Инновационные стратегии развития организации
Инновационная стратегия - целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации. Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии. Как показывает практика «характер» инновационной стратегии, реализуемой организацией, определяется рядом особенностей. Специфика инновационной стратегии организации зависит от профиля ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения. Основные виды инновационной стратегии I. В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии: -адаптационный, пассивный -творческий, наступательный. сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.
1. Стратегия поддержки продуктивного ряда (улучшение потребительских свойств товара) 2. Стратегия ретро – нововведений (применение устаревших, но пользующихся спросом товаров. Нпр. Изготовление запчастей для сложной техники) 3. Стратегия сохранения технологических позиций (Используются предприятиями, имеющими прочные рыночные позиции, не имеющие возможности обновлять производство продукции.) 4. Стратегия продуктовой и процессной имитации (заимствование технологий со стороны) 5. Стратегия стабильного преодоления (переход к высшим стадиям технологического развития. Тесно связана со стратегией опережающей наукоемкости и инновационной стратегией.) 6. Стратегия технологического трансферта (реализуется главным предприятием вертикально интегрируемых структур, которые передают уже отработанные технологии малым предприятиям. Стратегия принимающих предприятий – стратегия вертикального заимствовония). 7. Стратегия технологической связанности (Когда выпускает не менее 70% технологическо связанной продукции). 8. Стратегия следования за рынком (Ориентация на более рентабельные продукции, и также используется в начальных стадиях когда не определены рыночные приоритеты) 9. стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности организациями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам организацией, и в случае его успеха оттеснить разработчика. Небольшие организации также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточно устойчивая ресурсная база, но есть проблемы с НИОКР. Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок.
В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии. В этом классе инновационной стратегии выделяются: 1. Стратегия централизации. Характерен для объединений, где НИОКР проводится одной или несколькими научно – техническими организациями. 2. Стратегия субцентрализации. Используется производственными организациями, где НИОКР разделены по отдельным отраслям, каждая из которых формирует свою стратегию научно-технического развития. 3. Стратегия децентрализации. Применяется в случае, когда предприятие самостоятельно формирует стратегию развития, организует процесс исследования, либо создавая обособленные центры, либо покупая НИОКР на стороне. 4. Лицензионная стратегия. Используется предприятием, когда оно основывает свою деятельность на приобретение исследовательских лицензий, но результаты разработок другой организации. При этом преобразуются законченные и незаконченные разработки. Предприятие получает собственные результаты в более короткие сроки с меньшими затратами. 5. Стратегия исследовательского лидера. Нацелена на долгосрочное пребывание на передовых позициях. Используется на ранних стадиях роста и требует постоянных инвестиций в новый НИОКР. 6. Стратегия следования жизненному циклу. НИОКР привязана к стадиям жизненного цикла позволяет накапливать результаты НИОКР, которые могут быть использованы для замещения убывающих продуктов и процессов. 7. Стратегия параллельной разработки. Нацелено на формирование, освоение и проведение исследований новых технологий, продуктов с учетом собственных разработок. Приобретаются технологические лицензии на продукты и процессы той же области разработок, что и собственные. 8. Стратегия опережающей наукоемкости. Используется если предприятие нацелено повысит наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли. 9. Предконкурентные стратегии. Применяется на ранних стадиях НИОКР, когда необходимо временно объединить усилия для получения необходимых научных результатов. Может содержать 2 субстратегии: - Субстратегия льготного лицензирования – передача участникам совместных НИОКР, лицензий по льготным ценам. Доступ к получению лицензий одинаковы для всех участников программы. -Субстратегия пропорционального доступа. Изменение вклада в НИОКР и соответств льгот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|