Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель ломаной кривой спроса (рост спроса)




Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.

 

43 Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает обьем выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Основные предпосылки.Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену.

В отрасли действует небольшое число фирм.

Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.

Существует так называемая фирма-лидер, на обьем производства которой ориентируются остальные фирмы.

КУРНО МОДЕЛЬ ДУОПОЛИИ [Сournot duopoly model] — простая модель олигополии (на примере ее частного случая — дуополии), где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса.

Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов (конкурента в случае дуополии) постоянным в течение заданного периода (рис. Д. 6 к ст. “Дуополия”).

Равновесие Курно — некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают ей наибольшие прибыли при данных действиях своих конкурентов. График, отражающий объемы производства фирмы в зависимости от предполагаемых объемов производства ее конкурентов, называется кривой реакции. Равновесный уровень объема производства находится на пересечении кривых реакции обеих фирм. В теории игр такая ситуация называется равновесием Нэша (см. Нэша равновесие). В конечном счете прибыли, получаемые каждой фирмой, выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции, но они ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом (см. рис. Д. 6). Но подобные договоренности обычно осуждаются и, кроме того, фирмы могут не верить друг другу: если контрагент в нарушение договоренности снизит цену по сравнению с условленной, то он увеличит сбыт и одержит победу в конкуренции.

Частный случай: моделирование дуополии

Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых "фирма-лидер", другая - "фирма-последователь". Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q:

.

Предположим также, что издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны с1</sup> и с2 соответственно. Тогда прибыль первой фирмы будет определяться формулой

,

а прибыль второй соответственно

.

В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма - фирма-лидер - на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма - фирма-последователь - анализируя действия фирмы-лидера определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.

44 Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Картельное соглашение-

Договоренность между двумя или несколькими предприятиями, фирмами о создании картеля. Различают горизонтальное соглашение, заключаемое между одинаково специализированными фирмами, и вертикальное соглашение, направленное на ограничение гибкости рынка, достигаемое за счет атомистичности и текучести.

Игры представляют собой строго определённые математические объекты. Игра образуется игроками, набором стратегий для каждого игрока и указания выигрышей, или платежей, игроков для каждой комбинации стратегий. Большинство кооперативных игр описываются характеристической функцией, в то время как для остальных видов чаще используют нормальную или экстенсивную форму. Характеризующие признаки игры как математической модели ситуации:

наличие нескольких участников;

неопределенность поведения участников, связанная с наличием у каждого из них нескольких вариантов действий;

различие (несовпадение) интересов участников;

взаимосвязанность поведения участников, поскольку результат, получаемый каждым из них, зависит от поведения всех участников;

наличие правил поведения, известных всем участникам.

Методы теории игр для анализа поведения олигополии

• Теория игр представляет собой науку, которая исследует математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях связанных с принятием решений.

• Простейшим изображения игры является матрица результатов. Матрица результатов представляет собой двухстороннюю таблицу, образованную множеством квадратов, каждый из которых каждый из которых представляет результат стратегического взаимодействия обоих участников.

Классификация игр по свойствам платежных функций

• Играми с нулевой суммой (антагонистическими) называется ситуация, когда выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого. Противоположностью играм с нулевой суммой являются игры с постоянной разностью, в которых игроки выигрывают и проигрывают одновременно, так что им выгодно действовать сообща. Игры с ненулевой суммой представляют собой промежуточный случай, где имеются конфликты и согласованные действия игроков.

45 Одно из доказательств исчерпаемости продукта выплатами предельных физических продуктов факторов основано на использовании теоремы Эйлера. Согласно теореме Эйлера, если функция Y = f (x 1,..., xn) однородна степени t, то

(d Y /d X 1) X 1 + ┘ + (d Y /d Xn) Xn = tf (X 1, ┘, Xn).

Следовательно, в случае двухфакторной производственной Функции QX = f (K,L), однородной первой степени, т. е. предполагающей постоянную отдачу от масштаба (см. раздел 7.2.1), выплаты факторам их предельных продуктов полностью и без остатка исчерпывают общий продукт. С другой стороны, если показатель степени однородности больше единицы (возрастающая отдача от масштаба), сумма предельных продуктов факторов окажется выше всего физического продукта, а если степень однородности меньше единицы (убывающая отдача от масштаба), сумма предельных продуктов факторов окажется недостаточной, чтобы полностью исчерпать произведенный физический продукт. Таким образом, использование теоремы Эйлера позволяет утверждать, что (14.37), (14.37*) выполняются лишь для производственной функции однородной первой степени, т. е. отражающей постоянную отдачу от масштаба.

46Pынок труда — это особая форма отношений между людьми, осуществляемая посредством купли-продажи услуги труда и обеспечивающая занятость населения.

Спрос на труд — это потребность работодателя в заполнении вакантных рабочих мест фирмы.
Предложение труда — это имеющиеся у наемного работника возможность и желание предоставить свою услугу труда за определенную плату работодателю.
Различают индивидуальное и рыночное предложение труда=

· 1. Индивидуальное предложение труда у каждого продавца имеет свои особенности, которые связаны со многими характеристиками как самого работника (интересы, склонности, потребности, здоровье т.д.), так и его семьи, места жительства и т.д.

· 2. Рыночное предложение труда — это суммарное предложение всех продавцов труда данной профессии.

Индивидуальное предложение труда Представьте себе человека с определенным образованием и трудовым опытом, то есть обладающего некоторой квалификацией. Количество времени, которым он располагает, - это 24 часа в сутки. Все свое время он распределяет между работой (оплачиваемой деятельностью, источником дохода) и досугом (неоплачиваемой деятельностью). Объем индивидуального предложения труда - часть суток, отводимая для работы, - выступает как результат этого распределения. При этом предполагается, что продолжительность рабочего дня ничем не регламентирована и выбирается самим работником. О проблеме выбора мы уже упоминали, когда говорили о поведении потребителя. Речь шла о потребительском выборе среди множества благ и, в частности, между наборами из двух благ. Той же методикой (концепция кривых безразличия) можно воспользоваться для изучения распределения работником времени на работу и досуг, если представить себе подобный выбор как выбор комбинации из двух различных благ (рабочее время и время досуга). Основной причиной, из-за которой люди занимаются трудовой деятельностью, является получение дохода. Доход выступает представителем всех благ, являясь агрегированным благом, так как его можно использовать для покупки любых товаров и услуг. С другой стороны, досуг - это тоже благо. Как уже было сказано, аппарат кривых безразличия, используемый при анализе потребительского поведения, может быть использован и при анализе распределения времени между работой и досугом. На графике (ниже) изображена карта кривых безразличия дохода и досуга. По оси ординат откладываем величину ежедневного дохода (I, income), по оси абсцисс - величину досуга (F, freetime). Как и в теории потребительского выбора, чем дальше находится кривая безразличия от начала координат, тем больший уровень полезности ей соответствует. Таким образом, все основные свойства кривых безразличия можно использовать и для анализа предпочтений в отношении дохода и досуга. В частности, каждая кривая выпукла по отношению к началу координат. Если у человека мало досуга, то норма замещения досуга доходом относительно велика: сокращение досуга на один час в сутки требует для сохранения уровня удовлетворения значительной прибавки дохода. В левой части карты безразличия кривые имеют крутой наклон. Если же у человека досуга много, то он ценит дополнительный час ниже, и по мере движения вдоль кривой безразличия слева направо наклон ее снижается.

Эффект дохода заключается в том, что при прочих равных условиях понижение цены товара ведет к росту благосостояния домохозяйства-потребителя.
Суть эффекта дохода состоит в следующем: понижение цены товара сделало хозяйствующего субъекта богаче и позволило расширить объем спроса. В том случае, если рост спроса данного потребителя приостанавливается, при дальнейшем понижении цены количество покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.
Эффект замещения связан с тем, что при падении цены товара он становится дешевле прочих, поэтому более привлекательным для потребителя.
Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен, он способствует росту потребления относительно подешевевшего товара.
Для того чтобы определить эффект замены, нужно отделить влияние эффекта дохода, и наоборот.
Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса (р. 1904) и русского математика и экономиста Е.Е. Слуцкого (1880-1948). Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет преимущество, которое позволяет получить количественное решение задачи на основе статистических материалов.
Эффекты дохода и замещения по Хиксу заключаются в следующем: разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.
Эффекты дохода и замещения по Слуцкому объясняются следующим образом: неизменный уровень реального дохода обеспечивает лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров.
Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.


Сравнив два подхода, можно сделать вывод, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

47 Рынок труда в условиях совершенной конкуренции.

Ситуация совершенной конкуренции на рынке труда практически не встречается. В условиях совершенной конкуренции на рынке большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. При этом многочисленные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид услуг труда. И, что самое главное, ни рабочие, ни фирмы не осуществляют контроля над ценой.

В таком случае объем спроса на труд будет находиться в обратной зависимости от величины заработной платы. Так как при повышении ставки заработной платы предприниматель, при прочих равных условиях, будет вынужден сократить использование труда.

Кривая предложения в условиях совершенной конкуренции будет плавно повышаться, что объясняется тем, что при отсутствии безработицы нанимающие фирмы будут вынуждены платить более высокие ставки заработной платы, чтобы привлечь рабочих. Дело в том, что заработная плата должна компенсировать возможность альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве.

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости находятся на пересечении кривых спроса LD и предложения на труд LS (Рис.1). Этой точке пересечения соответствует определенный уровень заработной платы (W/P)e и заданное этим уровнем предложение труда (L)e. В точке пересечения спрос на труд равен предложению труда, а это означает, что рынок находится в состоянии равновесия. То есть все работники, согласные на данную заработную плату, трудоустроены, а все предприниматели, которые согласны платить заработную плату (W/P)e, находят на рынке необходимое им количество рабочей силы. Поэтому точка пересечения отображает положение полной занятости.

В простой модели предложения труда предполагается, что индивидуум получает полный (без вычетов налогов) трудовой доход. В реальности обычно заработная плата облагается налогом.

Влияние подоходного налога на предложение труда зависит от уровня и вида (пропорциональный/прогрессивный) подоходного налога и от индивидуальных предпочтений в отношении работы и досуга. Пропорциональный подоходный налог сокращает ставку заработной платы, меняет наклон линии бюджетных ограничений (от ab к ас на рис. 1.14) и вызывает эффект замещения, стимулирующий увеличение часов досуга. Общий эффект, оказываемый на предложение труда, будет зависеть от абсолютной величины эффекта дохода. Если эффект дохода будет меньше эффекта замещения, то предложение труда уменьшится при введении пропорционального подоходного налога (рис. 1.14а) от H 1 к H 2. Если эффект дохода по абсолютной величине будет больше эффекта замещения, то предложение труда увеличится при введении пропорционального подоходного налога (рис. 1.14б) от H1 до H1. Первый случай соответствует положительно наклоненному участку кривой предложения труда, второй - отрицательно наклоненному участку кривой предложения труда. Величина изменения предложения труда будет зависеть от уровня пропорционального подоходного налога.

Рис. 1.13

Сравнение воздействия на предложение труда прогрессивного и пропорционального подоходного налогов показано на рис. 1.15. Первоначальные бюджетные ограничения (до введения налога) показаны линией ab. Бюджетные ограничения при введении пропорционального подоходного налога показывает линия ас. Точка f определяет количество часов работы H 1 при введении пропорционального подоходного налога и данных индивидуальных предпочтениях по отношению к работе и досугу. До введения пропорционального подоходного налога, работая H 1 часов, индивидуум получал общий доход 0 Y 1, после введения налога 0 Y 2 (Y 1 - Y 2) поступает

а) Сокращение часов работы при б) Увеличение часов работы увеличении налога при увеличении налога государству в виде налога.

Рис. 1.14
При прогрессивном подоходном налоге, если доход от налога, поступающий государству, равен тому, который поступает при пропорциональном налоге, точка равновесия, оптимизирующая количество часов работы и досуга, будет находиться на прямой линии аb ’, параллельной ab и проходящей через точку f, так что доход государства от налога равен ff * (или Y 1 - Y 2). Прогрессивная подоходная система порождает ситуацию выбора доход/досуг, изображенную линией бюджетных ограничений ad на рис. 1.15. Наклон линии бюджетных ограничений уменьшается с увеличением количества часов работы, отражая увеличение ставки налогообложения по мере роста дохода. Шкала прогрессивного налогообложения выбрана так, что новая точка g касания кривой безразличия и линии бюджетных ограничений ad находится на линии аb ’, и доход государства от налога такой же, как и при пропорциональной налоговой системе, при этом количество часов работы сократилось с H 0 H 1 до H 0 H 2.

Влияние прогрессивного налогообложения на предложение труда неоднозначно, оно зависит от ставки и степени прогрессивности налогообложения, а также от формы кривых безразличия. Например, существует точка равновесия у, которая также находится на линии аb ’ и приносит государству доход от налога в размере ff *. Однако в этой точке индивидуум работает H 0 H 3 часов, больше, чем при пропорциональной системе налогообложения, и находится на более высокой кривой безразличия, соответствующей большей полезности.

48 Международная торговля (МТ) — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.

Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:

стоимостной и физический объем мирового товарооборота;

общая, товарная и географическая (пространственная) структура;

уровень специализации и индустриализации экспорта;

коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли;

внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;

торговый баланс.международная торговля характеризуется такими показателями:

·темпы роста в целом;

·темпы роста относительно роста производства;

·темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.

Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.

Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли.

Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государства с позиции международной торговли.

Во всех странах сторонники ограничения торговли как правило считают, что их предложения по сокращению взаимодействия экономики их страны с другими экономиками каким-то образом приведут к созданию новых рабочих мест для ее граждан и увеличению их зарплат. Они уверены: если заставить потребителей приобретать товары и услуги, произведенные внутри страны, ее экономика укрепится.

Однако ограничения импорта не позволяют потребителям отстаивать свои интересы, обращаясь к зарубежным поставщикам, когда отечественные не удовлетворяют их запросы. Поставщики, чье производство зависит от импортных запчастей и сырья, теряют конкурентоспособность. Одним словом, в отсутствие конкуренции у поставщиков не возникает серьезных стимулов для обретения конкурентоспособности.

Протекционизм не позволяет людям сводить к минимуму или избегать воздействия негативных последствий неразумной политики собственного государства. Так, высокие налоги и бесцеремонное государственное регулирование могут подорвать эффективность отечественных производств. Если при этом потребители имеют возможность удовлетворять свой спрос за счет покупки зарубежной продукции, они могут ослабить последствия подобной ситуации. Однако протекционистская политика блокирует этот путь и не создает у государства стимулов, чтобы пересмотреть провальный экономический курс. Доказательством тому служит опыт Аргентины, Индии, Евросоюза и Японии.

Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.

Регулирование международной торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.

Примером наиболее развитой региональной экономической группировки является современный Европейский Союз (ЕС), (ранее - Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958г.), в состав которого (на начало 2003г.) входят 15 европейских государств.

Региональные союзы и группировки, с одной стороны, способствуют развитию международной торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов.

 

49) Наряду со знаниями новым фактором производства (ресурсом) стала информация. Информация - это процесс сбора, обработки, распределения и использования знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса. Ни одна из сторон жизни человека не может обойтись без этой информации. Поэтому все страны значительные средства тратят на развитие информационных систем. В огромном объеме информации выделяют информацию о различных способах технологии производства той или иной продукции и организации этого производства. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна.
Экономическая информация, представляющая собой совокупность данных по вопросам производства благ и услуг, финансов, ценных бумаг, менеджмента, маркетинга, кредита, статистики и другого служит достижению более высокой эффективности экономики, что вытекает из ограниченности экономических ресурсов.
Значимость экономической информации огромна, а знания о ней конкурентами могут неблагоприятно сказаться на положении предприятия на рынке. Неслучайно национальные законодательства ряда стран с рыночной экономикой запрещают руководящим работникам и служащим использовать в личных интересах внутреннюю информацию о предприятии, в котором они работают.

Асимметричность информациивмикроэкономике(англ. asymmetric(al) information; такженесовершенная информация,неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Дж. Акерлоф является автором модели так называемого рынка «лимонов». Модель «рынка лимонов» рассматривается на примере рынка подержанных автомобилей, или «лимонов». Допустим, что на рынке есть 100 граждан, желающих продать свои старые автомобили, и 100 граждан, желающих купить такой автомобиль. Всем известно, что 50 из предложенных на продажу автомобилей являются «сливами»,
а 50 - «лимонами». Собственник каждого автомобиля знает, какого он качества, а потенциальные покупатели не знают, каким является автомобиль - «сливой» или «лимоном».
Владелец «лимона» готов продать его за 1000 долл., а владелец «сливы» готов отдать свой автомобиль за 2000 долл. Покупатели автомобиля готовы заплатить 2400 долл. за «сливу» и 1200 долл. за «лимон». Если бы проверить качество автомобилей было легко, то проблем на этом рынке не было бы. «Лимоны» продавались бы по цене от 1000 до 1200 долл., а «сливы» - от 2000 до 2400 долл.
Но покупатели не могут сразу определить качество автомобиля. Они об истинном качестве автомобиля могут только догадываться. Сделаем простой прогноз: если автомобиль с равной вероятностью может оказаться и «сливой» и «лимоном», то типовой покупатель готов будет платить ожидаемое качество автомобиля, то есть ½ 1200 + ½ 2400=1800 долл.
Владельцев «лимонов» такая цена устраивает, но владельцы «слив» хотят получить как минимум 2000 долл. Цена, которую готовы заплатить за «средний» автомобиль покупатели, получается меньше цены, за которую готовы продать свой автомобиль продавцы «слив». Значит, за 1800 долл. будут предлагаться только «лимоны».
Если бы покупатель был уверен, что ему достанется «лимон», то он не захотел бы платить за него 1800 долл. Равновесная цена на этом рынке установилась бы между 1000 и 1200 долл. По цене в таком диапазоне свои автомобили предлагали бы на продажу только владельцы «лимонов», и поэтому покупатели ожидали бы (и справедливо), что им достанется «лимон». «Сливы» на этом рынке вообще никогда не продаются, невзирая на то что цена, за которую покупатели готовы купить «сливы», превышает цену, по которой продавцы готовы их продать. Ни одно из таких соглашений нереально.
Встает проблема причин провала рынка. Это прежде всего внешний эффект, связанный с продавцами хороших и плохих автомобилей: попыткой продать плохой автомобиль гражданин влияет на впечатление покупателей относительно качества «среднего» автомобиля, продаваемого на рынке. Это вызывает снижение цены, которую покупатели готовы заплатить за средний автомобиль, а значит, приносит убытки тем, кто хочет продать хорошие автомобили.
Чаще всего продают те автомобили, от которых хотят избавиться. Сам факт продажи служит для потенциального покупателя сигналом о качестве товара. А продажа слишком большого количества предметов низкого качества усложняет продажу качественных вещей.
Поскольку величина спроса на рынке зависит и от качества, то возможна ситуация, когда спрос равен нулю и рынок приостанавливается.
Таким образом, Дж.Акерлоф доказывает, что недостаточная информация о качестве продаваемого товара приводит к постоянному снижению цен вплоть до исчезновения рынка. Аналогичные ситуации возникают в страховом деле, когда потенциальный страхователь имеет информационное преимущество перед страховой компанией (например, лучше знает состояние своего здоровья). Поэтому среди людей, которые желают застраховаться, превалируют те, для кого риск страхового действия является непропорционально большим. Этот феномен называют «отбором худших», и страховые компании борются с ним, отказываясь продавать страховые полисы людям пожилого
возраста.

Дж.-Ю. Стиглиц разработал механизм «обратной рыночной адаптации», когда недостаточно информированные участники рынка получают информацию от более информированных участников. Вместе с М. Ротшильдом он показал, как «работают» информационные потоки на тех рынках страховых услуг, где компании не владеют информацией об уровне риска относительно отдельных клиентов. Страховая компания (слабо информированная сторона) должна эффективнее стимулировать своих клиентов (хорошо информированная сторона) с тем, чтобы они «выдали» информацию о страховом риске.
В обычных рыночных моделях банки повышают процентную ставку, чтобы компенсировать риск потенциального невозвращения кредитов.
В схемах с моделированием асимметричной информации банки начинают квотировать льготные кредиты, чтобы, используя конкуренцию среди ограниченного круга претендентов, отобрать тех, кто гарантированно возвратит кредит.
Совместно с С.Гроссманом Дж.-Ю.Стиглиц исследовал эффективность финансовых рынков. Результат этого анализа известен как «парадокс Гроссмана - Стиглица»: если рынок эффективен с информационной точки зрения, то есть вся необходимая информация определяется на уровне цен, то ни один участник рынка не имеет эффективных стимулов использовать информацию, которая содержится в ценах.
Таким образом, и Дж.-Ю.Стиглиц с С.Гроссманом, и Дж.Акерлоф доказали, что асимметричная информация может привести к обратной селекции (отбору) на рынке. Из-за недостаточной информированности страховой компании или покупателей подержанных автомобилей страхователь с плохим здоровьем и продавцы автомашин низкого качества начинают превалировать на рынке.

М.Спенс доказал, что при определенных условиях хорошо информированные участники рынка могут увеличивать свои рыночные обороты, «передавая сигналы» другим, хуже проинформированным субъектам рынка.
Ученый проанализировал следующую модельную ситуацию. Допустим, вероятность встретить хорошего и плохого работника одинаковая -
по 50%. Хороший работник способен выработать предельного продукта 20 единиц, а плохой - 10. если фирме надо принять на работу 100 работников, то совокупный предельный продукт составит: 50∙20 + 50∙10 =1500 единиц.
Если удельный вес зарплаты в произведенном продукте равен 20 %, то ее фонд достигает 300 единиц.
Если бы модно было заранее отличить хорошего работника от плохого, то было бы целесообразнее платить первому из них 4 единицы, а второму - 2. Но если заранее спрогнозировать результаты труда невозможно, если нет надежной системы опережающей оценки качеств потенциального работника, то приходится выплачивать каждому среднюю зарплату в 3 единицы. Когда они оба соглашаются работать за такую зарплату, то для работодателя это значения не имеет: просто происходит перераспределение фонда между хорошими и плохими работниками.
В таком случае хороший работник старается получить какой-то «признак» (диплом, сертификат, свидетельство о квалификации), что отличало бы его от плохого работника. Этот признак М.Спенс назвал «сигналом».

 

50) Выбор, производимый людьми, во многих случаях связан с экономической неопределенностью. Это зависит от бумов и спадов в национальной экономике, развития научно-технологического потенциала, изменения конкурентоспособности на мировом рынке, стихийных бедствий и т.д. В результате в будущем могут снизиться или возрасти доходы, переориентироваться спрос на другие товары, изменяться издержки, предприятие может стать банкротом, рабочий – потерять работу или, наоборот, повыситься в должности и т.д.

При принятии экономических решений как на микро-, так и на макроуровне следует учитывать фактор неопределенности в технологической, внешней и внутренней среде. Для этого необходимо выбирать степень риска, знать его параметры.

Под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

В указанных определениях выделяется такая характерная особенность (черта) риска, как опасность, возможность неудачи.

Однако приведенные определения не охватывают всего содержания термина «риск».

Для более полной характеристики определения «риск» целесообразно выявить понятие «ситуация риска», поскольку оно непосредственно сопряжено с содержанием термина «риск».

Рискованная ситуация связана со статистическими процессами и ей сопутствуют три одновременных условия:
– наличие неопределенности;
– необходимость выбора альтернативы (при этом следует иметь в виду, что отказ от выбора также является разновидностью выбора);
– возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.

Следует отметить, что ситуация риска качественно отличается от ситуации неопределенности. Ситуация неопределенности характеризуется тем, что вероятность наступления результатов решений или событий в принципе неустанавливаема.

Таким образом, ситуацию риска можно охарактеризовать как разновидность неопределенной, когда наступление событий вероятно и может быть определено, т.е. в этом случае объективно существует возможность оценить вероятность событий, предположительно возникающих в результате совместной деятельности партнеров по производству, контрдействий конкурентов или противника, влияния природной среды на развитие экономики, внедрения научно-технических достижений и т. д.

Можно выделить несколько модификаций риска:
– субъект, делающий выбор из нескольких альтернатив, имеет в распоряжении объективные вероятности получения предполагаемого результата, основывающиеся, например, на проведенных статистических исследованиях;
– вероятности наступления ожидаемого результата могут быть получены только на основе субъективных оценок, т.е. субъект имеет дело с субъективными вероятностями;
– субъект, в процессе выбора и реализации альтернативы, располагает как объективными, так и субъективными вероятностями.

Стремясь «снять» рискованную ситуацию, субъект делает выбор и стремится реализовать его, т.е. сгладить ситуацию. Этот процесс находит свое выражение в понятии «риск».

Последний существует как на стадиивыбора

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...