Позитивистская теория действия
Теория действия является позитивистской в той мере, в какой она имплицитно или эксплицитно рассматривает научно обоснованное эмпирическое знание как единственный имеющий значение для теории способ субъек- тинной ориентации актора на ситуацию, в которой он находится. Таким образом, значимыми субъективными элементами будут здесь либо (1) элементы обоснованного эмпирического знания Т, либо (2) элементы, содержащие отклонения от стандартов обоснованного знания в тех сферах, где такое знание со стороны актора может быть представлено как t, либо (3) элементы, по отношению к Т произвольные. Знание, в том смысле, в каком здесь используется этот термин, — это, по определению, знание ситуации прошлой, настоящей или предвидимой в будущем- Элементы, входящие в (2), можно, следовательно, интерпретировать как способы, посредством которых ситуация влияет на действие, субъективно воспри-нимаясь иначе, чем в форме обоснованного знания. Элементы, не представляющие собой ни обоснованного знания, ни проявлений ситуационных влияний, в позитивистской системе по определению случайны. Ситуация — это, по определению, часть «внешнего мира» актора, о котором он может получить достоверное эмпирическое знание. Следовательно, общая формула позитивистской системы будет: А = S (проявляющиеся субъективно в T,t,r) + E (T,t,ir) + N(T,t,ir) Z = (Al + A2 + A3 +...+ An) + Rel + (Ri) + (Re) Таким образом, в позитивистской системе единичный акт допускает описание в терминах, которые, игнорируя возможные случайные элементы, не имеющие существенного теоретического значения, могут изменяться по отношению к каждому элементу, принимая различные значения между двумя полюсами. Ситуацию можно представить либо в терминах научно адекватного знания, либо в научно не обоснованных субъективных элементах t, либо как комбинацию элементов обоих типов. То же можно сказать и о стандарте выбора, определяющем отношение средств к цели. Если цели могут вообще считаться аналитически независимым элементом, то содержание этого элемента должно быть независимым от ситуации и знания о ней. Но на одном из полюсов цели могут совер-
шенно утратить свое значение для анализа: конкретная «цель» превращается в предвидение — правильное или ошибочное — развития ситуации в будущем. Элементарные отношения единичных актов друг к другу имеются в любой системе, однако элементы двух других категорий могут быть представлены или опущены, что в формуле обозначено скобками. Позитивистские системы могут быть, в свою очередь, разделены на подклассы, прежде всего в зависимости от их представлений о единичном акте. 1. Радикальный позитивизм Элементы, которые можно сформулировать только в субъективных терминах, утрачивают независимость. Конкретная цель и стандарт выбора ассимилированы ситуацией. Общая формула будет такова: A=S(T,t,r) + E(T,t) + N(T,t). (Формула для системы в целом та же, что приведена выше.) Важнейшими крайними подтипами будут: 1.1. Радикально-рационалистический позитивизм Все теоретически значимые элементы укладываются в рамки методологических критериев достоверного эмпирического знания. 1.2. Радикально-антиинтеллектуалистический А = S (t,r) + E (t) + N (t). Все теоретически значимые элементы можно негативно оценивать как ненаучные с точки зрения тех же самых критериев. Как в одном, так и в другом случае для произвольных элементов место остается только в ситуации (ср. дарвинистские разновидности позитивизма). 2. «Статистический» позитивизм Этот термин в строгом смысле слова применим к любой теоретической системе, в которую входит случайный элемент. В контексте нашей работы этот вопрос имеет существенное значение только там, где понятие «случайность» выражает признание практической роли за нормативными элементами без отказа в то же время от пози-
тивистской схемы. В единичном акте эти элементы могут иметь место только в N и Е. Следовательно, формула будет такова: А = S (T,t,r) + E (ir,T,t) + N (ir,T,t). Все отмеченные выше различения относятся только к единичному акту. Если принять для классификации другое основание, то им может быть не единичный акт, а характер рассматриваемой системы. Атомистическая система действия описывается в терминах только лишь единиц и их элементарных отношений: Z = (А1 + А2 + A3 +... + An) + Rel. В классификации систем действия в рамках позитивизма можно выделить следующие основные типы. 1. «Индивидуалистический» позитивизм Z = (А1 + А2 + A3 +... +An) + Rel+(Ri). 2. «Социологический» позитивизм Z = (А1 + А2 + A3 +.... + An) + Rel + RI + Re. Для нашего рассмотрения имеют значение следующие типы позитивистской системы, скомбинированные из Двух вышеназванных оснований. 1- «Утилитаризм», или рационалистически-индиви-Ауалистический позитивизм: А = S (T,r) + E (T,ir) + N (T,ir) Z = (Al + A2 +A3 +... + An) + Rel+(RI). 2. Радикально-рационалистический, индивидуалис A = S (T,r) + E (T) + N (T) Z — как в предыдущем случае. 3. Радикально-антиинтеллектуалистический позити
A=S(t,r) + E(t) + N(t) Z — см. выше. 4. Радикально-рационалистический социологический позитивизм28: A=S(T,t)1+E(T)1+N(T Z = (Al + А2 + A3 +... + An) + Rel + RI + Re. 28 «Т», стоящее возле букв «S» и «Е», особенно важно для нашего анализа, т.к. это «Т» раннего Дюркгейма, заключающееся в его «социальных фактах* (см. об этом в гл. IX). Социальные факты субъективно интерпретируются как факты, относящиеся к ситуации действия, которые посредством организации их в формулируемую актором эмпирически достоверную теорию направляют его действие. Однако особо подчеркиваются здесь факты «социальной среды»(social milieu). Несомненно, конкретный актор находится в конкретной среде. Но на аналитическом уровне совершенно очевидно, что многие элементы этой конкретной социальной среды можно формулировать в терминах категорий, которые, если и не «индивидуалистичны», то во всяком случае и не «социологичны», а пересекают эту дихотомию. Таковы, например, биологические элементы, входящие в конституцию индивидов. Вопрос, следовательно, заключается в том, каков же, аналитически говоря, остаток (residium) «социальных» элементов, субъективное выражение которых и есть совокупность поддающихся верификации фактов, и насколько явления, которые можно считать следствием ассоциации людей, являются на аналитическом уровне элементами «состояния сознания» акторов, а не отражениями «объективной» реальности. Теории можно придерживаться только в том случае, если кардинально важные факты, связанные с изучаемыми явлениями, укладываются в рамки этой схемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|