Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. По времени существования выделяются группы временные (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения о участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее: открытые и закрытые. Под структурой группы мы понимаем следующие ее компоненты: формальное лидерство; роли; нормы; статус; размер; состав.
Понятиие коллектива и их классификация. Соотношение понятий группа и коллектив. Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива Классификация коллективов: По типу организации:― государственная;
― общественная; ― культурная; ― политическая; ― религиозная; ― экономическая; ― военная; ― спортивная; ― научная; По формам деятельности:― правовые; ― неправвовые. По возрастным особенностям участников:― детский; ― подростковый; ― юношеский; ― зрелый; ― пожилой. По времени существования:― временные; ― постоянные.
Межличностные отношении. Психологический климат и совместимость. Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психическая совместимость - способность членов коллектива к плодотворной и эффективной совместной деятельности вследствие оптимального сочетания их характеров.
Психология массовых социально-психологических явлений. Известно, что, находясь среди группы людей, человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. массовые психологические явления играют весьма значительную роль в межличностных отношениях. Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Виды массовых социально-психологических явлений Коллективное переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы
Подражание - сознательное или неосознанное копирование образца
Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах и их регултрование. Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Выделяют следующие методы изучения: -социометрический; -референтометрический; -изучение мотивационного ядра межличностных выборов; -изучение сплоченности коллектива Регулирование с помощью: - моралью, этикетом, административными и другими социальными нормами -социальный контроль (гласность, общедоступность информации.) - корпоративной этики
Психология процесса управления. Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления: Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция Профессионально важные качества личности руководителя.Лидер и руководитель. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду - это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс - это руководитель. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает,избирает ведомая им группа. лидер всегда выдвигается «снизу». Руководитель же, напротив, назначается «сверху» Стили управления. Стиль управления - это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. Виды Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Демократический стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Делегирующий стиль управления - совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|