Концепция гражданского неповиновения Генри Торо.
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Политический протест 1. Понятия «протест», «оппозиция», «сопротивление», «бунт», «революция», «восстание», «инакомыслие»: этимология, содержание. Характеристика термина «неортодоксальное политическое действие» Протест – это открытая реакция общественных и политических сил против действий органов государственной и/или муниципальной (местной) власти, выражающаяся в категорическом возражении, решительном противостоянии действиям органов власти. Термин «протест» происходит от латинского protestari (протестари), что означает «изъявлять, открыто заявлять». Термин состоит из двух латинских слов «pro» (про) - «вперёд, для, за, вместо» и «testari» (протестари) – «призывать в свидетели, ссылаться». Оппозиция – 1) это противодействие, сопротивление кому- или чему-либо, а также противопоставление своих взглядов или своей политики другим взглядам или другой политике. 2) это партия или группа, выступающая в разрез с мнением большинства или с господствующим мнением, выдвигающая альтернативную политику или иной способ решения проблем. Термин «оппозиция» происходит от латинского «opposition» (оппозицио) или «opponer» - «ставить напротив, возражать». Сопротивление – это ответные действия каких-либо общественно-политических сил, ответный рефлекс на действия властных органов. Термин «сопротивление» происходит от глагола «сопративляться», состоящего из двух частей: «со» и «против». «Против» от древне русского и старославянского «противя», которое происходит от древнегреческого «проти» и латинского «претиум», что обозначает «напротив, стоимость, цена». Бунт – это стихийное, часто вооруженное восстание, мятеж. Термин «бунт» происходит от немецкого «bund» - «союз», в современном понимание термин произошел от польского «bunt» - «мятеж, восстание, заговор»
Революция – это коренной переворот, резкий скачкообразный переход из одного качественного состояния в другое, а так же глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в мировоззрении и т.д. Термин «революция» происходит от латинского «революцио» - «откатывание, переворот», от «револьвере» - «катить назад; превращать», приставка «ре» - «обратно, опять, снова», «волвере» - «катить, катать, валить». Восстание – это вооруженное выступление каких-либо социальных групп или классов против политической власти. Термин «восстание» происходит от глагола «восставать», который произошел от латинского «стоит» - «стоять, противостоять». Инакомыслие – это иные взгляды, убеждения, иной образ жизни, несогласие, расхождение во взглядах с кем-либо. Неортодоксальное политическое действия – это политическое действие или поведение, выходящее (выпадающее) из общепринятных норм, а так же несанкционированные политические действия, чаще проводимые оппозиционной стороной.
Концепция гражданского неповиновения Генри Торо. Генри Давид родился 12 июня 1817 года в городе Конкорд, штат Массачусетс, США – американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, активный участник движения аболиционистов (политическое движение на рубеже 18 – 19 вв. за отмену рабства, работорговли и освобождение рабов в Западной Европе и Америке). В 1837 году окончил Гарвардский университет. В молодости попал под влияние американского эссеиста, поэта, философа, общественного деятеля Ральфа Уолда Эмерсона, в частности воспринял его идеи о критике современной цивилизации и возврате к природе в духе Ж.Ж. Руссо. Торо активно участвовал в общественно-политической жизни. Так, в 1846 году в знак протеста по отношению к войне США против Мексики он демонстративно отказался платить налоги, за что был на короткое время заключен в тюрьму. Торо активно отстаивал права негров. В качестве средства борьбы он предлагал индивидуальное ненасильственное сопротивление общественному злу.
В своих работах «О долге гражданского неповиновения» и «Вне насилия» Генри Торо отстаивал идеи ненасильственного гражданского неповиновения. Он довольно неординарно относился к правительству, в частности, Торо писал: «Мне по душе девиз: «То правительство хорошо, которое правит меньше всего» - хотелось бы что бы этому следовали если не постоянно, то как можно чаще. Но хорошо подумав, можно сказать: «То правительство лучше всего, которое вовсе не правит» - лично я в этом убежден». Все идеи неповиновения Генри Торо, изложенные в работе «О долге гражданского неповиновения», были направлены на противодействия правительству, которое как считал Торо всегда склонно как к обману со своей стороны, так и быть обманутым со стороны тех людей, которые действуют с его согласия. Главной опасностью для гражданского неповиновения Генри Торо считал постоянную армию и аппарат чиновников, которые являются руками правительства и готовы служить ему верой и правдой до тех пор, пока оно его содержит и обеспечивает. Однако часто случается, что правительство оказывается орудием в руках небольшого числа людей, которые умело используют его в своих целях. Любому правительству выгодно, когда его люди разобщены, а еще лучше для него, когда об управляемых вообще не нужно думать. При этом любое правительство формируется большинством населения. Генри Тори пишет: «Практика показывает, что причиной прихода к власти народа, когда большинству позволено, и довольно долго, управлять, является не правота большинства и не мнение меньшинства, что это справедливо, а лишь то, что большинство физически сильнее». Таким образом, любое правительство, насколько бы его не поддерживало большинство, сформировано не на основе права, а на основе своей силе. Следовательно, люди для правительства – это машины, которые должны верно служить ему своими телами, считает Генри Торо. По мнению древних, государство призвано способствовать достижению общего блага, уничтожению зла. Однако Торо отмечает, что лично для него неизвестны методы, которыми государство достигало бы своих целей. Таким образом, изначально, в любом правительстве, в любом государстве заложена несправедливость. Люди должны уравновешивать, ограничивать эту несправедливость. Однако, как пишет Торо, «когда я разговариваю с самыми свободномыслящими из своих соседей, я убеждаюсь, что, чтобы они не говорили о важности и серьезности вопроса и своем отношении к общественному спокойствию, суть дела в том, что они не могут обойтись без защиты существующего правительства боятся последствий своего неповиновения ему из-за своих имуществ и семей». Т.е., Торо отмечает, что собственность и семья, имеющаяся у человека – это то, что удерживает его от неповиновения несправедливости и ее ограничению. А ведь именно неповиновение граждан является механизмом сдерживания несправедливости, исходящей от правительства и государства. Гражданское неповиновение – ненасильственное неповиновение граждан правительству и государству, это наиболее эффективный способ обуздать несправедливое правительство и государство. Если же человек неповинуется государству (на примере налога у Торо), то он способствует укрощению несправедливости правительства и государства. Если же он не проявляет своей позиции гражданского неповиновения по поводу несправедливости, он подписывается под этой несправедливостью и укрепляет ее. При этом Генри Торо отмечает, что не нужно жестко стоять на своей позиции, необходимо следить, чтобы действия не определялись упорством или предвзятым отношением к окружающим, нужно понять, что следует делать только то, что соответствует человеку и данному моменту. Другими словами, Торо говорит о том, что позиция должна соответствовать реальному времени, а не какой-либо мистической позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|