Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный строй Японии




В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели. Заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, но государственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э. С VI в. Япония стала преодолевать гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти в результате дворцового переворота в середине VII в. Молодая японская государственность восприняла идею сильной государственной власти по китайскому образцу. Император, называвший себя Сыном Неба - Тэнно, имел весьма ограниченные способности, чтобы нормально править страной. Огромное влияние приобрел клан Фудзияра, который привел принца Кару, основателя династии, к власти. Император стоял во главе системы государственного управления. При нем существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число представителей высшей знати. Государственный совет был единственным реальным ограничителем власти императора. Государственный совет разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране. В Японии к концу Х1-началу XII вв. стали складываться фактически 3 центра реального политического влияния:

- императорский двор;

- домоуправление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзияра);

- буддийские монастыри.

В XII в. растет экономическая мощь и политическое влияние местных кланов губернаторов, наместников и прочих. В условиях непрекращающейся клановой борьбы различных групп господствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, - в XII в. В Японии устанавливается новая форма правления - сегунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сегуна - ≪великого полководца≫. Начиная с 1603 г. Фактическим управителем государства становится сегун (≪верховный главнокомандующий≫), которым сделался глава феодального рода Токугава. Сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями, являлось характерной чертой сегуната. Япония была разделена на уезды, во главе которых стояли назначаемые из местной родовой аристократии губернаторы, уездные начальники. Наряду с ними в уезды направлялись царские контролеры. Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, который назначался из местных жителей. В государственном аппарате особое место занимали органы сыска, специальные полицейские инспекторы - мэцке. Вместе с надельной системой в Японии была введена обязательная воинская повинность. Армейские части были территориальными, но формировались и содержались они в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Был сформирован особый военно-феодальный слой самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.

ИСТОЧНИКИ ЯПОНСКОГО ПРАВА

Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием китайского. Для раннесредневекового права Японии характерно повсеместное распространение норм обычного права. Первые записи правовых норм в Конституции Сетоку-Тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам. привело к появлению законодательных документов, получивших название ≪кодекс≫. Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права, хотя между ними четкие различия провести было очень трудно. Первым кодексом был кодекс ≪ Тайхо ре ≫. В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права.Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.). Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план. Японский феодальный свод ≪Ста законов≫ (1742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без какого-либо определенного разграничения. Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (3 человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне. Государственной идеологией было конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии. В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни юридической науки. Жесткому контролю государства подверглась торговля на рынках. Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Не разрешались самовольные сделки, в том числе и договор займа рядовых членов двора. В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т. е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового ≪подлого люда≫), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи. В праве Японии были отражены порядки патриархальной семьи. Действовал своеобразный кастовый принцип. В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были не равны по своему социальному статусу.

 

КИТАЙ. Развитие феодальных отношений началось в Китае до нашей эры. Процесс этот был заторможен существованием так называемой надельной системы. Законом о государственных наделах, изданным во второй половине III в. н. э., вся земля была объявлена государственной. Крестьянам предоставлялось два надела: один обрабатывался ими для себя, другой - для государства. Государственность конфуцианского Китая осталась примером долголетия и устойчивости государственной модели. Средневековому Китаю свойственна система тотального контроля государства. Рабство в Китае просуществовало до революции, ликвидированное в это время законодательным путем. Сильная централизованная государственная власть в Китае имела прочные традиции. Ее важнейшаяее черта - право верховной собственности на землю. Земледелие, торговля и управления – три основные функции государства. В Китае сформировался государственный феодализм. Правительство делало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Надельная система способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной. Существование надельной системы сдерживало, но не могло остановить развития частного феодального землевладения. Законами 763 и 780 гг. она была отменена. Земельные приобретения феодалов были фактически легализованы. Китайское феодальное право было устойчивым

. Его основные нормы сохранялись в течение веков. Огромную роль в формировании и применении китайского права сыграло учение Конфуция, ставшее официальным мировоззрением китайского народа. Отступление от конфуцианских правил признавалось преступлением. В Китае не раз предпринимались большие работы по кодификации права (среди них можно выделить большой свод законов Танской империи (VII в.)). В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...