Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позитивистская теория действия




Теория действия является позитивистской в той мере, в какой она имплицитно или эксплицитно рассматривает научно обоснованное эмпирическое знание как един­ственный имеющий значение для теории способ субъек-

тинной ориентации актора на ситуацию, в которой он находится. Таким образом, значимыми субъективными элементами будут здесь либо (1) элементы обоснованно­го эмпирического знания Т, либо (2) элементы, содержа­щие отклонения от стандартов обоснованного знания в тех сферах, где такое знание со стороны актора может быть представлено как t, либо (3) элементы, по отноше­нию к Т произвольные. Знание, в том смысле, в каком здесь используется этот термин, — это, по определению, знание ситуации прошлой, настоящей или предвидимой в будущем- Элементы, входящие в (2), можно, следова­тельно, интерпретировать как способы, посредством ко­торых ситуация влияет на действие, субъективно воспри-нимаясь иначе, чем в форме обоснованного знания. Элементы, не представляющие собой ни обоснованного знания, ни проявлений ситуационных влияний, в позити­вистской системе по определению случайны. Ситуация — это, по определению, часть «внешнего мира» актора, о котором он может получить достоверное эмпирическое знание.

Следовательно, общая формула позитивистской си­стемы будет:

А = S (проявляющиеся субъективно в T,t,r) + E (T,t,ir) + N(T,t,ir)

Z = (Al + A2 + A3 +...+ An) + Rel + (Ri) + (Re)

Таким образом, в позитивистской системе единичный акт допускает описание в терминах, которые, игнорируя возможные случайные элементы, не имеющие существен­ного теоретического значения, могут изменяться по отношению к каждому элементу, принимая различные значения между двумя полюсами. Ситуацию можно пред­ставить либо в терминах научно адекватного знания, либо в научно не обоснованных субъективных элементах t, либо как комбинацию элементов обоих типов. То же мож­но сказать и о стандарте выбора, определяющем отно­шение средств к цели. Если цели могут вообще считаться аналитически независимым элементом, то содержание этого элемента должно быть независимым от ситуации и знания о ней. Но на одном из полюсов цели могут совер-

шенно утратить свое значение для анализа: конкретная «цель» превращается в предвидение — правильное или ошибочное — развития ситуации в будущем. Элементар­ные отношения единичных актов друг к другу имеются в любой системе, однако элементы двух других категорий могут быть представлены или опущены, что в формуле обозначено скобками.

Позитивистские системы могут быть, в свою очередь, разделены на подклассы, прежде всего в зависимости от их представлений о единичном акте.

1. Радикальный позитивизм

Элементы, которые можно сформулировать только в субъективных терминах, утрачивают независимость. Конкретная цель и стандарт выбора ассимилированы си­туацией. Общая формула будет такова:

A=S(T,t,r) + E(T,t) + N(T,t).

(Формула для системы в целом та же, что приведена выше.)

Важнейшими крайними подтипами будут:

1.1. Радикально-рационалистический позитивизм
A=S (T,r) + Е (Т) + N (Т).

Все теоретически значимые элементы укладывают­ся в рамки методологических критериев достоверного эмпирического знания.

1.2. Радикально-антиинтеллектуалистический
позитивизм

А = S (t,r) + E (t) + N (t).

Все теоретически значимые элементы можно нега­тивно оценивать как ненаучные с точки зрения тех же самых критериев. Как в одном, так и в другом случае для произвольных элементов место остается только в ситуа­ции (ср. дарвинистские разновидности позитивизма).

2. «Статистический» позитивизм

Этот термин в строгом смысле слова применим к любой теоретической системе, в которую входит случай­ный элемент. В контексте нашей работы этот вопрос имеет существенное значение только там, где понятие «случай­ность» выражает признание практической роли за нор­мативными элементами без отказа в то же время от пози-

тивистской схемы. В единичном акте эти элементы могут иметь место только в N и Е. Следовательно, формула бу­дет такова:

А = S (T,t,r) + E (ir,T,t) + N (ir,T,t).

Все отмеченные выше различения относятся только к единичному акту. Если принять для классификации дру­гое основание, то им может быть не единичный акт, а ха­рактер рассматриваемой системы. Атомистическая сис­тема действия описывается в терминах только лишь единиц и их элементарных отношений:

Z = (А1 + А2 + A3 +... + An) + Rel.

В классификации систем действия в рамках позити­визма можно выделить следующие основные типы.

1. «Индивидуалистический» позитивизм
Термин «индивидуалистический позитивизм» применяется к теории, которая пользуется либо концепцией атомистической системы, либо концепцией системы, включающей в себя только «системообразующие элементы» на уровне организации единичных актов в акторе, как единице более высокого порядка, и которая в других отношениях удовлетворяет определению позитивистской системы. Формула для этого типа такова:

Z = (А1 + А2 + A3 +... +An) + Rel+(Ri).

2. «Социологический» позитивизм
Социологическая система — это система, которая наряду с элементами, возникающими применительно к организации единичных актов по какому-то актору, включает дополнительные отношения, возникающие из организации множества акторов в социальную систему, «коллектив». Такая система является позитивистской в той мере, в какой термины, которыми описываются со­ставляющие ее единичные акты, являются позитивистс­кими. Ее формула:

Z = (А1 + А2 + A3 +.... + An) + Rel + RI + Re.

Для нашего рассмотрения имеют значение следую­щие типы позитивистской системы, скомбинированные из Двух вышеназванных оснований.

1- «Утилитаризм», или рационалистически-индиви-Ауалистический позитивизм:

А = S (T,r) + E (T,ir) + N (T,ir)

Z = (Al + A2 +A3 +... + An) + Rel+(RI).

2. Радикально-рационалистический, индивидуалис­
тический позитивизм:

A = S (T,r) + E (T) + N (T)

Z — как в предыдущем случае.

3. Радикально-антиинтеллектуалистический позити­
визм:

A=S(t,r) + E(t) + N(t) Z — см. выше.

4. Радикально-рационалистический социологический позитивизм28:

A=S(T,t)1+E(T)1+N(T

Z = (Al + А2 + A3 +... + An) + Rel + RI + Re.

28 «Т», стоящее возле букв «S» и «Е», особенно важно для нашего анализа, т.к. это «Т» раннего Дюркгейма, заключающееся в его «социальных фак­тах* (см. об этом в гл. IX). Социальные факты субъективно интерпретиру­ются как факты, относящиеся к ситуации действия, которые посредством организации их в формулируемую актором эмпирически достоверную тео­рию направляют его действие. Однако особо подчеркиваются здесь факты «социальной среды»(social milieu). Несомненно, конкретный актор находится в конкретной среде. Но на аналитическом уровне совершенно очевидно, что многие элементы этой конкретной социальной среды можно формулировать в терминах категорий, которые, если и не «индивидуалистичны», то во вся­ком случае и не «социологичны», а пересекают эту дихотомию. Таковы, на­пример, биологические элементы, входящие в конституцию индивидов. Воп­рос, следовательно, заключается в том, каков же, аналитически говоря, остаток (residium) «социальных» элементов, субъективное выражение кото­рых и есть совокупность поддающихся верификации фактов, и насколько явления, которые можно считать следствием ассоциации людей, являются на аналитическом уровне элементами «состояния сознания» акторов, а не отражениями «объективной» реальности. Теории можно придерживаться только в том случае, если кардинально важные факты, связанные с изучае­мыми явлениями, укладываются в рамки этой схемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...