Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ эффективности государственного финансового контроля




 

Оценим эффективность государственного контроля, проводимого различными органами контроля.

Для оценки возьмем анализ контрольных мероприятий Счетной палатой и Росфиннадзором.

Количество контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за три года (рис.3.) возросло с 27 мероприятий до 43 (в 2014 г. проведено на 1 6 мероприятий дольше, чем в 2012 г. или на 59%)(рис.1).

Рис.1. Динамика контрольно-экспертных мероприятий за 2012-2014 г[12].

Но резкого увеличения результативности проверок при этом не произошло (рис.2)

Рис.2. Выявленные нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере в 2012-2014 гг., млрд. руб.[13]

Если в 2012 году нарушения в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 718,5 млрд. рублей, то в 2014 году выявлено нарушений на сумму 722,9 млрд. руб., или на 0,6% (рис.4). Наибольшая доля выявленных нарушений приходится на неисполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (356,3 млрд. рублей).

Данные о реализации материалов проверок приведены на рис.3.

Рис.3. Реализация материалов проверок в 2012-2014 гг.

В органы прокуратуры в 2014 году направлено на 1 материал меньше, чем в 2012 г., и по данным материалам почти вдвое меньше возбуждено уголовных дел. Если в 2012 году по результатам проверок Счетной Палаты возбуждено 72 дела, то в 2014 году всего лишь 39 дел.

В целях реализации своих полномочий по выявлению, пред­упреждению и устранению фактов незаконного, нецелевого, неэффективного использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности Счетной палатой осуществляются мероприятия. В 2014 году направлено 366 представлений и 1 предписание главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса, в том числе за 9 месяцев 2014 года — 275 представлений, за IV квартал 2014 года — 91 представление и 1 предписание.

Информационно-аналитические материалы об исполнении представлений Счетной Палаты ежеквартально направляются палатам Федерального Собрания, которые на регулярной основе рассматривают их с участием представителей счетной палаты и руководителей государственных органов власти, ответственных за исполнение представлений и реализации предложений и рекомендаций Счетной Палаты.

Росфиннадзор действует в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 278.

Контрольно-надзорные мероприятия в финансово-бюджетной сфере в 2014 году осуществлялись 78 территориальными управлениями Службы и тремя управлениями центрального аппарата в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2014 год.

Информация о мероприятиях и проверенных средствах Росфиннадзором в 2013-2014 гг. приведена в таблице 1.

Таблица 1

Мероприятия и объем проверенных средств Росфиннадзором в 2013-2014 гг.[14]

     
Общее количество проведенных контрольных и надзорных мероприятий, в т.ч.:    
Проверенные средства, млрд. руб., в том числе 3928,1 4772,56
-федерального бюджета 1831,2 2513,75

 

Проверенные средства Росфиннадзором и его территориальными органами в 2014 году составили 4 772, 56 млрд. рублей, в этой сумме 2 513, 75 млрд. рублей составляют средства федерального бюджета. В 2013 году проверенные средства составили 3 928 146,71млн. рублей, из них 1 831 169,14 млн. рублей средств федерального бюджета.

В 2014 году в бюджетной сфере Росфиннадзором проведено 15 711 ревизий и проверок.

В целом по результатам проведенных в 2014 году контрольных мероприятий в бюджетной сфере выявлено, что 25,4% от проверенных средств федерального бюджета были израсходованы с нарушениями.

Важнейшим направлением деятельности Федерального казначейства является осуществление предварительного и текущего контроля за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Казначейство путем санкционирования бюджетных средств на лицевых счетах, открытых в органах, препятствует их нецелевому использованию.

В исполнительных органах государственного управления финансовый контроль осуществляют контрольно-счетные органы при Администрациях. Ими осуществляются проверки бюджетных средств в государственных и унитарных организациях, проверки целевого расходования субвенций и субсидий, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня, проводятся ревизии.

Приведем пример проверки, проведенной контрольно-счетным органом региона в государственном бюджетном учреждении Средняя общеобразовательная школа №28 г. Москвы.

В таблице представлен план проверки оплаты труда в ГБОУ СОШ №28 разрезе мероприятий и сроков исполнения мероприятий (табл.2).

Таблица 2

План проверки оплаты труда в ГБОУ СОШ №28

Мероприятие Срок проверки
  Проверка формирования фонда оплаты труда 01.03.2015-05.03.2015
  Проверка установления надбавок 09.03.2015-12.03.2015
  Проверка выплаты премий и материальной помощи 13.03.2015-16.03.2015
  Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы, расчета среднего заработка в период очередных и учебных отпусков, нахождения в служебных командировках и на курсах повышения квалификации 17.03.2015-25.03.2015

 

Проверка фонда оплаты труда показала:

Учреждением в штатные расписания на 2013 и 2014 годы необоснованно вводилась ставка "сторожа", что привело к завышению фонда оплаты труда на сумму 137053,73 руб., в том числе за 2013 год – 67158,20 руб., за 2014 год – 69895,53 руб., из них:

по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" – 105264,00 руб.;

по подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" – 31789,73 рубля.

Неэффективное использование средств, выделенных из бюджета, в связи с введением в штатное расписание должностей, не подтвержденных необходимостью их введения, составило 2240481,91 руб.

Вся экономия денежных средств за счет вакантных ставок распределялась на премиальные и другие стимулирующие выплаты.

Проверкой правомерности установления работникам учреждения повышающих коэффициентов установлено.

В нарушение п. 2.4, п. 2.6 Положения об оплате труда в проверяемом периоде педагогу дополнительного образования Храмовой Ю.А. устанавливался повышающий коэффициент за квалификационную категорию при отсутствии документов, подтверждающих присвоение квалификационной категории по данной должности.

Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета, в связи с нарушением порядка установления надбавки за квалификационную категорию, за 2013 год составило – 1498,97 руб., за 2014 год составило – 7494,83 руб., из них:

по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" – 6907,68руб.;

по подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" – 2086,12 руб.

Аттестации рабочих мест по условиям труда проведены Учреждением совместно с привлеченными аттестующими организациями, аккредитованными в установленном порядке:

в 2010 – 2011 году – испытательной лабораторией ООО "Эксперт – ДВ".

в 2013 году – ЗАО "Институт охраны и условий труда" ОЛС – Комплект".

На основании проведенных аттестаций и приказов директора Учреждения устанавливались доплаты за неблагоприятные условия труда:

2013 год:

– в размере 4%: заведующему производством (шеф – повару), мойщику посуды, уборщику помещений, мастеру производственного обучения (мастерская сухого строительства, сварщиков, отделочников, механической деревообработки), водителю автомобиля, гардеробщику.

- в размере 8 % повару исходя из должностного оклада.

Нарушений не установлено.

Проверкой порядка и обоснованности установления доплат за совмещение профессий (должностей), за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, установлено.

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу Коллективным договором Учреждения, а также трудовыми договорами, заключенными с работниками, не определены. В связи с этим сторожам Учреждения в проверяемом периоде было оплачено за сверхурочную работу свыше минимальной нормы, установленной ст. 152 ТК РФ.

Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета, в связи с оплатой сверхурочной работы сторожам и поварам составило 2496,80 руб., в том числе: за 2013 год – 2119,86 руб., за 2014 год – 376,94 руб., из них:

по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" – 1917,67 руб.;

по подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" –579,13 руб.

Проверкой соблюдения порядка и условий установления выплат стимулирующего характера в учреждениях системы образования установлено.

В нарушение п.п. 1.2, 1.2.2 Приложения № 5 к Положению "Об оплате труда работников" преподавателю дополнительного образования Крайниковой Е.С. надбавка за непрерывный стаж работы была установлена в размере 10 % от должностного оклада, а следовало устанавливать в размере 15 % от должностного оклада.

Недоплата заработной платы за счет средств, выделенных из бюджета, в связи с нарушением порядка начисления и выплаты надбавки за выслугу лет за 2014 год составила в сумме 2477,55руб., из них:

по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" – 1902,88 руб.;

по подстатье КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" – 574,67 руб. (приложение №).

Проверкой соблюдения порядка и условий установления премиальных выплат установлено следующее.

В нарушение п. 13.2 Примерного положения № 649, положений Постановления № 179-пр, в Учреждении произведены премиальные выплаты к торжественным датам по следующим основаниям:

- в честь праздника День защитника Отечества 23 февраля, приказ от 05.03.13 № 39-л, в сумме 36460,43 руб.;

- в честь международного женского дня 8 марта, приказ от 05.03.2013 № 38-л, в сумме 201534,24 руб.;

- в связи с юбилеем, приказы от 14.01.2013 № 04-л, от 07.10.2013 № 185-л, в общей сумме 7812,00 руб.;

-, в связи с победой в краевом конкурсе, приказ 10.04.2013 № 63-л, в сумме 10958,28 руб.;

- в честь дня профтехообразования, приказы от 18.09.2013 № 164-л, № 165-л, № 166-л, в общей сумме 304263,21 руб.;

Необоснованные расходы средств бюджета в связи с выплатой премий (к торжественным датам) по несоответствующим основаниям составили 561028,16 руб.

Проверкой соблюдения порядка назначения и выплаты материальной помощи установлено следующее.

В нарушение п.п. 2.4, 2.6, Положения о материальной помощи в проверяемом периоде выплата материальной помощи отдельным работникам учреждения производилась не пропорционально фактически отработанному времени в текущем году.

Недоплата материальной помощи за счет средств, выделенных из бюджета, в связи с нарушением порядка выплаты материальной помощи, за 2013 год составила в сумме 2208,00 руб.

Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета в связи с нарушением порядка выплаты материальной помощи, за 2013 год составило 9453,88 руб., за 2015 год 3182,24 руб.

Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы, расчета среднего заработка в период очередных и учебных отпусков, нахождения в служебных командировках и на курсах повышения квалификации работникам Учреждения установлено следующее.

В нарушение ст. 167, ТК РФ заработная плата заместителя директора по УПР Хачко О.П. за период нахождения в служебных командировках, начислялась с учетом выходных дней. Из общих норм, установленных в ст.167 ТК РФ и п. 9 Положения, следует вывод, что, если работник не исполняет служебного поручения в выходные и нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период командировки, средний заработок за эти дни выплачиваться не должен. При этом исходя из ч.8 ст. 113 ТК РФ и ст.166 ТК РФ работник может исполнять свои трудовые обязанности в нерабочие праздничные дни в месте командировки, но только по письменному распоряжению.

Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета в связи с нарушением порядка выплаты в служебных командировках за 2013 год составило 7527,37 руб.

В соответствии со ст.126 ТК РФ, раздела VIII, п.п 18 Коллективного договора часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Однако, при нахождении в очередном оплачиваемом отпуске заместитель директора по УПР Хачко О.П. была отозвана из отпуска приказом директора от 11.12.2013 № 101-о. За дни неиспользованного ежегодного отпуска Хачко О.П. была выплачена компенсация в 2013 году за 22 календарных дня, следовало выплатить компенсацию только за 16 календарных дней.

Таблица 3

Нарушения, выявленные в ходе проверки ГБОУ СОШ №28 г. Москвы

Мероприятие Нарушения
  Проверка фонда оплаты труда Неэффективное использование средств, выделенных из бюджета, в связи с введением в штатное расписание должностей, не подтвержденных необходимостью их введения, составило 2240481,91 руб.
  Проверка установления надбавок Нет нарушений
  Проверка установления стимулирующих выплат и повышающих коэффициентов Необоснованно использовано в связи с оплатой сверхурочной работы сторожам и поварам составило 2496,80 руб., в том числе: за 2013 год – 2119,86 руб., за 2014 год – 376,94 руб.,
  надбавки за квалификационную категорию Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета, в связи с нарушением порядка установления надбавки за квалификационную категорию, за 2013 год составило – 1498,97 руб., за 2014 год составило – 7494,83 руб
  доплаты за вредные условия труда нет
  доплат за совмещение профессий (должностей), за работу в выходные и нерабочие праздничные дни Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета, в связи с оплатой сверхурочной работы сторожам и поварам составило 2496,80 руб.
  Проверка выплаты премий и материальной помощи Необоснованные расходы средств бюджета в связи с выплатой премий (к торжественным датам) по несоответствующим основаниям составили 561028,16 руб.  
  Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы, расчета среднего заработка в период очередных и учебных отпусков, нахождения в служебных командировках и на курсах повышения квалификации Необоснованное использование средств, выделенных из бюджета в связи с нарушением порядка выплаты в служебных командировках за 2013 год составило 7527,37 руб.

 

Так же органами при законодательной власти осуществляется внешняя проверка исполнения бюджета.

Финансовые органы в регионах так же обладают контрольной функцией. При составлении бюджетов ими так же проверяются и контролируются параметры бюджетов, используемые нормативы, расходы на заработную плату государственных учреждений. При исполнении бюджетов финансовый орган имеет право проводить проверки целевого использования бюджетных средств, проводить комплексные ревизии. При осуществлении финансирования так же финансовым органом проверяется соответствие выделяемых средств установленным сметам, планом финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным субсидиям на выполнение муниципальных заданий. Минфин так же осуществляет методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, проводит аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности, играющие значительную роль в осуществлении финансового контроля[15].

При сдаче бухгалтерами бюджетной сферы бюджетной отчетности финансовый орган так же проверяет соответствие полученного финансирования, соответствие финансирования статьям бюджетной классификации, соответствие полученных межбюджетных трансфертов переданным.

Немаловажно и то, что в обновленной ст.157 БК РФ прописано и конкретизировано бюджетные полномочия контрольно-счетных органов регионов и муниципальных образований. В частности, на них могут быть возложены задачи по аудиту эффективности, экспертизе проектов законов о бюджете, анализу и мониторингу бюджетного процесса.

Перечисленные полномочия закрепляются при условии соблюдения требований Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Будем надеяться, что новшества помогут укрепить финансовую дисциплину в регионах и не оставят шансов нарушителям бюджетного законодательства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...