Драгоценности прилива и отлива
Однажды ночью императрице Дзингу, спавшей в своем шатре, приснился странный сон. Ей снилось, что пришел к ней дух и рассказал о чудесной стране на западе, в которой полно сокровищ из золота и серебра, стране ослепительной, прекрасной, словно красивая женщина. Дух поведал ей, что название этой земли Чосён – Страна Утренней Свежести (Корея) и что она может принадлежать Японии, если императрица выступит с войском и завоюет эту богатую страну. На следующий день императрица Дзингу рассказала сон своему мужу, но император, человек бесстрастный и прозаичный, не верил снам. Тем не менее, поскольку его жена настаивала на том, что ему казалось глупой затеей, он поднялся на высокую гору, но, посмотрев в сторону заходящего солнца, не увидел никакой страны на западе. Когда император спустился с горы, он заявил жене, что ни в коем случае не даст согласия на завоевание страны, которая существует только в буйной фантазии императрицы. Но боги разгневались на императора, и вскоре после того, как был оглашен запрет, он пал на поле брани. Подарок Дракона – Повелителя Моря Став единовластной правительницей, императрица Дзингу твердо решила идти в ту страну, о которой узнала во сне. Но поскольку она была решительно настроена на великие завоевания, то обратилась к Духу Гор и попросила дать ей дерево и металл для своих кораблей. Дух Полей дал ей рис и другое зерно для ее армии, а Дух Трав подарил пеньку для канатов. Бог Ветра благосклонно отнесся к ее плану и пообещал попутного ветра для кораблей, идущих к Корее. Все духи оказались согласны с замыслом императрицы, кроме Исоры, Духа Морского Побережья. Исора был ленив, и когда он, наконец, появился над морскими волнами, то предстал перед императрицей не в полном великолепии: небрежного бога украшали ил, ракушки и морские водоросли. Увидев его, императрица велела ему пойти к своему повелителю Дракону и попросить, чтобы он дал ей Драгоценности Прилива и Отлива.
Исора повиновался, нырнул в воду, предстал перед Драконом – Повелителем Моря и передал ему просьбу императрицы. Дракон достал из ларца Драгоценности Прилива и Отлива, положил их в большую морскую раковину и велел Исоре быстро вернуться к императрице Дзингу с этим дорогим подарком. Исора вынырнул из дворца Повелителя на поверхность моря, и императрица Дзингу положила Драгоценности Прилива и Отлива себе в пояс. Путешествие Теперь, когда императрица стала обладательницей Драгоценностей Прилива и Отлива, она построила и спустила на воду три тысячи кораблей и на десятую луну начала свое долгое путешествие. Не успел ее флот отдалиться от берега, как начался такой сильный шторм, что суда бились друг о друга и, вероятно, пошли бы на дно моря, если бы не Дракон, который призвал огромных морских чудовищ отправиться спасать императорский флот. Некоторые из них везли корабли на своих огромных спинах, другие толкали корму кораблей головами, и так, двигая суда по бурному морю, они вынесли их обратно к берегу. Могучие рыбы-драконы помогали, таща суда на буксире с удивительной скоростью, взяв в рот корабельные тросы. Как только шторм утих, морские чудовища и рыбы-драконы исчезли. Помощь драгоценностей прилива и отлива Наконец императрица Дзингу и ее армия увидели на горизонте неясные очертания далеких гор Кореи. Приблизившись к берегу, они обнаружили, что вся корейская армия с боевыми кораблями, готовыми к спуску в море, стоит у берега в ожидании команды к бою. Как только корейские дозорные заметили японский флот, они подали сигнал к выступлению, и первая линия боевых кораблей бросилась в атаку.
Императрица стояла, наблюдая за происходящим с невозмутимым спокойствием. Она знала, что победа или поражение японской армии в ее власти. Когда суда корейцев подошли ближе к японскому флоту, она бросила в море Драгоценности Отлива. Сразу после того, как Драгоценности Отлива коснулись воды, начался отлив, вода опустилась до самых килей корейских кораблей, и они сели на мель. Корейцы, не подозревая никакого колдовства и полагая, что они сели на мель из-за обычного спада воды и что японский флот тоже станет жертвой отлива, попрыгали со своих судов и побежали по песку. Тогда японские лучники натянули тетиву, и огромное облако стрел полетело в воздух, убивая сотни корейцев. Когда корейцы приблизились уже совсем близко к японским кораблям, императрица Дзингу бросила в воду Драгоценности Прилива. Тотчас же нахлынула огромная волна, уничтожив почти всю армию Кореи. Теперь японцы могли беспрепятственно высадиться на берег и захватить всю страну. Корейский монарх сдался, а императрица Дзингу вернулась на родину с кораблями, нагруженными шелками и драгоценными камнями, книгами и картинами, тигриными шкурами и изысканными нарядами. Драгоценности Прилива и Отлива, брошенные в воду императрицей, недолго лежали на морском дне. Исора поспешил собрать их и отнес назад Дракону – Повелителю Моря. Принц Одзин Вскоре после своего возвращения императрица Дзингу родила сына, которого нарекли Одзином. Когда Одзин подрос и стал красивым и умным мальчиком, его мать рассказала ему о волшебных Драгоценностях Прилива и Отлива и выразила желание, чтобы ее сын завладел ими, ведь тогда он сможет принести Японии почет и славу. Однажды главный министр, которому, судя по слухам, исполнилось уже триста шестьдесят лет и который был на службе не менее чем у пяти микадо, взял Одзина с собой на императорский военный корабль. Корабль с парусами из золотого шелка снялся с якоря и заскользил по морю. Главный министр громким голосом позвал Дракона – Повелителя Моря и попросил его дать юному Одзину Драгоценности Прилива и Отлива. В тот же миг волны вокруг корабля вспенились, и с громоподобным рыком появился сам Повелитель водной стихии, голову которого вместо шлема украшало наводящее ужас чудовище. Потом из воды выплыла огромная морская раковина, в глубине которой сверкали Драгоценности Прилива и Отлива. Отдав драгоценности и сказав напутственную речь, Дракон – Повелитель Моря вернулся в свое зеленое подводное царство.
Убийство морского змея (по книге «Легенды и фольклор Древней Японии» Р. Гордона Смита) Орибэ Сима однажды оскорбил великого правителя Ходзё Такатоки и поэтому был отправлен в изгнание на остров Камисиму (остров Богов), один из островов группы Оки. Он был вынужден расстаться со своей прекрасной дочерью Токоё, которую сильно любил. В конце концов, Токоё больше не могла выносить разлуку с отцом, решила его отыскать и поэтому отправилась в долгое путешествие. Прибыв в город Акасаки в провинции Хоки, с побережья которого в ясный день можно было видеть острова Оки, она стала просить рыбаков перевезти ее на эти острова. Но рыбаки лишь смеялись над Токоё, убеждая отказаться от такого глупого намерения и вернуться домой. Девушка, однако, не послушалась их совета и с наступлением сумерек села в самую легкую лодку, и с помощью попутного ветра и собственного упорства храбрая девушка добралась до одной из скалистых бухт на островах Оки. Той ночью Токоё крепко спала, а утром, наскоро перекусив, начала расспрашивать встретившегося рыбака, где можно найти ее отца. – Никогда не слыхал об Орибэ Симе, – отвечал ей рыбак, – но, если он действительно был изгнан, я умоляю тебя прекратить поиски, иначе навлечешь смерть на вас обоих. Следующую ночь опечаленная Токоё провела у алтаря Будды на территории одного из храмов. Но вскоре ее сон был прерван хлопками в ладоши[119], и, выглянув из-за алтаря, она увидела плачущую девушку в белой одежде и стоящего рядом с ней монаха. В тот момент, когда монах собрался уже столкнуть девушку со скалы в ревущие внизу морские волны, Токоё выскочила из своего укрытия и схватила ее за руку. Монах объяснил, что именно в эту ночь, тринадцатого июня, Бог Змей по имени Ёфунэ-Нуси требует, чтобы ему каждый год в жертву приносили юную девушку, а если этого не сделать, то божество разгневается и вызовет ужасные бури.
– Добрый господин, – сказала Токоё, – я рада, что могу сохранить жизнь этой бедной девушки. Я с радостью займу ее место. В сердце моем глубокая печаль, потому что я не смогла отыскать своего отца. Передайте ему это письмо с прощальными словами любви. Сказав это, Токоё надела белые девичьи одежды и, помолившись образу Будды и зажав в зубах небольшой кинжал, прыгнула в бурное море. Она погружалась в освещенную светом Луны воду, пока не оказалась перед громадной пещерой, где увидела небольшую статую Ходзё Такатоки, того самого правителя, что отправил ее отца в изгнание. Токоё собралась было привязать эту статуэтку себе на спину и подняться на поверхность, как из пещеры выползла огромная Белая Змея со злобно сверкающими глазами. Токоё, поняв, что это существо и есть тот самый Ёфунэ-Нуси, выхватила кинжал и ударила божественного Змея прямо в правый глаз. Такой неожиданный отпор заставил Змея отступить в пещеру, но храбрая Токоё последовала за ним и ударила кинжалом еще раз, на этот раз в самое сердце. Ёфунэ-Нуси, ничего не видя перед собой, качнулся вперед, потом, издав вой боли, рухнул замертво на дно пещеры. Пока на дне происходили эти события, на скале монах и девушка смотрели на то самое место в волнах, где исчезла Токоё, и горячо молились за упокой ее несчастной души. Но посреди молитвы они увидели, как Токоё выныривает на поверхность, таща за собой статуэтку и какое-то громадное, похожее на рыбу существо. Монах поспешил на помощь Токоё, вытащил ее на берег, водрузил статуэтку на камень и достал из воды тело Белой Морской Змеи. В должное время об этой замечательной истории донесли Тамэёси, повелителю острова, а он в свою очередь рассказал о странном приключении правителю Ходзё Такатоки. В то время Такатоки уже некоторое время страдал от болезни, которая не поддавалась лечению самыми учеными лекарями. Однако было замечено, что правитель стал поправляться в тот самый час, когда его статуэтка, которая была проклята и брошена в море каким-то изгнанником, была возвращена на землю Токоё. Как только Ходзё Такатоки узнал, что смелая девушка доводится изгнанному Орибэ Симе дочерью, он немедленно повелел ему вернуться домой, где тот с тех пор и жил в мире и счастье со своей дочерью. Дух меча Однажды вечером к мысу Фудо причалила джонка, и, когда были закончены все необходимые для ночевки приготовления, капитан по имени Тарада и его команда уснули на палубе. Около полуночи Тарада был разбужен необычным грохотом, как казалось, доносящимся со дна моря. Посмотрев в сторону носа джонки, капитан увидел прекрасную девушку, одетую в белое, от которой исходило ослепительное сияние.
Когда Тарада, разбудив свою команду, приблизился к девушке, та сказала: – Мое единственное желание – снова вернуться в мой мир. Произнеся эти слова, девушка исчезла среди волн. На следующий день Тарада сошел на берег и стал расспрашивать жителей деревни Амакура, не слышали ли они что-нибудь об удивительной девушке, от которой исходит фосфорическое сияние. Один из деревенских жителей ответил так: – Мы никогда не видели девушку, какую ты описал, но вот уже некоторое время нас беспокоит грохот, исходящий со стороны мыса Фудо. И с тех пор, как появились эти загадочные звуки, рыба перестала заходить в нашу бухту. Может быть, девушка, которую ты видел, была духом какой-нибудь бедной утопленницы, а грохот, что мы слышим, это гнев Бога Моря из-за того, что труп или человеческие кости осквернили его воды? В конце концов решили, что в море будет нырять местный дурачок Санкити, пока не обнаружит и не достанет из воды труп. И вот Санкити поднялся на борт джонки Тарады и, попрощавшись с товарищами, прыгнул в воду. Он усердно искал, но не нашел ни следов трупа, ни человеческих костей. Через некоторое время, однако, Санкити увидел что-то похожее на меч, завернутый в кусок шелка. Развернув шелк, он обнаружил в нем действительно меч, причем ярко сверкающий и без малейшего изъяна. Санкити вынырнул на поверхность, и его быстро подняли на борт. Беднягу осторожно положили на палубу, но он потерял сознание от изнеможения. Санкити начали энергично растирать и даже зажгли факелы, чтобы его согреть. Санкити быстро пришел в сознание, смог показать, где лежит меч, и рассказал в подробностях о своем приключении. Один чиновник по имени Нарусэ Цусима-но-ками высказал мнение, что этот меч является священной реликвией, и по его настоянию меч был помещен в храм и посвящен Богу Фудо. Санкити ревностно охранял драгоценное оружие, а мыс Фудо стали называть Мысом Меча Девы. К радости рыбаков, желание Духа Меча теперь было исполнено, и рыба снова вернулась в бухту. Любовь О-Тё-сан Сегодня десятый день седьмой луны. Пусть льются потоки дождя! Потому что я томлюсь от желания Увидеть мою любезнейшую О-Тё-сан. На отдаленном острове Хацусима, знаменитом своими цветами суйсэн (нарциссами), жила-была прекрасная девушка по имени О-Тё-сан, и все молодые люди на острове горели желанием жениться на ней. Однажды красавец Синсаку, который был храбрее всех остальных, пришел к Гисукэ, брату О-Тё-сан, и сказал ему, что желает жениться на его прекрасной сестре. Гисукэ не стал возражать и, когда поклонник ушел, позвал О-Тё-сан к себе и сказал: – Синсаку желает стать твоим мужем. Мне нравится этот рыбак, и я думаю, что вы будете отличной парой. Тебе уже восемнадцать, пора выходить замуж. О-Тё-сан была полностью согласна с тем, что сказал ей брат, и свадьбу было решено устроить через три дня. К несчастью, в эти дни на острове начались раздоры, потому что когда остальные отвергнутые рыбаки узнали новость, то возненавидели Синсаку, с которым когда-то дружили, и, более того, они перестали работать и постоянно устраивали драки друг с другом. Эти прискорбные события настолько омрачили некогда счастливый остров Хацусима, что О-Тё-сан и ее возлюбленный решили, что для спокойствия большинства они не будут жениться. Но эта благородная жертва не принесла желаемого результата, потому что остальные тридцать поклонников продолжали ссориться и драться и совсем забросили рыбную ловлю. О-Тё-сан решилась на еще большую жертву. Она написала полные любви прощальные письма брату и Синсаку и, оставив их рядом со спящим Гисукэ, тихонько выбралась из дома грозовой ночью на десятый день седьмой луны. Девушка положила тяжелые камни в длинные рукава своего красивого кимоно, а потом бросилась в море. На следующий день Гисукэ и Синсаку, прочитав письма О-Тё-сан, вне себя от горя отправились на берег моря, где нашли соломенные сандалии О-Тё-сан. Мужчины поняли, что прекрасная девушка, несмотря на то что любила жизнь, действительно покончила с собой. Вскоре ее тело выловили из моря и похоронили, и над ее могильным камнем, усыпанным цветами, Синсаку проливал слезы день и ночь. Однажды вечером Синсаку, который больше не мог справляться со своим горем, тоже решил уйти из жизни в надежде, что тогда его душа встретится с душой О-Тё-сан. Он засиделся у могилы девушки, и вдруг ему показалось, будто он видит ее расплывчатый образ. С именем О-Тё-сан на устах он бросился к нему. В этот момент от шума проснулся Гисукэ, вышел из дома и обнаружил Синсаку, обнимающего могильный камень, под которым покоилась его любимая. Когда Синсаку рассказал своему другу, что ему привиделась О-Тё-сан и что он тоже собирается покончить со своей жизнью, чтобы навеки соединиться с ней, Гисукэ ответил ему так: – Синсаку, велика твоя любовь к моей бедной сестре, но лучшим доказательством твоей любви будет, если ты будешь служить ей в этом мире. Когда тебя призовут великие боги, ты встретишься с ней, но жди этого часа с надеждой и мужеством, потому что только храброе и любящее сердце достойно О-Тё-сан. Давай вместе построим храм и посвятим его моей сестре, а ты сохрани свою любовь в чистоте и не женись ни на ком. Тридцать влюбленных, которые поступили столь бесчеловечно, теперь полностью осознали то горе, причиной которого они были, и, чтобы показать свое раскаяние, тоже помогали строить храм в честь несчастной девушки, где и по сей день проводится служба в ночь на десятый день седьмой луны. Говорят, что душа О-Тё-сан появляется, когда идет дождь. Дух Великого Аваби На следующее утро после опустошительного землетрясения, разрушившего рыбацкую деревню Нанао, заметили, что примерно в двух милях от берега в результате сейсмической деятельности возникла скала, а вода в море стала мутной. Однажды вечером несколько рыбаков, проплывавших мимо этой скалы, заметили совсем рядом необычайно яркий свет, который, словно солнце, поднимался со дна моря. Рыбаки вставили весла в уключины и с изумлением наблюдали за удивительным зрелищем, но когда свет вдруг стал сопровождаться странным рокочущим звуком, то испугались нового землетрясения и поспешили как можно быстрее в Нанао. На третий день странные лучи из морской пучины стали настолько яркими, что жители деревни Нанао могли видеть их прямо с берега, а суеверные рыбаки никак не могли побороть своего страха. Только Кансукэ и его сын Матакити не побоялись и вышли рыбачить. На обратном пути, когда они добрались до нового скалистого островка и принялись вытягивать сеть, Кансукэ потерял равновесие и свалился в море. Хотя старый Кансукэ умел хорошо плавать, он камнем пошел ко дну и не смог вынырнуть на поверхность. Матакити, сочтя это странным, сам нырнул в воду и сначала почти ослеп от таинственных лучей. Когда он все же через некоторое время достиг дна, то обнаружил бесчисленных аваби (моллюск «морское ушко»), а в центре скопления моллюсков находилась раковина огромного размера. От раковин этих моллюсков и исходил тот нестерпимый свет, и хотя под водой было светло как днем, Матакити не обнаружил никаких следов своего отца. В конце концов ему пришлось вынырнуть на поверхность, и тут Матакити увидел, что бурное море разбило его лодку. Все же ему удалось уцепиться за один из обломков, и с помощью попутного ветра и течения он доплыл до берега у деревни Нанао и поведал жителям о своем необычном приключении и о гибели своего старика отца. Матакити, сильно горевавший об уходе из жизни своего отца, пошел к старому деревенскому священнику и попросил принять его в послушники, чтобы он мог лучше молиться о душе погибшего отца. Священник с готовностью согласился, и примерно три недели спустя они вдвоем сели в лодку и отправились к новому скалистому острову, где горячо молились за душу Кансукэ. В ту ночь старый священник внезапно проснулся и увидел седого старца, стоящего у его постели. Отвесив глубокий поклон, незнакомец заговорил: – Я – Дух Великого Аваби, мне более тысячи лет. Я живу в море около нового скалистого острова, и сегодня утром я услышал, как вы молились за душу Кансукэ. Увы! Добрый священник, ваши молитвы глубоко тронули меня, но, к моему стыду и горю, я должен признаться, что это я съел Кансукэ. Я велел своим товарищам покинуть это место, и, чтобы искупить свой грех, я покончу со своей жалкой жизнью, и тогда жемчужина, выросшая в моем теле, достанется Матакити. Сказав такие слова, Дух Великого Аваби внезапно исчез. Когда на следующие утро Матакити проснулся и открыл ставни, то увидал огромного аваби, которого уже встречал на дне у скалистого острова. Матакити отнес раковину старому священнику, и старик, выслушав своего послушника, рассказал о том, что ему привиделось прошлой ночью. Огромную жемчужину и раковину аваби поместили в храм, а тело моллюска с почтением предали земле. Глава 28 СУЕВЕРИЯ Японские суеверия Вопрос о японских суевериях особенно важен, потому что именно по нему можно проследить, как эволюционировали многие мифы и легенды, и в особенности фольклор. Суеверия являются тем самым сырьем, из которого складываются эти бесчисленные странные верования, постепенно формирующиеся в истории, и более подробное исследование этого предмета может показать, к примеру, как сознание крестьянина пыталось противостоять неким сверхъестественным силам или обратить их себе на пользу в повседневной жизни. О многих суевериях уже говорилось на страницах этой книги, и в этой главе мы остановимся на тех, о которых еще не было рассказано. Вряд ли нужно говорить, что эти суеверия, отобранные из широкого запаса причудливых поверий, непременно примитивны и их следует считать, за исключением, возможно, тех, что связаны с искусством классического гадания, присущими более невежественному слою населения Японии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|