Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолингвистические основы логопедии.




Психология наука молодая, за рубежом бурно развивалась, в нашей стране нет. Когда зановес упал, то поступило много сведений из-за рубежа. Хотя некоторые были и у нас: учение Леонтьева о этапах речевого высказывания оказывается основой, поэтому мы уже можем предотвратить реч. нарушение. Зная об этапах реч. высказывания мы можем предположить на каком этапе появляются трудности, оказать помощь как следствие ошибки не появятся, а раньше когда были ошибки, тогда и устраняли. Виды речи Письменная речь – чтение(импрессивная), письмо (экспрессивное), также делится на внутрен. и внеш. Устная – слушание (импрессив), говорение (экспресив), на внутрен. и внеш.(диалогич(беседа), монологич.(свободное рассказывание, ситуативная, контекстная))

Функции речи: коммуникативная, регулятивная – с помощью речи мы даем себе установку, информативная.

Средства языка: для внешнего оформления - фф сторона (зв. различение и зв. произношение), лексико-грам. сторона (словарь и грам. строй), просодика – это фразовая, монологическая речь; для внутреннего оформления – смысловая сторона.

Этапы порождения речевого высказывания 1. Мотив. Бывают: м. требование, м. информационного общения, м. желание точнее сформулировать свою мысль. Т.к. система мотивов формируется в процессе социализации личности, то реч. продукт полученный в итоге целиком зависит от социального опыта. Мотив речи формируется в деятельности. 2. Замысел. Присутствует тема (это исходящая информация, это то, что нам известно) и рема (это новая информация, кот. содержится в предложении, то ради чего произносится фраза). Наша речь строится по принципу последовательного введения новой информации в каждое новое предложение. Однако во вновь произнесен. фразе обычно есть повтор того, о чем шла речь ранее, что связывает предл-е с предшествующим текстом, такое движение называется тематической прогрессией. На этом этапе закладывается тема, основная схема будущего высказывания, но на этом этапе фигурируют образы! Лексических единиц еще нет. 3 .Внутренняя речь (в.р.). В.р.возникает у реб. в тот момент, когда возникает необходимость решить ту или иную интелл-ую задачу. В.р. возникает из ренее развернутой внешней речи на первых этапах обращения к собеседнику, а на дальнейших к самому

себе. Этапы, кот. проходит в.р.в своем развитии: 1. развернутая речь 2. фрагментарный хар-р внешней речи 3. шепотная речь 4. реч для себя. В.р. носит аморфный предикативный (глагол) хар-р. В.р. не содержит предметы (подлежашее), только глаголы и их валентности, она указывает, что нужно сделать, куда направить действия. Пр.: купить (что, где, когда, зачем - валентности). 4. Развернутое речевое высказывание. С одн. стор-ы этот этап включен в процесс живого обшения и передачи информ-ии от одного лица к др. С др. стор-ы он состоит из цепи взаимосвяз-ых предлож-ий. Фразы включ-ые в разверн-ое речь.высказывание имеют сознательно контекстное значение, кот. формир-ся в конкретн. общении и м.б. понятны на основе процесса общения. В процессе разверн-го реч. высказыв-я тема и рема существенно рсширяются. Условия для реализации этого этапа: 1. тема и рема д.б. сохранены на длительный срок 2. установка на передачу инфор-ии д.б. на длительный срок 3. связанность и целостность высказ-я д. противостоять побочным ассоциациям 4. необходимость выбора речевых формулировок, соответ-х поставле. задачам. Психологич. стр-ра разверн. реч. высказыв-я различна при разных видах высказывания (монолог или диалог), но важной харак-ой явл-ся сохранение смыслового единства высказыв-я.

 

30- Особенности постановки звуков при ринолалии

Звукообразование имеет антропофонические( искажении звучания фонем) и фонологические признаки ( замена од­ной фонемы другой). Практически все звуки при ринолалии назализованы, многие звучатлишьприближенно. Исправление звукопроизношения длительно.

Коррекция каждого звука предусматривает: 1) умение выделять его среди других; 2) соотносить с определенной артикулемой; 3) правильно воспроизводить артикулему; 4) применять это умениее в потоке связной речи.

Воспитание слуховых дифференцировок предшествует созданию артикуляционного уклада. Приступая к постановке звука, ребенок уже должен уметь выделять в речи фонему, над которой работает.

Детям, не дифференцирующим особенностей собственной речи на слух, в процесс постановки звука привлекают зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы. Тактильное и зрительное наблюдение не могут постоянно сопровождать бытовую речь. Кинестезии в дальнейшем остаются единственным видом контроля над спонтанной речью. Кроме того, кинестетический контроль осуществляется в момент речи, в то время как слуховой срабатывает уже после проговаривания. Поэтому соотнесе­ние фонемы с определенной артикулемой является очень важ­ным моментом в работе над звуком.

Воспроизведение звука предусматривает образование прегра­ды в нужной зоне, подачу на нее направленной воздушной струи, обеспечение достаточного внутриротового давления и при необ­ходимости включение фонации.

Величина воздушного давления в полости рта не зависит от произвольного усилия. Она достигается благодаря нёбно-глоточному смыканию. Давления во рту падает из-за утечки воздуха в нос. Попытка возместить утечку усиленным выдохом или суже­нием глотки и носовых ходов увеличивает скорость воздушного потока, усиливает носовой оттенок и понижает разборчивость речи. Имеется прямая зависимость объема утечки воздуха от размера нёбно-глоточной недостаточности. Тем не менее, успех коррекционно-воспитательной работы в значительной мере определяют индивидуальные компенсаторные способности детей.

При недостаточности нёбно-глоточного смыкания не фикси­руют внимание ребенка на объеме утекающей воздушной струи, а стараются сделать ее максимально бесшумной. Помогает плавное выполнение всех упражнений без резких утрированных движений и скандирования.

 

Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению артикуляций и фонем по подрожанию, позволяет выявить доступные звуки.

Коррекцию звуков начинают с доступных. Выбор метода и упражнений устанавливается индивидуально. Выраженные органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Рубцовые изменения губы ограничивают ее подвижность: открытый прикус, прогения, прогнатия, нарушения зубного ряда верхней челюсти, постоянное ношение массивного ортодонтического аппарата осложняют постановку губно-губных и переднеязычных звуков. Поэто­му, стремясь к акустической полноценности фонем, можно до­пускать отклонения в артикуляции.

Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фоне­матического слуха приходится задерживаться на промежуточных, грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и пр. Упражнения для коррекции отдельных звуков могут продолжаться долго, пока не будет выработан четкий стереотип.

В образовании взрывных фонем самым важным моментом является обеспечение достаточного внутриротового давления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при уко­рочениях и свищах нёба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется, коррекцию звуков п, пь, б, бь может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, ть, д, дь – расщелина альвеалярного отростка и нарушения зубного ряда; к-кь, г-гь – укорочение нёба и свищи на границе твердого и мягкого нёба.

Постановка двугубного п различными способами: 1) При наличии направленной воздушной струи предлагают похлопать губами во время тихого дутья, слышится шепотное па-па-па; 2) «поплевывание» губами, если ребенок уже научился делать это упражнение с вы­нутым языком.

А. до операции можно посоветовать положить горизон­тально указательный палец на верхнюю губу под нос - ограничит утекающий поток воздуха, не изменив формы артикуляторов. Б. дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю к верхнюю губу, палец лежит горизонтально под нижней губой. Легкими движениями поднимает и опускает ее - слышится многократно звук п.

Звук т - наи­менее разборчив. 1) Межзубный т легко получить от «поплевывания» - нужно улыбнуться, чтобы обнажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.

2)т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повто­ряют слоги па-па-па, положив широкий язык на нижнюю губу. Затем воспроизводят эти же слоги улыбаясь, чтобы отключить губы от артикуляции. 3) Межзубная фонема с также позволяет перейти к т при рит­мичном смыкании и размыкании резцов, закусывающих язык. Вызывание фонемы от уже имеющихся звуков желательнее, т.к. звук произносится менее напряженно и легко вводит­ся в слоги и слова.

Звук к - либо отсутствует, либо заменяется гло­точным паразвуком. Его исправляют традиционно, сдвигая пе­реднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем во время произнесения слогов та-та-та. По мере перемещения языка слог та превращается в тя, за­тем в кя, и наконец, в ка. Фонему вводят в другие слоги, продол­жая пользоваться механической помощью. Ребенок самостоятель­но нажимает на язык указательным пальцем. Неожиданное отведение руки вызывает правильное произнесение последующего слова по инерции. Затем механическая помощь полностью отменяется

Исправление звука невозможно при узком, высоком готическом твердом нёбе или при выраженном укорочении мягкого нёба - спинка языка не имеет опоры для смычки. В подобных случаях можно не тормозить глоточную артикуляцию звука, поскольку акустически он незначительно отличается от нормального.



Фрикативные согласные при врожденных расщелинах чаще всего образуются глоточным способом. Эффективность их исправления тесно связана с наличием направлен­ной воздушной струи. При утечке воздуха в нос коррекция также возможна. Но звук получается ослабленным.

Легче проходит постановка ф. Надо по инструкции или с механической помощью приближать нижнюю губу к верхним зубам и дуть на нее.

Звук с - дуть на вату, дуть с просунутым между губами широким языком, дуть на язык между зубами (межзубное с), дуть на язык, придви­нутый к нижним резцам. Но дутье при этом должно быть тихим, беззвучным.

Коррекция с при нёбно-глоточной недо­статочности - невозможно использовать упражне­ния с утрированным дутьем, как только приступают к упражнениям с приоткрытыми губами, почти все они переходят на выдох глоткой.

Чтобы предупредить это и подготовить обра­зование желобка на языке - дуть через соломин­ку, она лежит на середине высунутого язы­ка и задвинута на 2—2,5 см за зубы вдоль языка между резцами. Учить дуть на руку или на пух через соломинку, при­держивая ее сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта, и ребенок самостоя­тельно воспроизводит зазубное с.

Постановка ц – слияние звуков т и с.

Трудности исправления шипящих - сложный артикуляционный уклад. Сближенные зубы препятствуют зрительному контролю.

При постановке ш много времени уходит на обучение приподниманию языка в форме «ковшика», трудно направлять вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковша» в полость рта. Вместо направленной воздушной струи дети часто переходят на выдох носом.

Исправление звука щ - достаточно произнести с, округлив губы и оттягивая назад кончик языка Используя это прием, можно не вызывать изолированный звук, а попытаться сразу произнести прямые слоги: ся, се, се, ею, си. Если кончик языка отодвинулся, то слышатся соответственно ща, ще, що, щу, щи. Еслиуже владеет правильным ш - протяжно произнести ш-ш, опуская широкий кончик языка вниз, спинка и корень неподвижны. Или просят произнести мягко ш = щ

Х -удленённое произношение к.

л – язык закусывается между зубами и произносится ы. Илипроизносим а и покусываем язык зубами, получается ла-ла-ла.

Р - редко удается поставить при недастаточности нёбно-глоточного смыкания. В этих случаях направленная воздушная струя не может достичь надлежащей силы, чтобы вызвать вибрацию кончика языка.При этом на силу струи влияет не только длина, но и степень автоматизированности нёбной занавески.

Утечка воздуха в носовую полость позволяет получить вибрацию копчика языка только при зажимании крыльев носа. Некоордини­рованные замедленные движения мягкого нёба не позволяют вос­производить вибрирующий р в потоке речи, хотя имеется воз­можность его правильного произнесения в изолированных словах.

В таких случаях обучают одноударному звуку и вводят его в речь. Эти звуки-аналоги пригодны для воспитания слуховых дифференцировок и обучения грамоте благодаря ори­гинальности артикуляции и звучания.

Смычно-проходные носовые звуки м, н: 2 типа расстройства: звуки заменяются вокализацией или глоточной смычкой или после операции теряют носовой оттенок, когда дети полностью переключаются на ротовой резонанс. Исправление - сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить гласный а, добиваться ощущения вибрации в носу. Получив м, просят воспроизвести его, зажимая язык между зубами. При этом четко слышится межзубный н.

Обычно начинают исправлять звукопроизношение с глухих звуков.

Условия занятий в этом случае облегчаются отсутствием одного из компонентов звонких фонем — вокализации, что уменьшает носовой резонанс. Работа без голоса позволяет также при необходимости готовить и стимулировать звуки, не называя их, что помогает предотвратить проявления действия фиксированной патологической установки.

Вызывание звонких, согласных фонем б, в, г, д, ж начинают с гласного а - широко открытый рот позволяет обучающемуся наблюдать себя, а расслабленные губы не мешают артикуляции. Произнося д - следует коснуться зубами высунутого языка. Работая ком ж, останавливаются на следующих моментах: 1)тянет звук а и одновременно поднимает язык «ковшиком»; 2)тянет звук а и одновременно поднимает «ковшиком» язык и сближает зубы и округляет губы. Разумеется, вызывание звука ж от р проще. Звук г вызывают с механической помощью аналогично к, но во время фонации.

Свистящий з –вызывать при э - губы чуть раздвинуты в стороны, а опасность включения носового резонанса невелика. Просят слегка высунуть язык и сблизить зубы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...