Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность основных компонентов устойчивого развития регионов




 

Модель устойчивого развития, как и всякая общественная модель, представляет собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития.

В качестве ключевых компонентов регионов страны выделяются:

Социальный:

• уровень и качество жизни людей;

• безопасность жизнедеятельности;

• состояние здоровья людей;

• демографическая ситуация;

• духовное развитие личности;

• обеспечение общественного согласия в обществе;

• реализация принципа универсальности жизненных потребностей.

Экономический:

• эффективность проведения макроэкономической политики;

• состав ресурсов, экономического потенциала, их использование;

• научно-технический и инновационный потенциал;

• международное сотрудничество.

В качестве целей устойчивого развития региона при социальном и экономическом компонентах регионов страны используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения. Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них: национальный доход на душу населения; уровень потребления отдельных материальных благ; степень дифференциации доходов; продолжительность жизни; уровень физического здоровья; уровень образования; степень счастья населения.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей - становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать: привлечение новых видов бизнеса; расширение существующего бизнеса; развитие малого бизнеса; развитие центра города; развитие промышленности; развитие сферы услуг; повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей - важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды - также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.

На стадии индустриального развития в регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

На постиндустриальной стадии развития региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами - все это определяет потенциал развития постиндустриального города.

Экологический компонент:

• экологический аспект в развитии народного хозяйства;

• природные условия и экологический потенциал;

• экологическая экспертиза, образование, информационное обеспечение населения [6].

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны.

Уровень и качество жизни людей, которые определяются множеством различных показателей, которые обычно классифицируются в отдельные группы социальных нормативов. Например:

• доходы и расходы;

• социальное обеспечение;

• потребление материальных благ и платных услуг;

• жилищно-коммунальные условия жизни;

• развитие торговли, общественного питания, индустрии отдыха;

• рабочее, внерабочее и свободное время;

• организация и условия труда;

• транспорт и связь;

• состояние и охрана окружающей среды и др.

Их высокий уровень и стабильный рост составляют основное условие устойчивого развития. Практическая реализация такого требования во многом зависит от проводимой в стране и каждом регионе социальной политики. До 90-х годов (а во многом и сегодня) социальная политика представляла набор разовых, централизованно проводимых мер по повышению уровня жизни отдельных слоев населения. Практически она сводилась к одной форме: материальной поддержке населения через различные каналы - прямые и косвенные дотации на продукты питания, товары для детей и престарелых, на жилье, образование, здравоохранение, культурно-оздоровительные мероприятия. Многие социальные гарантии носили декларативный характер, а установка на всеобщность труда нередко шла вразрез с его эффективностью и потребностями. Социальные программы в основном учитывали интересы городского населения, а сельские жители ущемлялись и во многих случаях игнорировались.

Основы построения социальной политики, ее важнейшие элементы и механизмы функционирования были сориентированы преимущественно на централизованные государственные меры, устаревшие способы формирования и использования общественных фондов потребления, консервативное законодательство о труде. Удовлетворение важнейших социальных потребностей в жилье, образовании, здравоохранении, подготовке к труду исключительно за счет общественных фондов потребления не создавало условий для увеличения доходов домашних хозяйств. Это ставило государство перед необходимостью проводить политику, сдерживающую рост всех видов доходов населения. Отсюда - сохранение низкой цены труда, практика компенсации работнику через зарплату издержек только на текущие затраты (питание, одежду, обувь, жилье). В итоге снижались стимулы к высокопроизводительному труду, инициативе, предприимчивости. Низкая заработная плата делала экономически невыгодным научно-технический прогресс, замену ручного труда машинным, улучшение производственной среды.

Законодательство о труде предусматривало искусственное поддержание полной занятости и не давало материальной поддержки безработным. Уравнительное распределение и активное использование общественных фондов потребления позволяло многим работникам получать заработную плату не по результатам труда, а только за присутствие на работе. Централизованно проводимая государственная социальная политика как по характеру мер, так и по источникам финансирования, по существу, делала принцип зарабатываемости доходов и благ декларативным и лозунговым, не обеспечивающим необходимый качественный уровень общественного обслуживания в области здравоохранения, образования, дошкольного воспитания.

Такая социальная политика недостаточно учитывала конкретные интересы различных социальных групп населения - молодежи, инвалидов, детей, многодетных семей, женщин и т.д. Безадресность, бессистемность и некомплексный ее характер в совокупности с бюджетным остаточным принципом финансирования привели к целому ряду диспропорций и перекосов в социальной сфере. В целом ухудшилось материальное положение работников с фиксированным уровнем доходов - учителей, врачей, научных, инженерно-технических работников, управленческого звена, работников культуры. Возникли диспропорции между заработной платой руководителей, менеджеров и подчиненных. Длительное время не менялись должностные оклады руководителей, упал престиж высококвалифицированного труда. Заработная плата неквалифицированных работников росла быстрее, чем квалифицированных, и намного быстрее, чем высококвалифицированных. Весьма актуальным стал вопрос о пересмотре сути и механизмов социальной политики. То есть устойчивое развитие уровня и качества жизни не было достигнуто, а, скорее, наблюдался обратный процесс - их снижение.

Переход экономики страны к рыночным отношениям существенно меняет направление социальной политики. Ее главной целью становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. В основу новых подходов должен быть положен важнейший принцип «от социального иждивенчества - к социальным гарантиям», что означает, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе В социальной политике выделяется ряд приоритетных направлений. Это регулирование доходов и занятости населения, социальная защита населения, забота о его наиболее социально уязвимых слоях, развитие социальной сферы.

Важным составным элементом устойчивого развития является обеспечение населения жильем и соответствующее развитие жилищно-коммунального хозяйства. Улучшение жилищных условий граждан возможно на основе широкой поддержки активности в сфере строительства жилых домов, доступности качественного жилья всем слоям населения. Это может реализовываться за счет государственного субсидирования, льготного долгосрочного кредитования, развития правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов, направленных на привлечение средств населения, предприятий и других источников финансирования.

- Безопасность жизнедеятельности. Без обеспечения безопасности жизнедеятельности не может быть достигнуто устойчивое развитие человека, ибо это связано с возможными материальными убытками, страхом перед опасностью насилия, ограбления и лишения самой жизни. Долгое время понятие безопасности трактовалось как безопасность территории от вторжения, как защита национальных интересов посредством внешнеполитической деятельности, как глобальная безопасность от угрозы ядерного уничтожения. Данное понятие в большей мере относилось к государствам, а не к людям. Для простых жителей понятие безопасности заключается, прежде всего, в ничем не нарушенной повседневной жизни. Это означает отсутствие угрозы болезней, голода, безработицы, преступности, социальных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, политических репрессий.

Рассмотрим некоторые особенности различных групп безопасности и их влияние на устойчивость развития.

. Экономическая безопасность. Применительно к региону страны эта группа более подробно исследована ранее, но повторим, что она требует обеспечения дохода, достаточного для удовлетворения насущных потребностей, как правило, за счет производительности и хорошо оплачиваемого труда или, в качестве крайней меры, за счет какой-либо финансируемой обществом социальной поддержки. В этом смысле только около четверти населения мира может считать себя в экономической безопасности. Не решена данная проблема и в Республике Беларусь. Уровень оплаты труда многих граждан достаточно низкий, причем стабильного роста на протяжении последних лет практически не наблюдалось.

. Продовольственная безопасность. Она наступает, когда основные продукты питания доступны всем людям в любое время, как экономически, так и физически. Доступность является необходимым условием безопасности, но не решающим. Проблемой часто является плохая система распределения продовольствия и недостаточная покупательная способность населения.

. Безопасность для здоровья. В развивающихся странах основными причинами смерти являются инфекционные и паразитарные заболевания. Большая часть смертей связана с плохим питанием и нездоровой средой, в частности, с грязной водой. В промышленно развитых странах главными убийцами являются болезни системы кровообращения, онкологические заболевания. Последние во многих случаях связаны с экологическими причинами. Как в развитых, так и в развивающихся странах угроза здоровью обычно более высока среди самого бедного населения, преимущественно сельского, и особенно среди детей. Принятие мер по повышению уровня жизни, исключению инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшению окружающей среды является важным условием роста устойчивости развития населения.

. Экологическая безопасность. Экологическая угроза является сочетанием разрушения локальных экосистем и глобальной экосистемы. Из локальных проблем наиболее актуальны следующие:

• доступность и обеспеченность чистой водой;

• давление человека на земельные ресурсы (сокращение площади лесов, пастбищ, наступление пустынь, засоление орошаемых площадей и др.);

• большое загрязнение воздуха, как правило, в крупных городах;

• техногенные происшествия и катастрофы (Чернобыль и др.);

• освоение не вполне пригодных для проживания территорий, связанное с ростом численности населения.

. Личная безопасность. Жизнь человека все больше и больше подвергается угрозе внезапного, непредсказуемого насилия.

. Общинная безопасность. Большинство людей считают себя защищенными благодаря принадлежности к некой общности - семье, общине, организации, расовой или этнической группе. Например, развитая семейная система обеспечивает поддержку наиболее слабым ее членам, многие племенные сообщества также заботятся о своих людях. Однако традиционные сообщества могут в равной мере сохранять деспотические обычаи, крайне жестокое обращение с женщинами. Около 40% государств мира многонациональные. В ряде из них возникают конфликты между этническими группами, которые часто приводят к тяжелым последствиям (Югославия, Таджикистан и др.).

. Политическая безопасность. Одним из наиболее важных аспектов безопасности людей является возможность жить в обществе, которое признает основные права человека. В этом направлении достигнут определенный прогресс, однако предстоит еще очень многое сделать. Во многих странах мира осуществляются политические преследования, систематические пытки, жестокое обращение, происходит исчезновение людей.

Другие социальные компоненты устойчивого развития регионов. К ним относятся:

• состояние здоровья людей;

• демографическая ситуация;

• духовное развитие личности;

• обеспечение общественного согласия;

• реализация принципа универсальности житейских потребностей [6].

Устойчивость человеческого развития предполагает высокий уровень его духовности, прежде всего, высокую образованность, культуру, которые определяют степень профессиональной грамотности, осознанные созидательные инновационные поведение и действия, бережное отношение к природе, средствам и предметам труда, активную общественную позицию по отношению к судьбе государства, экономики, экологии.

Основополагающую роль в этом играет образование. От общего уровня образованности населения зависит социально-экономическое и духовное развитие общества, политическая и нравственно-психологическая атмосфера в стране.

При обеспечении общественного согласия речь идет об устремлении подавляющей части населения страны на решение единых общегосударственных социально-экономических целей, поддержку политики, проводимой органами власти; отсутствии антагонистических, тем более военных, конфликтов; полном соблюдении прав человека; наличии добрососедских и эффективных связей с другими странами, и прежде всего со странами-соседями; обеспечении безопасности личности.

Наличие такой обстановки - основное условие успешного экономического, политического и духовного развития любого региона. При ее отсутствии, как правило, замедляется, прекращается рост или вообще снижаются уровень и качество жизни населения, возможны социальные беспорядки, рост преступности, другие негативные явления для большинства жителей.

Вывод: Регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией. Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Поэтому при управлении регионами необходимо соблюдение принципов устойчивого развития.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...