Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпринимательство, как особая форма бизнеса. Крупный, средний и малый бизнес.




Тема 1

Экономика предприятия в условиях рыночной экономики.

1.1.Фирма понятие,сущность, основы функционирования.

1.2.Классификация фирмы

1.3.Рынок и экономические задачи фирмы

1.4.Предпринимательство, как особая форма бизнеса. Крупный, средний и малый бизнес.

 

Фирма понятие,сущность, основы функционирования.

В условиях рыночной экономики, центр хоз деятельности сосредоточен в основном звене экономики- на предприятиях и фирмах. На уровне фирм производятся материальные блага и предоставляет услуги, необходимые обществу. Предприятие и фирма понятия синонимичные. По отношению к понятию «предприятие» понятие «фирма» предполагает более обширную сферу включения и более разнообразные формы структурирования национальной экономики. Фирма является самостоятельной единицей предпринимательской деятельности. Фирмы(предприятия) составляет производственный сектор рыночной экономики т.к. основной их функцией является производство материальных благ и услуг. Главной целью фирм (предприятия) в условиях рыночной экономики является получение прибыли. Эффективная деятельность фирм определяет стабильное развитие нац экономики. В условиях рыночной экономики выдержать конкуренцию могут лишь фирмы лучше других знающие конъюнктуру рынка.

 

 

Классификация фирмы

Предприятия – основное звено рыночной экономики.

По сфере деятельности предприятия бывают:

1. с/х

2. промышленные

3. торговые

4. сферы услуг

5. финансовые

По целям деятельности предприятия бывают коммерческими и некоммерческими. Целью деятельности коммерческих предприятий является извлечение прибыли, а целью деятельности некоммерческих предприятий является положительный социальный эффект = блага общества. Некоммерческие предприятия создаются обычно в отраслях науки, образования, культуры, экологии, социального обслуживания.

По формам собственности выделяют предприятия частные, частно - государственные, гос. коллективные и совместные с иностранным капиталом.

По организационно – правовому статусу на территории РМ наибольшее распространение получили:

1) Общества с ограниченной ответственностью.

2) Производственные кооперативы – они отличаются от ООО тем, что все их члены обязаны работать в кооперативе. Решение здесь принимается по принципу 1 человек=1 голос и лишь прибыль распределяется в зависимости от размера пая. При этом в кооперативе работают и наемные рабочие, которые получают зарплату и не участвуют в управлении и распр. прибыли.

3) АО (акционерные общества) – это организационно – правовая основа среднего и крупного бизнеса. Право собственности в АО подтверждается акцией.

По формам собственности АО могут быть 1) государственными, 2) частными, 3) частно - государственными.

АО бывают открытого (акции свободно обращаются на рынке) и закрытого (среди определенных людей) типа.

4) Арендные предприятия – они представляют собой переходную форму от государственного предприятия к кооперативам или частным фирмам. После выкупа у гос-ва имущества, ранее арендованного, они чаще всего превращаются в ООО, в АО, в кооперативы и хозяйственные товарищества.

5) Хозяйственные товарищества – это предпринимательские объединения, к-ые предлагают их непосредственное трудовое участи

Рынок и экономические задачи фирмы

Рынок является основным составляющим элементом функционирования любой фирмы, не зависимо от ее прибыли и вида. Посредством рынка формируются отношения между производством и потреблением, между предложением и ценой. Для обеспечения эффективного функционирования рынка на первый план выдвигается изучение рынка. Маркетинг -это новая философия бизнеса.

 

 

Множество целей определяют необходимость разработки каждой фирмой собственные стратегии развития. Стратегия фирмы разрабатывается на основе накопленной информации где определяющую роль играют сведения о потенциальной эволюции рынка. Экономическая стратегия фирмы предусматривает меры необходимые для реализации совокупности экономических задач и обеспечением роста конкурентоспособности и развития фирмы. В экономической литературе выделяются следующие функии фирм:

-научно-исследовательская и разработка

-производственная функция

-коммерческая функция

-бухгалтерско-финансовая функция

-кадровая функция

 

 

Предпринимательство, как особая форма бизнеса. Крупный, средний и малый бизнес.

Главной характеристикой рыночной экономики является развитие бизнеса, предпринимательства. Развитие бизнеса возможно только при рыночной экономике, для которой характерна частная собственность на средства производства. При плановой экономике бизнес, предпринимательство невозможно.

 

Легальный бизнес предполагает 4 основные способа извлечения выгоды:

1) Самый массовый – использование своего имущества, денежных накоплений, интеллектуальной собственности путём сдачи в аренду, депонирования на банковских счетах, покупки акций, продажи лицензий.

2) Производство и реализация товаров.

3) Выполнение работ, связанных со строительством, ремонтом, транспортировкой грузов.

4) Оказание услуг (маркетинговых, информационных, туристических, медицинских, юридических, консультационных и т.д.)

 

Бизнес ведётся с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательскую деятельность иногда называют бизнесом. Бизнес – это понятие обширное, это любой вид экономической деятельности, приносящей материальную выгоду. Предпринимательская деятельность осуществляется предпринимателем, основные предпринимательские функции которого состоят в следующем:

  1. организация производства и управления.
  2. взятие на себя риска и материальной ответственности за результаты.
  3. принятие экономических решений.

Другими словами классический предприниматель – это человек, который организовал какое-либо производство на свои или заемные средства, рискующий своим «карманом» и имеющий право единолично распоряжаться своим предприятием и его деятельностью. Классический предприниматель – это одновременно и собственник, и организатор и управляющий.

 

Типичный портрет предпринимателя менялся исторически. Первыми предпринимателями были купцы, т.к. именно с торговли когда-то началась предпринимательская деятельность. Затем в 18-19 вв. в качестве предпринимателя рассматривали капиталиста, работодателя, владельца мануфактуры, фабрики, завода. Сегодняшний портрет предпринимателя чаще всего групповой портрет, где предпринимательские функции выполняют разные люди. Так, например, в АО риск берут на себя акционеры, организацию производства и управления – менеджеры, а экономические решения принимает совет директоров.

Рыночной экономике необходим как крупный, так и мелкий бизнес.

Мелкий бизнес привлекателен тем, что не требует значительного первоначального капитала, не нужен сложный управленческий аппарат. Мелкий бизнес дает самостоятельность и относительную независимость. Мелкий бизнес быстро реагирует на новые потребности, не допуская существование дефицита, он поддерживает конкуренцию в экономике, не допуская монополизацию рынков и власти. Мелкий бизнес развивает дух предпринимательства, позволяя многим людям использовать свой шанс. Мелкий бизнес считается многими опорой демократии, обеспечивающей экономическую, политическую и личную независимость.

Средние фирмы занимают промежуточное положение. Это либо удачно растущая фирма, либо узко специализирующееся предприятие, господствующее на рынке.

Крупные фирмы имеют преимущества перед мелкими, заключающиеся в том, что они менее подвержены банкротству, благодаря своей экономической мощи. Они имеют больший годовой доход, что позволяет обеспечивать материально не только своих работников и собственников, но и направить большие денежные средства на дальнейшее развитие. Крупный бизнес считается проводником НТП. Он внедряет в производство передовые технологии и способствует ускорению экономического роста страны. Крупный бизнес делает возможным массовое производство, тем самым удешевляя товары и делая их доступными для всех слоев населения. Успех крупных фирм в бизнесе приносит экономическую власть, а зачастую приносит и экономическое влияние. Но управлять крупной фирмой очень сложно. Каждая крупная фирма имеет свой предел роста, за которым начинается полоса убытков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...