Примечание А: О понятии «нормативный»
Слово «нормативный» часто ассоциируется с этическими и юридическими концепциями, подходы которых, как правило, отличаются от подходов эмпирических наук. Для того чтобы свободно оперировать термином «нормативный» в научной работе, необходимо объяснить его и снабдить четкой дефиницией. В настоящей работе термин «нормативный» будет применяться к аспекту, части или элементу системы действия в том случае, когда (и только когда) этот термин выявляет или иным способом указывает на чувство, присущее одному или нескольким акторам, будто нечто является целью само по себе, независимо от его статуса как средства для достижения какой-то другой цели, стоящей (1) перед членами коллектива, (2) перед некоторой частью членов коллектива или (3) перед коллективом как целым. Цель (как мы определяем ее в данной работе) — это будущее положение вещей, на которое ориентировано действие, вследствие того, что оно считается желательным для актора (акторов), причем это положение вещей существенно отличается от того, которое можно было бы ожидать, если бы ситуация оказалась предоставленной самой себе, т.е. естественному действию наличных сил, и по отношению к ней не осуществлялось бы никакого активного вмешательства23. 23 Это определение специально сформулировано так, чтобы в него были включены возможные цели, возможность сохранения существующего положения вещей (с учетом его естественной динамики) и создание положения, отличного от наличной ситуации.
Норма — это вербальное описание конкретного хода действия, который, таким образом, рассматривается как желательный, в сочетании с предписанием согласовывать будущие действия с этим образцом. Пример нормы — положение: «Солдат должен повиноваться приказам своих офицеров»24.
Первое замечание, которое следует сделать, насмо-тря на его очевидность, это то, что приписывание нормативного элемента действиям акторов, которые подвергаются наблюдению, не имеет никакого нормативного значения для наблюдателя. Отношение наблюдателя может остаться чисто объективным, не связанным ни положительно, ни отрицательно с нормативными переживаниями тех, кого он наблюдает. Трудность, возникающая при попытке соблюсти этот принцип на практике в научном исследовании поведения человека, не может служить доводом против его абсолютной необходимости как части научной методологии, которую, таким образом, можно считать нормой, регулирующей научную работу. Второе замечание состоит в том,что элементы действия, в том строгом смысле, который мы изложили, могут быть как нормативными, так и ненормативными. С другой стороны конкретные системы действия и их части никогда не бывают нормативными или ненормативными в целом, но всегда включают как те, так и другие элементы, поэтому различение обоих этих типов элементов, как правило, требует специального анализа. 24 Конкретная норма, как правило, содержит в себе не только нормативные элементы действия. Так, повиновение солдата может быть необходимым средством для достижения определенной военной цели, в общем случае — для обеспечения боеспособности воинской части. Но существуют по крайней мере два аспекта, в которых аналитически можно вскрыть нормативный элемент, включенный в такие конкретные нормы: (1) среди тех, кто «признает» эту норму, будь то офицеры, солдаты или же штатские лица, может существовать ощущение, что повиновение приказу является целью само по себе, независимо от соображений боеспособности; (2) когда ставится вопрос о том, почему же повиновение ценится как средство, это приводит к движению «вверх» по цепочке «цель—средства» (см. главу VI). В ходе такого движения анализ в итоге добирается до конечной цели, будет ли ею боеспособность ради боеспособности или же боеспособность как средство для достижения других целей, например безопасности страны. Нормативные элементы обычно включены в одну и ту же норму как одним, так и другим способом. С другой стороны, признание конкретной нормы может зависеть отчасти от ненормативных элементов, например таких, как врожденная склонность к подчинению. Конкретная норма может быть «частью» системы действия, и мы уже указывали (гл. I), что такие части можно анализировать в терминах большого многообразия элементов.
Различение нормативных и ненормативных элементов системы действия — это эмпирическое различение на том же методологическом уровне, на котором делаются подобные различения во всех науках, например, биологии, в которой различают наследственные элементы и элементы, относящиеся к среде25. В том виде, в котором различение нормативного и ненормативного используется в данной работе26, оно не является философским. 25 Эти различения напоминают друг друга в том отношении, что в обоих случаях бывает весьма трудно эмпирически точно их диагностировать.
Логически исходный пункт для анализа роли нормативных элементов в человеческом действии — это признание того, что люди не просто реагируют на стимулы, но в определенном смысле стремятся согласовать свои действия со стандартами, которые считаются желательными как для самого актора, так и для других членов коллектива. Утверждение, что это — факт, подобно всем констата-циям фактов, содержит в себе концептуальную схему. Наиболее фундаментальный компонент этой схемы — то, что в данной работе называется цепочкой «цель—средства». Теория действия — в особенности волюнтаристическая — разработана и уточнена на основании этой концептуальной схемы. С научной точки зрения, которой мы стремились придерживаться в данной работе, вопрос заключается только в том, «работает» ли эта концептуальная схема, т.е. возможно ли в терминах этой схемы сделать верифицируемые утверждения о фактах, которые в ходе дальнейшего анализа привели бы к обнаружению важных закономерностей. Это вовсе не исключает возможности констатировать те же самые факты в терминах других концептуальных схем, в частности и таких, которые не содержат нормативных элементов. Предлагавшиеся до сих пор схемы такого рода, например, бихевиористская схема, по мнению автора, гораздо менее адекватны как инструменты для констатации и анализа фактов поведения человека, чем схема действия. Но это всего лишь мнение, и в нашей работе мы не будем пытаться критически обсуждать такие альтернативные схемы или же систематическим образом сравнивать их со схемой действия по линии практического применения. Эта работа ограничивается рассмотрением концептуальной схемы действия. Систематическое сравнение предпринимается нами здесь только относительно отдельных вариантов этой схемы. Наша задача — показать, что схема действия — это эмпирически достоверная концептуальная схема в указанном выше смысле и что в ее языке можно описывать многие поддающиеся верификации факты, касающиеся поведения человека, и формулировать многие важные закономерности, объединяющие эти факты. Нормативная ориентация имеет первостепенное значение для схемы действия в том же смысле, что и пространство в схеме классической механики; в терминах нашей концептуальной схемы не существует иного действия, кроме стремления к соответствованию нормам, как в механике не существует иного движения, кроме изменения местоположения в пространстве. В обоих случаях вышеуказанные утверждения есть дефиниции или же логические продолжения дефиниций. Но мы считаем, что нет никакой необходимости, с точки зрения задач данной работы, даже поднимать вопрос, является ли поведение человека «действительно» ориентированным нормативно27. Ибо данная работа не ставит перед собой задачу исследовать философские вопросы, связанные с теорией действия, за исключением тех случаев, когда нам придется критиковать попытки отвергнуть ее на априорных основаниях. В своей работе мы ограничиваемся рассмотрением ее научного статуса по отношению к верифицируемам фактам.
27 То есть понятие «нормативный» для целей нашей работы определено только со стороны его места в определенной теоретической системе, а не в онтологических терминах. Это означает, что тогда его онтологический статус попадает в зависимость от статуса рассматриваемой теоретической системы в целом, что в свою очередь есть только часть еще более широкого вопроса о статусе систем научной теории, о которых можно сказать, что они «работают». Этот вопрос выходит за пределы данной работы, но несколько замечаний по этому поводу будет сделано в главе XIX.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|