Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протеинурии. Причины и виды протеинурий.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР

Рудой Н.А. _________

«___»_________ 201__ г

 

Методическая разработка практического занятия

Для самостоятельной работы студентов

По теме: «Определение белка в моче»

ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований»

МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

Для студентов II курса

Специальность 31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Год

РАССМОТРЕНО На заседании ЦМК «Лабораторная диагностика» Протокол № __ от «__»_______ 20__ г Председатель ЦМК _______________________________________        

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол № __ от «__»____ 20__ г

 

 

Разработчик: Ветошкина Г.А. – преподаватель высшей категории Красногорского медицинского училища

 

Методическая разработка по ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований» МДК.01.01Теория и практика лабораторных общеклинических исследований входит в профессиональный цикл ППССЗ и является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБОУ СПО МО «Красногорское медицинское училище» по специальности 31.02.03. Лабораторная диагностика, разработанной в соответствии с учебной рабочей программой и ФГОС СПО

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

 

  1. Теоретическая часть с элементами самостоятельной работы

 

  1. Самостоятельная работа с исследовательским этапом

 

4. Контрольные вопросы и задания

 

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме « Определение белка в моче»

разработана на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01 «Проведение лабораторных общеклинических исследований», базовый уровень образования.

Мотивация темы. Определение белка в моче является обязательным лабораторным тестом в общем клиническом анализе мочи. Появление белка в мочи чаще всего наблюдается при заболевании почек и мочевыделительной системы, поэтому определение белка в моче – это важнейший лабораторный тест на диагностику заболевания почек и мочевыделительной системы.

Для отсеивания положительных на белок проб мочи проводят сначала качественный анализ. При положительной реакции на белок обязательно определяют его количество.

Цель изучения данной темы – подготовка высококвалифицированного специалиста, владеющего современными методами лабораторной диагностики.

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по теме «Качественное определение белка в моче» и «Количественное определение белка в моче» II курс, 3 семестр.

Изложение темы основано на знании ранее изученных дисциплин: анатомии физиологии человека, безопасности работ в лаборатории, техники лабораторных работ.

Методическая разработка содержит: теоретическую часть с элементами самостоятельной работы; самостоятельную работу с исследовательским этапом; контрольные вопросы и задания.

Методическая разработка практического занятия содержит учебную информацию, где дано подробное описание методов лабораторной диагностики для самостоятельной работы студентов, а так же содержит подробное описание хода работы студента на занятии. В блоке контроля знаний студенту предлагается ответить на ряд вопросов по изученному материалу, на закрепление дается работа с терминологией, что позволяет повторно переработать изученный учебный материал, что способствует формированию клинического мышления.

Разработка может быть использована на лекционных и практических занятиях.

 

Занятие № 3. Тема: «Качественное определение белка в моче» (6часов)

Занятие № 4. Тема: «Количественное определение белка в моче» (6часов)

Тип занятия: практическое

Цель: Экспериментально изучить методы определения белка в моче.

Задачи:

1. Изучить методики определения белка в моче.

2. Изучить методику работы с тест - полосками по определению белка в моче.

3. Закрепить методы исследования физических свойств мочи.

Студент должен знать:

1. Строение и функции мочевыводящей системы. Строение почечного фильтра. Механизм образования мочи.

2. Причины и виды протеинурий.

Студент должен уметь:

1. Осуществлять подготовку рабочего места, лабораторного оборудования и посуды для проведения клинических исследований мочи с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;

2. Определять белок в моче.

3. Осуществлять регистрацию результатов лабораторного исследования мочи (оформление бланков анализа).

4. Давать правильную клиническую оценку появления белка в моче.

5. Осуществлять утилизацию мочи, дезинфекцию, предстерилизационную подготовку и стерилизацию посуды.

Средства достижения поставленной цели:

1. Работа с конспектами, учебной и специальной литературой.

2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, выполнение и оформление практических работ.

3. Работа с информационными средствами обучения на электронных и бумажных носителях.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Ø посадочные места по количеству обучающихся;

Ø рабочее место преподавателя;

Ø специализированная мебель и оборудование.

Технические средства обучения:

Ø компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;

Ø технические устройства для аудиовизуального отображения информации;

Ø аудиовизуальные средства обучения (презентация, учебный видеосюжет).

Результатом освоения урока является:

Формирование практических профессиональных умений и первоначального практического опыта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения ­ лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов;

ПК 1.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

 

 

Теоретическая часть с элементами

Самостоятельной работы

Задание №1. Изучите и кратко законспектируйте в рабочих тетрадях диагностическое значение обнаружения белка в моче.

Протеинурии. Причины и виды протеинурий.

Белок в моче - один из наиболее диагностически важных лабораторных признаков патологии почек.

Белок в моче, или, как еще называют это явление, протеинурия – состояние, при котором молекулы белка обнаруживаются в моче. В норме их там быть не должно, или они могут присутствовать в следовых количествах.

Молекулы белка – это строительные материалы, из которых создаются все клетки тела человека. Они содержатся повсюду: в мышцах, костях, волосах, ногтях, паренхиматозных органах. Белок принимает участие в огромном количестве процессов, которые ежесекундно происходят в организме. Одна из самых главных функций белка – формирование онкотического давления, участвующего в поддержании гомеостаза.

Но иногда случается так, что лабораторными методами выявляют протеинурию. Кровь, циркулируя по телу, доходит до почечных телец, где и фильтруется. Во время этого физиологического процесса ненужные и вредные вещества выводятся с мочой, а те, которые организму еще понадобятся, всасываются обратно в кровь. Сама по себе протеиновая молекула чересчур крупная, чтобы пройти через фильтрующую мембрану и в дальнейшем вывестись. Однако так бывает до тех пор, пока тельца почки сохраняют свою целостность. Как только они разрушаются воспалением, могут появиться следы белка в моче. Чаще других в урину попадают альбумины. Состояние, при котором обнаруживают этот тип протеинов, называется альбуминурией.

ПРОТЕИНУРИИ

Ренальные (почечные) Экстраренальные (внепочечные)  
Органические Функциональные связаны с патологией мочевыводящих и половых путей  
Клубочковые   связаны с патологическим изменением барьерной функции мембран почечных клубочков Канальцевые   обусловлены нарушением реабсорбции белка при патологии проксимальных канальцев · переохлаждение · алиментарная (пищевая) · протеинурия напряжения выявляется у 20% здоровых лиц (в том числе спортсменов) после резкого физического напряжения · ортостатическая при длительном стоянии  
· цистит · простатит · вагинит  
· гломеруло-нефрит · нефропатия при повышенном образовании плазменных низкомолеку-лярных белков (легких цепей иммуноглобулинов, гемоглобина, миоглобина), которые фильтруются нормальными клубочками в количестве, превышающем способность канальцев к реабсорбции. Таков механизм при миеломной болезни (протеинурия Бенс-Джонса), миоглобинурии.  

У здоровых людей белок Бенс-Джонса в моче отсутствует. Приблизительно в 20% случаев множественной миеломы опухолевые клетки синтезируют только лёгкие цепи Ig. Из-за низкой молекулярной массы они быстро удаляются из кровотока и не могут быть обнаружены в сыворотке крови. Однако их можно выявить в моче.

Белок Бенс-Джонса - белок, состоящий из моноклональных легких цепей иммуноглобулинов (типа к и X), в избытке секретирующийся прежде всего плазматическими клетками.

Белок Бенс-Джонса циркулирует в крови и выделяется с мочой вследствие его небольшой молекулярной массы. Образование белка Бенс-Джонса является истинной патологией, в первую очередь В-системы иммунитета.

Он встречается прежде всего при парапротеинемических гемобластозах, миеломной болезни, лимфати­ческой лейкемии, эндотелиозах, остеосаркомах, макроглобулинемии Вальденстрема.

Исследование целесообразно проводить только при положительной пробе с сульфосалициловой кислотой. Индикаторная бумага для обнаружения белка Бенс-Джонса непригодна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...