Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля за деятельностью государственных учреждений
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретические основы финансового контроля за деятельностью государственных учреждений......................................................................................................... 5 1.1 Содержание и значение финансового контроля.......................................... 5 1.2 Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля за деятельностью государственных учреждений................................................... 7 1.3 Методы оценки эффективности финансового контроля............................ 12 Глава 2. Оценка эффективности государственного финансового контроля.. 16 2.1. Анализ эффективности государственного финансового контроля.......... 16 2.2 Основные проблемы и направления совершенствования государственного финансового контроля за деятельностью государственных учреждений в РФ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 34 СПИСОК использованных источников и литературы.......... 37
В связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменились прежние подходы государства к контролю, что заставило искать новые виды, а также совершенствовать формы контроля, более приемлемые для рыночных условий. Создание эффективного, работоспособного и действенного государственного финансового контроля определяется как одна из главных задач государства, поскольку именно система государственного финансового контроля, отражающая многоуровневый характер бюджетных отношений и единство общегосударственных финансов является объективной необходимостью формирования, развития и реализации целостной экономической политики государства.
Основными задачами контроля за деятельностью государственных организаций являются: осуществление контроля правильности ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности; совершенствование налоговой и бюджетной дисциплины; выявление в ходе контрольных мероприятий резервов роста доходов бюджетов всех уровней, выявление резервов снижения расходов бюджетов; осуществление контроля за эффективной реализацией механизма межбюджетных отношений; осуществление контроля за распределением и формированием целевых бюджетных фондов, созданных для финансовой поддержки регионов и др. Данные задачи приобретают особую актуальность на современном этапе, когда экономические факторы (снижение курса рубля, экономические санкции, снижение цен на нефть) ставят под угрозу исполнение расходных обязательств бюджетов всех уровней. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственного финансового контроля деятельности государственных учреждений. Предметом исследования является государственный контроль. Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания и направленности финансового контроля государственных учреждений. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач: 1) раскрыть содержание и значение финансового контроля; 2) изучить формы и методы финансового контроля; 3) рассмотреть методы оценки эффективности финансового контроля; 4) исследовать проблемы эффективности финансового контроля за деятельностью государственных учреждений; 5) определить основные направления совершенствования финансового контроля в РФ; Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература. Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, определена ее цель и задачи. Первая глава работы посвящена исследованию теоретических основ финансового контроля. Во второй главе работы проводится оценка эффективности финансового контроля в РФ, а также приводятся основные направления совершенствования государственного финансового контроля в РФ. В заключение подведены общие результаты исследования и сделаны основные выводы по проделанной работе, оценена степень достижения поставленных цели и задач.
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля за деятельностью государственных учреждений Содержание и значение финансового контроля
Государственный контроль - неотъемлемая составляющая государственного устройства любой цивилизованной страны в современном мире. Деятельность контрольных органов должна быть продуктивной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, экономичность и действенность (эффективность). Результативность означает не только обнаружение незаконного и нецелевого использования средств, но и предупреждение, пресечение, выявления этих фактов. Кроме того, еще и устранение порождающих их причин и условий. Действенность (эффективность) контроля означает оценку последствий выявления нарушений действующего законодательства, принятых норм и правил. То есть необходимо не только выявить допущенные нарушения, но провести их глубокий анализ, оценить и сделать выводы о возможных последствиях. Экономичность означает, что контрольный орган должен выступать как пример целевого и экономичного использования бюджетных средств, которые выделены государством его деятельность. Результативность работы органа должна достигаться при минимально затраченных силах и средствах. Но для эффективности работы контрольный орган должен быть обеспечен материально и технически, а так же иметь достаточное информационное обеспечение.
Приведем мнения ученых, касающиеся содержания и значения финансового контроля. По мнению Н.А. Саттаровой, основной задачей финансового контроля является осуществление деятельности по проверке, выявлению, констатации и устранению выявленных нарушений в деятельности субъектов финансового права[1]. По мнению Л.Г. Востриковой, финансовый контроль представляет собой контроль законности и целесообразности действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления, осуществляемый с целью эффективного социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов[2]. Одни ученые высказывают мнение о том, что государственный финансовый контроль - это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положениях основных законов государства[3]. В. Мельник, А.С. Пантелеев и А.Л. Звездин считают, что финансовый контроль является проверкой уполномоченными для этого органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных и валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками[4]. Данная группа ученых ссылается и на другие мнения исследователей в отношении финансового контроля. Так, приводится мнение Л.Н. Овсянникова, согласно которому финансовый контроль - это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер. Большинство государственных учреждений относится к бюджетным. Бюджетный контроль занимает одно из ведущих мест в финансовом контроле. Основными задачами бюджетного контроля являются: осуществление контроля правильности ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности; совершенствование налоговой и бюджетной дисциплины; выявление в ходе контрольных мероприятий резервов роста доходов бюджетов всех уровней, выявление резервов снижения расходов бюджетов; осуществление контроля за эффективной реализацией механизма межбюджетных отношений; осуществление контроля за распределением и формированием целевых бюджетных фондов, созданных для финансовой поддержки регионов и др.[5] Данные задачи приобретают особую актуальность на современном этапе, когда экономические факторы (снижение курса рубля, экономические санкции, снижение цен на нефть) ставят под угрозу исполнение расходных обязательств бюджетов всех уровней.
Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля за деятельностью государственных учреждений
Классификация государственного и муниципального финансового контроля проводится по следующим критериям: времени проведения; субъектам контроля; сфере финансовой деятельности; форме проведения; методам проведения. Остановимся на них подробнее. По времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, последующий и текущий. До проведения финансовых операций имеет мест предварительный финансовый контроль. Посредством этого вида контроля предупреждаются финансовые нарушения, производится оценка обоснованности финансовых программ, имеющая своей целью предотвращение неэкономного и неэффективного расходования средств. Например, на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны составляются и утверждаются финансовые планы государственных учреждений, бюджеты, внебюджетные фонды. В момент совершения денежных сделок имеет место текущий (оперативный) финансовый контроль. Посредством данного вида контроля предупреждаются возможные злоупотребления при получении и расходовании государственных средств. Текущий контроль, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов с ведущей ролью бухгалтерских служб. В момент проведения последующего финансового контроля проводятся ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации в государственных учреждениях. Посредством контроля оцениваются результаты финансовой деятельности государственных учреждений, сопоставляются финансовые планы и прогнозы с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии и т.д. По форме проведения различают контроль обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
Обязательный контроль за финансовой деятельностью государственных учреждений осуществляется на основе закона. Так, в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязательный финансовый контроль за налогообложением осуществляется Федеральной налоговой службой РФ. Обязательный финансовый контроль проводят Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и др. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей. Инициативный финансовый контроль назначается по решению хозяйствующих субъектов при наличии в том потребности. Инициативный государственный финансовый контроль осуществляется по решению руководителей государственных унитарных предприятий, а также других организаций, все имущество которых является государственной собственностью. Существуют следующие методы проведения контроля - проверка, надзор, ревизии, обследования, анализ финансово-хозяйственной деятельности, наблюдение. Метод обследование отличается от проверки более широким охватом количества финансово-экономических показателей субъекта, подвергаемого контролю. Обследование используется с целью определения финансового состояния субъекта и определения возможных перспектив развития. Так же следует остановиться на таких методах как анализ финансово-хозяйственной деятельности и ревизия. При анализе финансовой деятельности осуществляется очень подробное и тщательное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Анализ ставит перед собой целью осуществить общую оценку результатов финансовой деятельности, оценить финансовое состояние субъекта и его обеспеченность собственным капиталом, а так же оценить эффективность использования этого капитала. Самый глубокий метод финансового контроля - это ревизия. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Так же существует такой метод контроля как надзор. Контролирующие органы осуществляют надзор за деятельностью экономических субъектов, у которых имеется лицензия на тот или иной вид финансовой деятельности. Надзор заключается в проверке соблюдения ими установленных правил и нормативов, за нарушение которых может последовать отзыв лицензии.Другим наиболее используемым методом контроля является экспертиза. Например: экспертиза соответствия участников размещения заказов и их конкурсных или аукционных заявок требованиям конкурсной или аукционной документации, а также оценку и сопоставление заявок участников конкурсов, с участием высокопрофессиональных экспертов[6]. Виды финансового контроля, существующего в России, классифицируются по нескольким критериям, но наиболее обобщенная классификация представлена С. О. Шохиным, который предложил все виды контроля разделить на государственный контроль и аудит. Аудит можно охарактеризовать как вид деятельности, осуществляемой аудиторскими организациями либо независимыми аудиторами, включающей проверку документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности как юридически оформленных организаций, так и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Главной особенностью аудита необходимо считать невозможность его проведения органами власти, а также недопустимость оказания ею какого-либо влияния на результаты проверки. При этом аудитом не заменяется и не подменяется государственный контроль достоверности бухгалтерских отчетов и другой финансовой отчетности, который осуществляется в соответствии с законом. Официальный заключительный документ, отражающий результаты проведенной аудиторской проверки, – это аудиторское заключение, которое предназначено пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности – собственникам, партнерам по бизнесу, налоговым органам, органам государственной статистики. Государственный финансовый контроль осуществляют контрольно-счетные органы, контролирующие соблюдение требования финансового законодательства. Они устанавливают факты допущенных правонарушений, в сфере использования финансовых средств как на региональном, так и на муниципальном уровне, кроме этого, они исполняют полномочия по оценке уровня эффективности расходования финансовых ресурсов, а также использования государственной и муниципальной собственности, особенно в случае осуществления процессов ее приватизации и национализации, а также проверяют, насколько обоснованно предоставлены различные финансовые льготы и преференции. Высшим органом финансового контроля в РФ является Счетная палата России, хотя ее правовой статус на сегодняшний день четко не определен. Федеральный закон не относит Счетную палату к какой-либо ветви государственной власти, которые определены в ст. 10 Конституции РФ, – законодательной, исполнительной или судебной. Точно установить это достаточно проблематично. С одной стороны, Счетная палата создается Федеральным Собранием России и подотчетна этому органу власти, но она не может быть органом законодательной власти, т. к. в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации к представительному и законодательному органу относят только Федеральное Собрание РФ. Кроме этого, согласно норме ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, Счетная палата не признается и субъектом, наделенным правом законодательной инициативы. С другой стороны, деятельность, которая осуществляется Счетной палатой по своей сути близка к работе органов исполнительной власти, но Счетная палата РФ не является частью единой системы исполнительной власти РФ, формируемой федеральной исполнительной властью и органами исполнительной власти субъектов РФ, что следует из ч. 2 ст. 77 Конституции РФ. Из вышесказанного следует, что предназначением Счетной палаты России является осуществление государственного внешнего финансового контроля. В современных условиях в России помимо государственного финансового контроля возникла необходимость и объективные предпосылки в развитии аудита эффектности использования государственных ресурсов. Развитие этого вида финансового контроля неизбежно потребует изменения сложившихся в государстве систем управления финансовыми потоками, внедрения международных стандартов финансовой отчетности, корректировки и изменения функций финансовых ведомств страны. Для достижения поставленной цели важно провести научно-методическую, организационно-практическую и нормативно-правовую работу, что необходимо сделать в связи с переходом бюджетного процесса на новые принципы, основанные на оценке результативности расходования бюджетных средств, определяющим и обязательность формирования новых механизмов контроля государственных финансов, которые позволят оценить степень достижения установленных в плане экономических показателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|