20 раз против объемов 80-х гг. Более 50% промышленного оборудования России нуждается в срочной замене, обновления основных фондов не происходит. Для воспроизводства оборудования в отраслях топливно-энергетического комплекса необходимы 36 лет, аграрно-промышленного комплекса - 50 лет, металлургии - 56 лет, легкой промышленности - 140 лет. По уровню индустриального развития Россия переместилась из первого десятка в шестой десяток государств. Экономисты считают, что если не обеспечить приток инвестиции в экономику, то через 3-4 года страна столкнется с массовым выходом из строя устаревших производственных фондов.
К причинам инвестиционного кризиса в России можно отнести следующие: во-первых, негативные тенденции, сложившиеся в 70-80-е гг. в экономике нашей страны; во-вторых, просчеты в государственной экономической политике 90-х гг., приведшие к полной потере управляемости народным хозяйством; в-третьих, реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночных отношений; в-четвертых, в ходе приватизации был нанесен тяжелый удар по крупным и сверхкрупным предприятиям (ПО и НПО), на базе которых было создано множество карликовых предприятий, что привело к резкому ограничению инвестиций на них; в-пятых, резкое снижение производства в отраслях, поставляющих продукцию инвестиционного назначения; в-шестых, мощный отток капиталов за рубеж, большой объем бартера во всех рыночных сделках (до 54% всех сделок в стране), низкий уровень инвестиций в реальный сектор и сферу услуг. Для структурной перестройки экономики необходимы инвестиции. Государство, отдав в частные руки свою собственность, потеряло прежние функции распределителя материальных и денежных ресурсов внутри страны. У предприятий реального сектора экономики нет средств и заинтересованности вкладывать капиталы в производство (высокие налоги на прибыль). Известно, что научно-технический потенциал является важнейшим компонентом экономического роста для любой страны. В то же самое время затраты на НИОКР в 1999 г. составляли 0,7% ВВП, что в 2,5 раза меньше, чем в 1991 г. В развитых странах на науку расходуется 2-3% ВВП. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 0,3%, в то время как в ней проживает 13% ученых мира. Необходимо интенсивно наращивать инвестиции в инновационную сферу, которая в России за годы кризиса претерпела особо сильный спад.
Чтобы России выйти на устойчивую траекторию экономического роста, потребуется более динамичное наращивание инновационно-технологического обновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственного аппарата. Таким образом, можно будет повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. А для этого необходима стабильная финансовая база расширенного воспроизводства, максимальное вовлечение в инвестиционную сферу национальных сбережений. Прогнозы показывают, что выход на траекторию устойчивого экономического роста в России потребует увеличения масштаба накоплений в ВВП в 1,6-2 раза. Можно выделить ряд потенциальных источников инвестиций в российскую экономику. а) Доходы предприятий, заблокированные в неплатежах. При этом только просроченные кредиторские долги составляли на начало 2000 г. 1,3 трлн.руб., что в 3 раза превышает объем всей денежной массы в стране. б) Для оживления жилищного строительства необходимо активно развивать ипотечное кредитование. Можно расширить создание кредитных союзов, кредитных потребительских кооперативов граждан, товариществ взаимного финансирования на вере. в) Денежные сбережения населения являются основным источником инвестиций в нормальной рыночной экономике. Они материализуются в средствах производства, а также трансформируются посредством финансовой инфраструктуры во вклады, акции. облигации и другие активы. Государство должно стимулировать рост сбережений во всех секторах экономики и их скорейшую трансформацию в инвестиции на производство. Ряд экспертов считает, что именно в этом направлении можно изыскать примерно 3/4 средств для возрождения отечественной экономики. г) «Сбежавший» за границу капитал, составивший по экспертным оценкам 150-300 млрд. долл. Получается парадокс: Россия, для возрождения экономики которой так необходимы капиталы, кредитует весь мир. Можно использовать опыт латиноамериканских стран (Бразилии, Аргентины) по возвращению в экономику страны «сбежавших» капиталов, предоставляя им государственные гарантии и режим наибольшего благоприятствования при инвестировании. Но даже полная и безоговорочная амнистия «сбежавших» капиталов и их владельцев не даст ровным счетом ничего, если в России будет сохранен сегодняшний уpoвень инвестиционных рисков. Правительство должно оздоровить национальный фондовый рынок и превратить его в надежный инструмент привлечения внутренних и внешних капиталов в реальный сектор.
д) Источником капиталовложений могут служить иностранные инвестиции, но для них слишком высок инвестиционный риск. Этот источник еще слабо используется у нас в стране. е) Следует шире привлекать банковские кредиты в производственную сферу и прежде всего в инновации. Но российские банки в основном представляют собой центры краткосрочного инвестирования. Необходима реформа банковской системы, которая позволила бы превратить их в инвестиционные банки, способные финансировать реальный сектор экономики. Только у некоторых российских банков капитальная база отвечает международным стандартам, а крупные инвестиции могут делать лишь крупные банки. ж) Финансово-промышленные группы (ФПГ), представляющие собой слияние предприятий, фирм, инвестиционных фондов, торговых предприятий, банков и др., становятся субъектами долгосрочной инвестиционной деятельности. з) Источником дополнительных валютных доходов могут служить поступления от российского военного экспорта. По оценкам специалистов, Россия может поставлять на экспорт до 40% своей военной продукции, получая ежегодно доходы от 20-до 30 млрд. долл., как это было в советские времена. В настоящее время они составляют ежегодно около 5 млрд. долл. и) Государство может взять на себя лишь частичную поддержку инвестиционных проектов (как правило, в виде государственных гарантий). Цель поддержки - дать стартовый импульс высокоэффективным инвестициям, привлечь дополнительные коммерческие капиталы. Государство должно поддерживать так называемые «точки роста» в экономике: быстроокупаемые проекты в агропромышленном комплексе (АПК), легкой и медицинской промышленности и некоторые другие. Оно должно оказывать поддержку экспортной ориентации высокотехнологичных производств, несырьевым отраслям, работающим на удовлетворение внутреннего спроса, отраслям-лидерам НТП. По экспертным оценкам, для модернизации российской экономики нужны инвестиции в объеме 2-2,5 трлн. долл. США в течение 10-25 лет, т. е. по 100 млрд. долл. в год. В то же самое время бюджет 2000 г., как и все предыдущие, имеет ярко выраженный приоритет потребительских расходов над инвестициями. А это сдерживает экономический рост. № 25
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|