Протеинурии. Причины и виды протеинурий.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)»
«УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по УВР Рудой Н.А. _________ «___»_________ 201__ г
Методическая разработка практического занятия Для самостоятельной работы студентов По теме: «Определение белка в моче» ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований» МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований Для студентов II курса Специальность 31.02.03 «Лабораторная диагностика» Год
ОДОБРЕНО Методическим советом Протокол № __ от «__»____ 20__ г
Разработчик: Ветошкина Г.А. – преподаватель высшей категории Красногорского медицинского училища
Методическая разработка по ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований» МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований входит в профессиональный цикл ППССЗ и является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБОУ СПО МО «Красногорское медицинское училище» по специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика, разработанной в соответствии с учебной рабочей программой и ФГОС СПО
СОДЕРЖАНИЕ
4. Контрольные вопросы и задания
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме « Определение белка в моче» разработана на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований», базовый уровень образования. Мотивация темы. Определение белка в моче является обязательным лабораторным тестом в общем клиническом анализе мочи. Появление белка в мочи чаще всего наблюдается при заболевании почек и мочевыделительной системы, поэтому определение белка в моче – это важнейший лабораторный тест на диагностику заболевания почек и мочевыделительной системы. Для отсеивания положительных на белок проб мочи проводят сначала качественный анализ. При положительной реакции на белок обязательно определяют его количество. Цель изучения данной темы – подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего современными методами лабораторной диагностики. Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по теме «Качественное определение белка в моче» и «Количественное определение белка в моче» II курс, 3 семестр. Изложение темы основано на знании ранее изученных дисциплин: анатомии физиологии человека, безопасности работ в лаборатории, техники лабораторных работ. Методическая разработка содержит: теоретическую часть с элементами самостоятельной работы; самостоятельную работу с исследовательским этапом; контрольные вопросы и задания. Методическая разработка практического занятия содержит учебную информацию, где дано подробное описание методов лабораторной диагностики для самостоятельной работы студентов, а так же содержит подробное описание хода работы студента на занятии. В блоке контроля знаний студенту предлагается ответить на ряд вопросов по изученному материалу, на закрепление дается работа с терминологией, что позволяет повторно переработать изученный учебный материал, что способствует формированию клинического мышления.
Разработка может быть использована на лекционных и практических занятиях.
Занятие № 3. Тема: «Качественное определение белка в моче» (6часов) Занятие № 4. Тема: «Количественное определение белка в моче» (6часов) Тип занятия: практическое Цель: Экспериментально изучить методы определения белка в моче. Задачи: 1. Изучить методики определения белка в моче. 2. Изучить методику работы с тест - полосками по определению белка в моче. 3. Закрепить методы исследования физических свойств мочи. Студент должен знать: 1. Строение и функции мочевыводящей системы. Строение почечного фильтра. Механизм образования мочи. 2. Причины и виды протеинурий. Студент должен уметь: 1. Осуществлять подготовку рабочего места, лабораторного оборудования и посуды для проведения клинических исследований мочи с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности; 2. Определять белок в моче. 3. Осуществлять регистрацию результатов лабораторного исследования мочи (оформление бланков анализа). 4. Давать правильную клиническую оценку появления белка в моче. 5. Осуществлять утилизацию мочи, дезинфекцию, предстерилизационную подготовку и стерилизацию посуды. Средства достижения поставленной цели: 1. Работа с конспектами, учебной и специальной литературой. 2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ. 3. Работа с информационными средствами обучения на электронных и бумажных носителях. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: Ø посадочные места по количеству обучающихся; Ø рабочее место преподавателя; Ø специализированная мебель и оборудование. Технические средства обучения: Ø компьютер для оснащения рабочего места преподавателя; Ø технические устройства для аудиовизуального отображения информации; Ø аудиовизуальные средства обучения (презентация, учебный видеосюжет). Результатом освоения урока является: Формирование практических профессиональных умений и первоначального практического опыта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований. ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; ПК 1.3. Регистрировать результаты проведенных исследований. ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Теоретическая часть с элементами Самостоятельной работы Задание №1. Изучите и кратко законспектируйте в рабочих тетрадях диагностическое значение обнаружения белка в моче. Протеинурии. Причины и виды протеинурий. Белок в моче - один из наиболее диагностически важных лабораторных признаков патологии почек. Белок в моче, или, как еще называют это явление, протеинурия – состояние, при котором молекулы белка обнаруживаются в моче. В норме их там быть не должно, или они могут присутствовать в следовых количествах. Молекулы белка – это строительные материалы, из которых создаются все клетки тела человека. Они содержатся повсюду: в мышцах, костях, волосах, ногтях, паренхиматозных органах. Белок принимает участие в огромном количестве процессов, которые ежесекундно происходят в организме. Одна из самых главных функций белка – формирование онкотического давления, участвующего в поддержании гомеостаза.
Но иногда случается так, что лабораторными методами выявляют протеинурию. Кровь, циркулируя по телу, доходит до почечных телец, где и фильтруется. Во время этого физиологического процесса ненужные и вредные вещества выводятся с мочой, а те, которые организму еще понадобятся, всасываются обратно в кровь. Сама по себе протеиновая молекула чересчур крупная, чтобы пройти через фильтрующую мембрану и в дальнейшем вывестись. Однако так бывает до тех пор, пока тельца почки сохраняют свою целостность. Как только они разрушаются воспалением, могут появиться следы белка в моче. Чаще других в урину попадают альбумины. Состояние, при котором обнаруживают этот тип протеинов, называется альбуминурией. ПРОТЕИНУРИИ
У здоровых людей белок Бенс-Джонса в моче отсутствует. Приблизительно в 20% случаев множественной миеломы опухолевые клетки синтезируют только лёгкие цепи Ig. Из-за низкой молекулярной массы они быстро удаляются из кровотока и не могут быть обнаружены в сыворотке крови. Однако их можно выявить в моче. Белок Бенс-Джонса - белок, состоящий из моноклональных легких цепей иммуноглобулинов (типа к и X), в избытке секретирующийся прежде всего плазматическими клетками. Белок Бенс-Джонса циркулирует в крови и выделяется с мочой вследствие его небольшой молекулярной массы. Образование белка Бенс-Джонса является истинной патологией, в первую очередь В-системы иммунитета. Он встречается прежде всего при парапротеинемических гемобластозах, миеломной болезни, лимфатической лейкемии, эндотелиозах, остеосаркомах, макроглобулинемии Вальденстрема.
Исследование целесообразно проводить только при положительной пробе с сульфосалициловой кислотой. Индикаторная бумага для обнаружения белка Бенс-Джонса непригодна.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|