Качество как объект управления в современном менеджменте. Концепция Всеобщего управления качества TQM
В рыночной эк-ке проблема кач-ва яв-ся важнейшим ф-ром повышения ур. жизни, эк-кой, соц-ной и экол-кой без-сти. Кач-во – комплексное понятие, хар-щее эфф-сть всех сторон деят-ти: · разработка стратегии, · организация производства, · маркетинг и др. Важнейшей сост-щей всей с-мы кач-ва яв-ся кач-во продукции. В современной лит-ре и практике существуют различные трактовки понятия кач-во. Международная орг-ция по стандартизации опр-ет кач-во (стандарт ИСО-8402) как сов-ность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потр-сти. Большой вклад в разработку теории упр-ния кач-вом внесли зарубежные и отеч-ные ученые. Современное упр-ние кач-вом исходит из того, что деят-сть по упр-нию кач-вом не может быть эфф-ной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества. Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др. Различают управляющую и управляемую с-мы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
система качества(Quality System); · система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System); · всеобщее управление качеством; · обеспечение качества; · управление качеством; · статистический контроль качества · система обеспечения качества TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами. TQM - это философия организации, которая осн-на на стремлении к кач-ву и практике упр-ния, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе произв-ного процесса, это сама сущность организации. Всеобщее управление качеством это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на кач-во, основ-ный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом. В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий. Основными целями TQM являются: -ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей -возведение качества в ранг цели предпринимательства -оптимальное использование всех ресурсов организации принципы концепции TQМ Управление кач-вом это динамично развивающаяся концепция. На сегодня сущ-ет нес-ко основных "школ" ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ.
Основными же признаны следующие восемь: Ориентация организации на потребителя. -Роль руководства. -Вовлечение сотрудников. -Процессный подход. -Системный подход к управлению. -Постоянное совершенствование. -Принятие решений, основанное на фактах. -Взаимовыгодные отношения с поставщиками. -В чем должна выражаться ориентация организации на потребителя? Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анал-вать инф-цию, поступающую из самых раз-ных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и пот-ных потребностей как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов и рынка в целом. Система менеджмента качества. Международные стандарты качества. Сертификация и стандартизация. Система менеджмента качества (СМК) — с-ма упр-ния кач-вом производимой продукции или услуги в к-л орг.-ции. Суть СМК — это подход к упр-нию орг.-цией, нацеленный на кач-во произ-мой услуги и/или продукции, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях орг.-ной стр-ры и внешних поставщиков) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удов-ния треб-ний потребителя, так и выгоды для членов орг.-ции и общ-ва. Цель СМК - Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовл-ния запросов потр-ля, сотр-ков, владельцев и общ-ва. Целью СМК явл-ся соответствие рез-тов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. Задачи СМК - Постоянное улучшение кач-ва посеред-вом регулярного анализа рез-тов и корректировки деяк-ти, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок. Тактика СМК -Предупреждение причин дефектов -Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества - Активное стратегическое управление -Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов - Использование научных подходов в решении задач - Регулярная самооценка
- Методические средства СМК - Средства для сбора данных - Средства предоставления данных - Методы статистической обработки данных - Теория общего менеджмента - Теория мотиваций и межличностных отношений - Экономические расчеты - Системный анализ производства - Управление с помощью планирования Составляющие СМК Основные сост-щие систем мен-та кач-ва: 1.Установление потр-тей и ожиданий потребителей и др..заинтер-ных сторон орг.-ции в обл.. кач-ва производимой продукции или услуги. 2.Наличие пол.-ки и целей орг-ции организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних). 3.Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей орг.-ции (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей. 4.Опр-ние необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации) 5.Разр-ка и применение м-дов для измерения результативности и эфф-сти каждого процесса на основе ключевых показателей качества 6.Опр-ние механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК 7.Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК. Стандартизация - э. нормотвор-кая д-ть, которая находит наиб. Рац-ные нормы, а затем закрепляет их в нормат-ных док-х типа стандарта,инструкции,методики и треб-ния к раз-ке продукции. Стандарт-норм.-техн-кий док-т по станд-ции,сод-щей опр-ные треб-ния.правила или нормы,об-ные к испол-нию. Цель стандартизации – защита интересов потр-лей и гос-ва по вопросам кач-ва прдкции,процессов,услуг. Гл.здча станд-ции-созд. с-мы норм-но-техн-кой док-ции, опред-щей прогрессивные треб-ния к прод-ции,изгот-ные для нужд нар.х-ва,нас-ния,обороны,страны,а ткже кнтрля за прав-стью исп-ния этой док-ции. Объектами станд-ции м/б прдкция, услуги и процессы имеющие перспективы многократного воспр-ния и исп-ния.
Органы и службы станд-ции – э.орг-ции,учрежд., объед-я и их подразд-я, осн-ной д-тью кот-х яв-ся осущ-ние рбт по станд-ции или вып-ния опр-ных ф-ций по стоимости. Органы: Гос. Упр-ние д-ти по станд-ции в России осущ-ет Гос.комитет РФ по станд-ции и метрологии. Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Дословный перевод термина «сертификация» – «Я подтверждаю». Любая сертификация – это подтверждение соответствия объекта сертификации предъявленным к нему требованиям. В процессе сертификации можно выделить следующие элементы. Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции, непригодной к использованию. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на ГОСТАНДАРТ, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|