Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бонапартизм: сущность, признаки, значение в истории французского государства.




БОНАПАРТИЗМ обычно определяется как политическая тенденция, стремящаяся «поставить во главе Франции династию Бонапартов». Но это определение, чрезвычайно поверхностное, не дает никакого понятия о действительной социальной сущности его. Бонапартизм, понимаемый в более глубоком социологическом смысле слова, есть такая своеобразная форма господства буржуазии, когда последняя, в силу специфических исторических условии, вынуждена доверить свою власть единоличной военной диктатуре. Политически Бонапартизм означает неограниченную монархию, обставленную фиктивными демократическими учреждениями и опирающуюся на армию. Социально Бонапартизм всеми нитями связан с буржуазией, но через армию он связан с крестьянством, которое в известные исторические периоды выносит его на поверхность общественной жизни. Наполеон I нигде не пользовался такой популярностью, как среди франц. крестьянства. Крестьяне составляли основную массу армии Наполеона I, и они же явились после его падения носителями традиций Бонапартизма. Луи Наполеон (впоследствии император Наполеон III) был выбран в 1848 президентом Французской республики голосами крестьян. Но не крестьяне были, тем не менее, социальной базой Бонапартизма: они были только тем трамплином, оттолкнувшись от которого можно было легче подскочить, чтобы захватить власть. Крестьяне были богатой питательной средой для Бонапартизма, но основной социальной базой его была все-таки буржуазия. Это доказывает вся внешняя и внутренняя политика Наполеона I. Не говоря уже о том, что все наполеоновские войны ставили своей целью распространение тех чисто буржуазных начал, которые были провозглашены Великой французской революцией 1789 (именно в этом смысле Маркс называл Наполеона душеприказчиком французской революции), Наполеон, завоевывая новые территории или подчиняя их своему влиянию, раньше всего вводил выгодные для французской буржуазии таможенные тарифы.

Бонапартизм появляется в революционную эпоху, но в тот момент, когда революция уже перешла свою кульминационную точку. Бонапартизм может победить только тогда, когда наиболее радикальные общественные слои уже потерпели поражение в процессе революции, а победившие классы не могут поделить добычу. Устанавливается известное равновесие классов, и в этой обстановке создается почва для победоносного развития Бонапартизма. Именно такие условия создались во Франции в самом конце 18 в. Все наиболее здоровые и жизнеспособные революционные элементы были разгромлены, буржуазия была ослаблена гигантской революционной встряской 1789—94 и не могла сама взять власть в руки. Это дало возможность гениальному авантюристу, стоявшему во главе победоносной армии, пробраться к власти. Аналогичные условия создались и в 1848: после того как пролетариат, основная движущая сила революции 1848, потерпел поражение в июньские дни, открылась широкая дорога для контр-революции, и первым ее агентом и явился Шарль Луи Наполеон Бонапарт. На нем сошлись временно интересы всех классов, так что, по выражению Маркса, этот «незначительнейший человек Франции выступил как самый многозначительный символ.

Бонапартизм хочет всегда казаться социальной монархией,— монархией, опирающейся на сочувствие широких народных масс. Бонапарты всегда инсценировали плебисцит, когда им нужно было санкционировать свою; с этой же целью они сохраняли всеобщее избирательное право. Но это только внешняя сторона дела, в действительности же эта псевдо-социаль-ная тенденция служит только ширмой для того, чтобы прикрыть необузданный произвол деспотического режима, который подавляет малейшее проявление творческой самодеятельности масс. Эта реакционная сущность Бонапартизма обусловливается тем, что он появляется в сумерках революции; в условиях деградирования революции Бонапартизм выступает как единственная сила, охраняющая «порядок» от напора «анархии».

Итак, Бонапартизм характеризуется следующими основными признаками:. 1) он возникает в условиях революции, но в упадочном фазисе ее, когда, благодаря ожесточенной классовой борьбе, все основные социальные силы разбиты и создается состояние нек-рого равновесия; 2) социальной основой Бонапартизма является, в основном, буржуазия, что, однако, не исключает того, что в первичной стадии своего развития он опирается на огромную периферию консервативного крестьянства (именно поэтому Б. особенно типичен для крестьянских стран); 3)Бонапартизм обрастает элементами социального распада, которые образуются в результате уничтожения прежних общественных связей. Классическим образцом такой социальной опоры может служить знаменитое «Общество 10 декабря», помощь которого немало пригодилась Наполеону III при совершении государственного переворота 2 декабря 1851; 4) наконец, Бонапартизм нельзя себе мыслить вне армии, которая является необходимым (но недостаточным) условием для его успеха; имея за собой армию, Бонапартизм одерживает победу, но только при благоприятном соотношении классовых сил; 5) Б.—это монархия, облеченная в форму военной диктатуры, но это не старая легитимная монархия, а монархия-выскочка, парвеню, с налетом авантюризма и с «пятнами» революционного происхождения; 6) Бонапартизм обладает ярко выраженной идеологией; этот автократический режим хочет облагодетельствовать все классы, но больше всего он боится самодеятельности масс; 7) второй отличительной чертой идеологии Бонапартизм является его тенденция выставлять себя как демократическую и социальную монархию.

Выше уже указывалось, что термин Бонапартизм имеет двоякий смысл. Если понимать под Бонапартизм определенную политическую тенденцию, которая связывает себя с именем Бонапартов, то мы должны будем квалифицировать его как специфический продукт франц. истории. Судьба его во Франции была весьма своеобразна. В эпоху Первой империи Бонапартизма, как определенного политического направления, не существовало по вполне понятным причинам. Он мог появиться только после падения Наполеона I, и носителями его явились сподвижники Наполеона. Социально он был связан в это время с частью мелкой буржуазии, недовольной существующим режимом и жившей легендарными воспоминаниями о «великом императоре». Но до чего слабы были бонапартисты, показывает то обстоятельство, что во время Июльской революции не нашлось даже группы людей, которые выдвинули бы кандидатуру какого-нибудь Бонапарта на франц. престол. Такую же незначительную роль игралет в эпоху Июльской монархии, и только во время революции 1848, после разгрома пролетариата в июне месяце, Шарль Луи Наполеон Бонапарт, благодаря своеобразному сочетанию исторических условий (о них см. выше), был выброшен на поверхность общественной жизни, сделался сперва президентом Французской республики, а после совершенного им 2 декабря 1851 государственного переворота превратился во французского императора. Этим идеал бонапартистов был осуществлен, и Бонапартизм замирает опять на все время Второй империи. После крушения Второй империи Бонапартизм был чрезвычайно непопулярен, и единственный бонапартистский депутат де-Конти, выступивший в защиту Наполеона III, был освистан. Но после смерти Наполеона III в начале 1873 шансы бонапартистов стали расти, и на дополнительных выборах им удалось получить 10 мест. Они выставили требование апелляции к народу и создали даже «центральный комитет воззвания к народу», который имел филиальные отделения в провинции и организовывал заговоры с целью восстановления империи. Но затем их звезда стала быстро закатываться.—В 1879 умер сын Наполеона III, после чего ближайшим претендентом на престол сделался принц Же-ром Наполеон. Но так как многим бонапартистам он казался слишком свободомыслящим, то они откололись от партии и признали своим претендентом сына Жерома, Виктора Наполеона. Во главе более прогрессивной части бонапартистов стал Руэр, а во главе клерикальной — Кассаньяк. После смерти Жерома в 1891 партия снова объединилась, но значение ее от этого не увеличилось, и к началу 20 в. она окончательно пришла в упадок. Такова история Бонапартизм в более узком и поверхностном его понимании, но этот термин имеет и более глубокий социологический смысл, анализ которого был дан выше. В этом последнем понимании термин Бонапартизм является насквозь марксистским. Термин Бонапартизм в первом смысле встречается даже у беллетристов (Бальзак, А. Дюма), не говоря уже о буржуазных историках. Социально-политическое содержание термина Бонапартизм во втором его понимании было впервые вскрыто Марксом и Энгельсом, хотя надо сказать, что они сами употребляли его очень редко. Вслед за ними этот термин прочно вошел в обиход марксистской литературы и стал находить себе применение при анализе текущей действительности, когда последняя выдвигала тип социальных явлений, близких по своему генезису и сущности к Бонапартизму.

В литературе указывалось на буланжизм (см.) как на явление, имеющее сходные черты с Бонапартизмом Энгельс в своей незаконченной работе «Сила и экономика в образовании Германской империи» указывает на то, что у Бисмарка есть много моментов, сближающих его с Наполеоном III. Не повторяя вышеприведенных примеров, можно указать, что и рус. марксистская литература изобилует подобными историческими сближениями: достаточно вспомнить обвинение в Бонапартизме, которое выдвигали меньшевики против большевиков в эпоху революции 1905.

Одной из современных форм Бонапартизма является фашизм: фашизм и Бонапартизм.—это явления одного социального порядка. Но различие между ними заключается в том, что Бонапартизм (по крайней мере, Бонапартизм Наполеона I) является диктатурой буржуазии против феодализма, а фашизм— это диктатура буржуазии, обороняющейся от напора пролетариата.


 

45. Французское государство в XIX в. (от Реставрации Бурбонов до Третьей республики).

Французское государство в XIX в.: тенденции и этапы развития.. Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался королевский, а не народный суверенитет. В Хартии содержались прямые ссылки на “божественное провидение” и декларировалось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”. В Хартии предусматривалось возвращение титулов старому дворянству и сохранение их за новой послереволюционной аристократией, которая, однако, была в значительной мере истреблена во время “белого террора”. Король получил право жаловать дворянство “по своему усмотрению”. Согласно Хартии, которая в принципе отвергала идею разделения властей, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь “всеподданнейше просить короля” рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восстановления во Франции абсолютизма. Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политические позиции дворянской верхушки. Палата пэров целиком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров, многие из которых оказались в государственных делах случайными людьми. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.

Благодаря высокому имущественному цензу в палату депутатов могли попасть лишь представители верхов общества: крупные землевладельцы, промышленники, финансисты, т. е. аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывала легитимная монархия. Хартия не предусматривала ответственности правительства перед представительным органом. Королю было предоставлено право назначать на все должности в сфере правосудия, а также государственного управления, в том числе формировать Совет министров. Июльская монархия. Хартия 1830 г. Либеральные политические деятели, оказавшиеся в руководстве движением, воспользовались его результатами: путем династической перетасовки (Карл Х отрекся от престола) они добились сохранения самой королевской власти, которая по решению двух палат была передана Луи Филиппу, представителю Орлеанской династии. В обстановке революционного подъема новый король должен был продемонстрировать свою лояльность по отношению к революции и к французскому народу. Он издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистического общества. Она давала основания трактовать французское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законности
Третья республика во Франции.

. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система.... Учредительное собр ание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием “президента Республики”) санкционировался и утверждался республиканский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон предпринял в 1877 г. неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что “республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра”. Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма. В ней не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования.. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.. Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что “министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия”. Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти. Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несовершенство избирательной системы проявилось в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе..

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...