Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество как объект управления в современном менеджменте. Концепция Всеобщего управления качества TQM




В рыночной эк-ке проблема кач-ва яв-ся важнейшим ф-ром повышения ур. жизни, эк-кой, соц-ной и экол-кой без-сти. Кач-во – комплексное понятие, хар-щее эфф-сть всех сторон деят-ти:

· разработка стратегии,

· организация производства,

· маркетинг и др.

Важнейшей сост-щей всей с-мы кач-ва яв-ся кач-во продукции. В современной лит-ре и практике существуют различные трактовки понятия кач-во.

Международная орг-ция по стандартизации опр-ет кач-во (стандарт ИСО-8402) как сов-ность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потр-сти.

Большой вклад в разработку теории упр-ния кач-вом внесли зарубежные и отеч-ные ученые.

Современное упр-ние кач-вом исходит из того, что деят-сть по упр-нию кач-вом не может быть эфф-ной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.

Различают управляющую и управляемую с-мы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:

система качества(Quality System);

· система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);

· всеобщее управление качеством;

· обеспечение качества;

· управление качеством;

· статистический контроль качества

· система обеспечения качества

TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.

TQM - это философия организации, которая осн-на на стремлении к кач-ву и практике упр-ния, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе произв-ного процесса, это сама сущность организации.

Всеобщее управление качеством это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на кач-во, основ-ный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.

Основными целями TQM являются:

-ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей

-возведение качества в ранг цели предпринимательства

-оптимальное использование всех ресурсов организации

принципы концепции TQМ

Управление кач-вом это динамично развивающаяся концепция. На сегодня сущ-ет нес-ко основных "школ" ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ.

Основными же признаны следующие восемь:

Ориентация организации на потребителя.

-Роль руководства.

-Вовлечение сотрудников.

-Процессный подход.

-Системный подход к управлению.

-Постоянное совершенствование.

-Принятие решений, основанное на фактах.

-Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

-В чем должна выражаться ориентация организации на потребителя?

Организация, применяющая концепцию ТQМ, должна систематически собирать и анал-вать инф-цию, поступающую из самых раз-ных источников и позволяющую получать обоснованные выводы относительно текущих и пот-ных потребностей как отдельных потребителей, так и рыночных сегментов и рынка в целом.

Система менеджмента качества. Международные стандарты качества. Сертификация и стандартизация.

Система менеджмента качества (СМК) — с-ма упр-ния кач-вом производимой продукции или услуги в к-л орг.-ции.

Суть СМК — это подход к упр-нию орг.-цией, нацеленный на кач-во произ-мой услуги и/или продукции, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях орг.-ной стр-ры и внешних поставщиков) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удов-ния треб-ний потребителя, так и выгоды для членов орг.-ции и общ-ва.

Цель СМК - Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовл-ния запросов потр-ля, сотр-ков, владельцев и общ-ва. Целью СМК явл-ся соответствие рез-тов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества.

Задачи СМК - Постоянное улучшение кач-ва посеред-вом регулярного анализа рез-тов и корректировки деяк-ти, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Тактика СМК

-Предупреждение причин дефектов

-Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества

- Активное стратегическое управление

-Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов

- Использование научных подходов в решении задач

- Регулярная самооценка

- Методические средства СМК

- Средства для сбора данных

- Средства предоставления данных

- Методы статистической обработки данных

- Теория общего менеджмента

- Теория мотиваций и межличностных отношений

- Экономические расчеты

- Системный анализ производства

- Управление с помощью планирования

Составляющие СМК

Основные сост-щие систем мен-та кач-ва:

1.Установление потр-тей и ожиданий потребителей и др..заинтер-ных сторон орг.-ции в обл.. кач-ва производимой продукции или услуги.

2.Наличие пол.-ки и целей орг-ции организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних).

3.Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей орг.-ции (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей.

4.Опр-ние необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации)

5.Разр-ка и применение м-дов для измерения результативности и эфф-сти каждого процесса на основе ключевых показателей качества

6.Опр-ние механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК

7.Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

Стандартизация - э. нормотвор-кая д-ть, которая находит наиб. Рац-ные нормы, а затем закрепляет их в нормат-ных док-х типа стандарта,инструкции,методики и треб-ния к раз-ке продукции.

Стандарт-норм.-техн-кий док-т по станд-ции,сод-щей опр-ные треб-ния.правила или нормы,об-ные к испол-нию.

Цель стандартизации – защита интересов потр-лей и гос-ва по вопросам кач-ва прдкции,процессов,услуг.

Гл.здча станд-ции-созд. с-мы норм-но-техн-кой док-ции, опред-щей прогрессивные треб-ния к прод-ции,изгот-ные для нужд нар.х-ва,нас-ния,обороны,страны,а ткже кнтрля за прав-стью исп-ния этой док-ции.

Объектами станд-ции м/б прдкция, услуги и процессы имеющие перспективы многократного воспр-ния и исп-ния.

Органы и службы станд-ции – э.орг-ции,учрежд., объед-я и их подразд-я, осн-ной д-тью кот-х яв-ся осущ-ние рбт по станд-ции или вып-ния опр-ных ф-ций по стоимости.

Органы: Гос. Упр-ние д-ти по станд-ции в России осущ-ет Гос.комитет РФ по станд-ции и метрологии.

Международная стандартизация - это совокупность международных организаций по стандартизации и продуктов их деятельности - стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции. Таких организаций три: Международная организация по стандартизации - ИСО (ISO), Международная электротехническая комиссия - МЭК (IEC), международный союз электросвязи - МСЭ (ITU).

Дословный перевод термина «сертификация» – «Я подтверждаю». Любая сертификация – это подтверждение соответствия объекта сертификации предъявленным к нему требованиям. В процессе сертификации можно выделить следующие элементы.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции, непригодной к использованию.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на ГОСТАНДАРТ, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...