Основные направления региональной политики по обеспечению устойчивого развития регионов в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Для достижения устойчивого развития регионов в Республике Беларусь необходимо предстоит создать условия, позволяющие экономически активной части населения зарабатывать средства. В этих целях необходимо: • существенно повысить удельный вес заработной платы в себестоимости продукции и величине ВВП; • создать систему социальных гарантий работникам в области оплаты труда исходя из минимального потребительского бюджета; • восстановить роль оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; • совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях путем заключения тарифных соглашений и коллективных договоров, увязывая уровень оплаты труда с показателями эффективности; • содействовать росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности и др. Следует провести кардинальную перестройку политики социальной защиты граждан, то есть избавиться от субсидиарных тенденций, определить приоритетные меры в ключевых областях, ликвидировать наиболее явные проблемы, унаследованные от прошлого: • отменить субсидирование нерентабельных предприятий; • укрепить систему услуг для матери и ребенка; • сохранить высокий уровень и бесплатный доступ к общему образованию; • разработать и реализовать программы оказания помощи беднейшим слоям населения путем создания системы центров социальной помощи, льготных столовых, бань, расширения благотворительной деятельности и т.д.; • четко определить круг лиц, нуждающихся в социальной защите; • изменить размер и порядок предоставления пособий по безработице и др.
В целом необходимо осуществить переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения при сохранении государственных минимальных, социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания. В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров предстоит: • обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; • осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен; разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; • содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при обеспечении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов; • упразднить ограничения на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующие установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществлять регулирование максимального размера пенсии путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы; • создать правовую базу развития негосударственных пенсионных фондов. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. Развитые системы социального страхования будут способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся благодаря перераспределению доходов, стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.
Реализация целей устойчивого развития предполагает осуществление эффективных мер по поддержке семей, воспитывающих детей, а также молодежи в подготовке к полноценному вхождению в трудовую деятельность, росте их материального благосостояния. Не менее важной является задача преодоления бедности значительной части населения страны. В соответствии с принятыми нормативными актами в стране к числу бедных относится население, которое имеет совокупный душевой доход около 60% и ниже от минимального потребительского бюджета. Наилучшим и самым эффективным инструментом против бедности является политика, направленная на повышение доходов. Но при этом она должна быть следствием экономического роста, повышения эффективности производства, а не результатом перераспределения. Основные направления преодоления бедности могут включать: • содействие росту занятости и создание условий для трудовой деятельности; • предоставление всем трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня дохода через заработную плату; • проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, уход на пенсию и т.д.) через систему гибких программ; • обеспечение социальной защиты малообеспеченных. Необходимо также осуществить кардинальные изменения на рынке труда. В настоящее время в республике формируется смешанный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы образования и определения стоимости рабочей силы, наличие безработицы. К характерным чертам такого рынка относятся: • низкая стоимость рабочей силы, что является следствием парадигмы полной занятости как социального приоритета; • отсутствие свободного перемещения работающих граждан по территории страны, в основном ввиду наличия паспортной прописки по месту жительства и отсутствия рынка жилья; • преобладание принципов социальной поддержки и социальной защиты без критического отношения к собственной конкурентоспособности и возможностям общества поддерживать жизнеспособные экономические структуры;
• наличие скрытой безработицы и скрытой занятости; • ограниченные возможности для задействования внешнего рынка труда, и прежде всего в отношении государств с высоким уровнем оплаты труда. Для удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи следует обеспечить стабильное финансирование отрасли, увеличив ассигнования из государственного бюджета путем внедрения нормативного метода (в расчете на одного жителя). Одной из важнейших задач в деятельности системы здравоохранения должно быть приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи. В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения необходимо: • совершенствование нормативной базы оценки качества окружающей среды и гигиенических требований к ней; • развитие системы мониторинга стандартов качества окружающей среды и состояния здоровья населения; • совершенствование санитарного и экологического законодательства и выработка эффективных экономических и финансовых механизмов его реализации; • обеспечение особого внимания и создание специальных программ для оздоровления населения, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы; • организация мероприятий по санитарной охране территории регионов от занесения и распространения инфекционных заболеваний; • разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни; • развитие служб гигиены окружающей среды. Процесс реформирования здравоохранения с целью достижения устойчивости развития не может быть кратковременным. В рамках его осуществления важно избежать опасности уничтожения достижений старой системы здравоохранения, таких, как свободный доступ к медицинской помощи, широкий охват населения диспансеризацией, статистический учет заболеваемости, работа санитарно-эпидемиологической службы. Важнейшей задачей устойчивого человеческого развития является улучшение социально-экономических и экологических условий в населенных пунктах и создание благоприятных условий жизнедеятельности для городских и сельских жителей с учетом охраны и бережного использования природного окружения, культурно-исторического наследия.
При определении круга, масштабов и сроков реализации направлений по выполнению задач устойчивого развития необходимо обеспечить: развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования; расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий; обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем; проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей [16]. К региональным мероприятиям, которые в ближайшем будущем будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки регионов, относятся предложения и программы, нацеленные на: стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах; обеспечение рационального природопользования и охрану природы; улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи; повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения; сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма; создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах; совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры; развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения. Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий могут быть рекомендованы: местным органам управления:
· непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере; · включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования. общественным организациям: · осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения; · консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости; · укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере; · выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости; · активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона. Региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей. В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются: · комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень; · оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции. · разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения; · усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов; · содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней; · широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения. Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории [13, с. 86]. Вывод: Главной целью обеспечения устойчивого развития в регионах должно стать повышение качества жизни. Это определено тем, что в центре региональной и государственной политики (как сферы человеческой деятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Понимая человека как существо, наделенное духовностью, качество его жизни определяется материально (качество питания, жилья, здравоохранения и т.д.) и духовностью (познаниями, нравственными и эстетическими принципами). На региональном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.
Заключение
Исходя из написанной курсовой работы можно сделать следующие выводы: . Главной особенностью в построении государственной региональной политики по обеспечению устойчивого развития является представление региона одновременно в виде простой и сложной системы (уровни федерации и региона). Это позволяет проводить политику, учитывающую интересы как столицы, так и регионов; описывать объекты управления; конкретизировать главную и частные цели, определяя при этом механизмы финансовой, правовой и кадровой поддержки; определить роли основных групп населения и в итоге повышать качество управления регионами, исключая при этом тенденции к сепаратизму. . В экономике Республики Беларусь образовался комплекс проблем, связанных с нарастанием ограничений экономического развития по труду и капиталу. В условиях нарастания демографических проблем и ограничений по труду естественным путем сохранения высоких темпов экономического развития является повышение производительности труда. Решение данной задачи так же связано с увеличением инвестиционной активности. Для того, чтобы избежать снижения темпов экономического роста необходима разработка стратегии развития отраслей в регионах. Складывающаяся политико-экономическая ситуация в регионах создает противоречие между ожиданиями общества, что все большая часть его ресурсов будет направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью государства выделять необходимые для этого средства. . В качестве важнейших мер по обеспечению устойчивого развития в регионах Республики Беларуси рассматриваются: · внедрение комплекса мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень; · оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции. · разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения; · усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов; · широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|