Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Формирование и развитие образа Тома Сойера в дилогии Марка Твена




Содержание

Введение

Глава I. Формирование и развитие образа Тома Сойера в дилогии Марка Твена

1.1 Предпосылки создания литературы о детях

1.2 Прототипы главных героев. Влияние биографического факта на структуру произведений "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна"

1.3 Диалектика души Тома Сойера

Глава II. Эволюция образа Гекльберри Финна в дилогии Марка Твена

Заключение

Список использованной литературы

дилогия марк твен сойер


Введение

Марк Твен - великий американский писатель, внесший огромный вклад в развитие американской и мировой литератур, одна из важнейших фигур американской жизни и американской культуры вообще. Многими нитями связан он с ходом развития своей страны, её национальными особенностями и социальными противоречиями, и эта глубокая связь ощутимо проходит и во всём его творчестве, и в личной судьбе.

Значение и роль Твена как могучей формирующей силы в американской прогрессивной литературе не только не ослабевает с годами, но утверждается вновь и вновь со всё возрастающей мощью.

Эрнесту Хемингуэю - одному из виднейших мастеров и новаторов в новейшей литературе США, принадлежат слова: "Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется Гекльберри Финн. Это лучшая наша книга… Ничего подобного до неё не было. Ничего равного не написано до сих пор" [24;10].

Марк Твен более чем кто-либо другой из американских писателей, принадлежит мировой литературе. Уже более 100 лет его читают по всему миру, он самый известный и самый любимый читателями американский писатель. Интерес к его творчеству с годами не убывает. Напротив, с каждым новым поколением читателей, открывающим для себя его книги, внимание к Твену становится и шире и глубже.

По книгам Твена мы знакомимся с американским народом, его историей, традициями и национальным характером, с красотой американской природы.

В своих известных строках Николай Асеев писал:

 

Я очень люблю Марка Твена.

Он одним движением руки

Переносит меня мгновенно

На берег величественной реки.

И видится мне в серебряной зыби

Жизнь на Миссисипи … [24;11]

 

Однако Марк Твен долгие годы был более популярен в Англии, чем в Соединённых штатах. В то время как американские критики третировали его как шута, в Англии его сочли достойным высших академических почестей. Популярность Твена за границей и удивляла и беспокоила американских критиков: удивляла потому, что, говоря словами одного из них, "он только и умеет, что потешать публику" [24;61], а беспокоила оттого, что такое предпочтение создавало за рубежом неверное представление о литературных критериях самих американцев.

Профессор Чарльз Ричардсон так отзывался о творчестве Твена в конце 80-х годов XIX века: "Эта грубая, мерзкая писанина, порой украшенная соответствующими иллюстрациями, охотно читается кое-где в Европе и выдаётся там не только за увлекательное чтиво, но и за национальную, типическую, чисто американскую литературу. Пройдёт лет двадцать, и если Твену не удастся найти своему остроумию более достойное применение в литературе, его место заслуженного комедианта республики займут другие, ещё неведомые преемники" [24;62].

Пять-шесть статей о Марке Твене, появившиеся в 90-е годы, свидетельствовали о том, что настроение критики меняется и, что точка зрения профессора Ричардсона уже не выражает преобладающей тенденции. В октябре 1892 года в журнале "Атлантик мансли" говорилось: "Читая Марка Твена, вы никогда не знаете, с чем столкнётесь в ближайшую минуту, и это увеличивает очарование. Хотя преобладает смех, но шут то и дело сбрасывает свой колпак с бубенцами и вас с необыкновенной силой поражает какой-нибудь трагический пассаж" [24;62]. В августе 1893 года Фрэнк Стоктон в своём эссе о Марке Твене, напечатанном в "Форуме", дал анализ его художественного стиля: "Самая характерная его черта - смелость. Мало кто из писателей решился бы сказать людям то, что говорит им Марк Твен" [24;62]. Другая характерная черта Твена - "чистый, неразбавленный юмор" [24;62]. Стоктон указывает, что те, кто наблюдал Марка Твена в начале его писательской карьеры, "не могли себе представить его иначе, как юмористом" [24;63]. Но вскоре раскрылись и другие его качества, в особенности философская глубина и повествовательный талант: "Философия, разумеется, изначально заключалась в его юморе и была зачастую его неотъемлемой частью, хотя не всякий это замечал. Однако со временем философ в Твене окреп, вырос и был уже в состоянии стоять на собственных ногах" [24;63]. Ещё один критик Генри Ведер отмечал, что Твен обладал "искренней неподдельной любовью к свободе" [24;63]. А критик "Харперс Мансли" в мае 1897 года писал: "Мир постепенно приходит к сознанию, что Марк Твен не только юморист, а нечто неизмеримо большее" [24;63]. Большинство критиков приветствовало тот факт, что юморист Твен оказался ещё и философом, и отмечали его глубокомыслие, его философское восприятие жизни, его непоколебимую серьёзность в вопросах морали. Так, Уильям Лайон Фелпс приходит к восторженному выводу: "За последние двадцать лет в отношении читателей к Марку Твену наметился крутой поворот. Я помню время, когда на него смотрели только как на юмориста и каждый, открывая его книгу, заранее готовился смеяться. Лишь немногие понимали, что он принадлежит большой литературе. Твен больше, чем юморист, он зарекомендовал себя настоящим художником" [24;67].

Тема детства, одна из ключевых тем творчества Марка Твена, рождается из глубины его ностальгических переживаний. На втором этапе своего творчества Марк Твен начинает переосмысливать теоретические принципы американской демократии. Он уже испытывает настроения смутной тревоги и потребность в известной переоценке ценностей. Он всё чаще оглядывается назад, стремясь найти свой жизненный идеал уже не в будущем, а в прошедшем. В его произведениях поселяется смутная грусть о чём-то навсегда утраченном, о молодости своей и целой страны, о её наивных юношеских иллюзиях, беспощадно развеянных жизнью. Обратившись к теме детства, Твен в то же время дал выражение настроениям своей эпохи. Тоска по детству была характерна для послевоенной Америки, только что перешагнувшей из "золотого" в "позолоченный" век. Склонность к идеализации "патриархальной" Америки довоенного времени рождалась из сравнений настоящего с прошлым, представавшим перед взором американцев 70-х годов в дымке ещё не изжитых иллюзий. Американский литературовед Кеннет Линн писал: "Развитие цивилизации, которая быстро шла по пути индустриального прогресса, создавало представление о том, что волшебство и прекрасные тайны природы вытесняются из жизни…Чтобы ощутить очарование жизни в современной Америке, нужно было снова стать ребёнком" [19;61].

Но для Твена это возвращение к детству было чем-то неизмеримо более значимым, нежели уступка духу времени. Его книги о детях давали органическое выражение глубинным тенденциям его творчества, проявившимся уже на самом раннем его этапе.

Лет 20 - 30 назад к теме детства в творчестве Марка Твена обращались достаточно часто. Её изучением занимались такие известные российские исследователи, как М.О. Мендельсон [14], М.Н. Боброва [5], А.И Старцев [23]. Они широко рассматривали образы детей, их внутренний мир, взаимоотношения со взрослыми. Однако в современном литературоведении эта тема представлена не достаточно широко, на сегодняшний день к ней обращаются гораздо меньше, чем раньше, что и определяет актуальность данной работы. Проблематика и тематика, раскрытая Твеном в детских книгах, являются основополагающими для изучения детской литературы в современном мире. Нельзя изучать творчество других американских авторов в отрыве от творчества Марка Твена.

Цель данной работы - изучение развития темы детства в творчестве Марка Твена на примере двух его повестей "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна".

Данная цель предполагает решение следующих задач: 1) определить место и значение повестей "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна" в творчестве Марка Твена; 2) проследить эволюцию основных образов, идей и мотивов, встречающихся на втором этапе творчества Марка Твена; 3) проанализировать и сравнить образы главных героев-детей - Тома Сойера и Гекльберри Финна; 4) выявить влияние биографического факта на структуру повестей "Приключения тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна"; 5) исследовать проблематику данных повестей.

Объектом данного исследования является развитие темы детства в повестях Марка Твена "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна", а предметом исследования выступают образы Тома Сойера и Гекльберри Финна.


Глава I. Формирование и развитие образа Тома Сойера в дилогии Марка Твена

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...