Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления региональной политики по обеспечению устойчивого развития регионов в Республике Беларусь




 

Для достижения устойчивого развития регионов в Республике Беларусь необходимо предстоит создать условия, позволяющие экономически активной части населения зарабатывать средства.

В этих целях необходимо:

• существенно повысить удельный вес заработной платы в себестоимости продукции и величине ВВП;

• создать систему социальных гарантий работникам в области оплаты труда исходя из минимального потребительского бюджета;

• восстановить роль оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях путем заключения тарифных соглашений и коллективных договоров, увязывая уровень оплаты труда с показателями эффективности;

• содействовать росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности и др.

Следует провести кардинальную перестройку политики социальной защиты граждан, то есть избавиться от субсидиарных тенденций, определить приоритетные меры в ключевых областях, ликвидировать наиболее явные проблемы, унаследованные от прошлого:

• отменить субсидирование нерентабельных предприятий;

• укрепить систему услуг для матери и ребенка;

• сохранить высокий уровень и бесплатный доступ к общему образованию;

• разработать и реализовать программы оказания помощи беднейшим слоям населения путем создания системы центров социальной помощи, льготных столовых, бань, расширения благотворительной деятельности и т.д.;

• четко определить круг лиц, нуждающихся в социальной защите;

• изменить размер и порядок предоставления пособий по безработице и др.

В целом необходимо осуществить переход от социальной поддержки наиболее уязвимых слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения при сохранении государственных минимальных, социальных стандартов, обеспечивающих реализацию конституционных гарантий в области оплаты труда, образования, здравоохранения, культуры, социального и жилищно-коммунального обслуживания.

В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров предстоит:

• обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;

• осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен;

разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;

• содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателей и самих работников при обеспечении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов;

• упразднить ограничения на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующие установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществлять регулирование максимального размера пенсии путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы;

• создать правовую базу развития негосударственных пенсионных фондов.

Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. Развитые системы социального страхования будут способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся благодаря перераспределению доходов, стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

Реализация целей устойчивого развития предполагает осуществление эффективных мер по поддержке семей, воспитывающих детей, а также молодежи в подготовке к полноценному вхождению в трудовую деятельность, росте их материального благосостояния. Не менее важной является задача преодоления бедности значительной части населения страны. В соответствии с принятыми нормативными актами в стране к числу бедных относится население, которое имеет совокупный душевой доход около 60% и ниже от минимального потребительского бюджета. Наилучшим и самым эффективным инструментом против бедности является политика, направленная на повышение доходов. Но при этом она должна быть следствием экономического роста, повышения эффективности производства, а не результатом перераспределения.

Основные направления преодоления бедности могут включать:

• содействие росту занятости и создание условий для трудовой деятельности;

• предоставление всем трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня дохода через заработную плату;

• проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезнь, инвалидность, потеря кормильца, уход на пенсию и т.д.) через систему гибких программ;

• обеспечение социальной защиты малообеспеченных.

Необходимо также осуществить кардинальные изменения на рынке труда. В настоящее время в республике формируется смешанный рынок труда, включающий как старые, так и новые механизмы образования и определения стоимости рабочей силы, наличие безработицы. К характерным чертам такого рынка относятся:

• низкая стоимость рабочей силы, что является следствием парадигмы полной занятости как социального приоритета;

• отсутствие свободного перемещения работающих граждан по территории страны, в основном ввиду наличия паспортной прописки по месту жительства и отсутствия рынка жилья;

• преобладание принципов социальной поддержки и социальной защиты без критического отношения к собственной конкурентоспособности и возможностям общества поддерживать жизнеспособные экономические структуры;

• наличие скрытой безработицы и скрытой занятости;

• ограниченные возможности для задействования внешнего рынка труда, и прежде всего в отношении государств с высоким уровнем оплаты труда.

Для удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи следует обеспечить стабильное финансирование отрасли, увеличив ассигнования из государственного бюджета путем внедрения нормативного метода (в расчете на одного жителя).

Одной из важнейших задач в деятельности системы здравоохранения должно быть приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи. В области санитарно-эпидемиологического благополучия населения необходимо:

• совершенствование нормативной базы оценки качества окружающей среды и гигиенических требований к ней;

• развитие системы мониторинга стандартов качества окружающей среды и состояния здоровья населения;

• совершенствование санитарного и экологического законодательства и выработка эффективных экономических и финансовых механизмов его реализации;

• обеспечение особого внимания и создание специальных программ для оздоровления населения, пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы;

• организация мероприятий по санитарной охране территории регионов от занесения и распространения инфекционных заболеваний;

• разработка и реализация эффективных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни;

• развитие служб гигиены окружающей среды.

Процесс реформирования здравоохранения с целью достижения устойчивости развития не может быть кратковременным. В рамках его осуществления важно избежать опасности уничтожения достижений старой системы здравоохранения, таких, как свободный доступ к медицинской помощи, широкий охват населения диспансеризацией, статистический учет заболеваемости, работа санитарно-эпидемиологической службы.

Важнейшей задачей устойчивого человеческого развития является улучшение социально-экономических и экологических условий в населенных пунктах и создание благоприятных условий жизнедеятельности для городских и сельских жителей с учетом охраны и бережного использования природного окружения, культурно-исторического наследия.

При определении круга, масштабов и сроков реализации направлений по выполнению задач устойчивого развития необходимо обеспечить:

развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования;

расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий;

обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем;

проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей [16].

К региональным мероприятиям, которые в ближайшем будущем будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки регионов, относятся предложения и программы, нацеленные на:

стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

обеспечение рационального природопользования и охрану природы;

улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи;

повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения;

сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма;

создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах;

совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры;
обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам;
совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах;

развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий могут быть рекомендованы:

местным органам управления:

·   непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере;

·   включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования.

общественным организациям:

·   осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения;

·   консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости;

·   укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере;

·   выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости;

·   активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона.

Региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей.
 Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий.

В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются:

· комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов;

· содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения.

Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории [13, с. 86].

Вывод: Главной целью обеспечения устойчивого развития в регионах должно стать повышение качества жизни. Это определено тем, что в центре региональной и государственной политики (как сферы человеческой деятельности, связанной с отношениями между людьми) находится человек. Понимая человека как существо, наделенное духовностью, качество его жизни определяется материально (качество питания, жилья, здравоохранения и т.д.) и духовностью (познаниями, нравственными и эстетическими принципами). На региональном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.

 


Заключение

 

Исходя из написанной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. Главной особенностью в построении государственной региональной политики по обеспечению устойчивого развития является представление региона одновременно в виде простой и сложной системы (уровни федерации и региона). Это позволяет проводить политику, учитывающую интересы как столицы, так и регионов; описывать объекты управления; конкретизировать главную и частные цели, определяя при этом механизмы финансовой, правовой и кадровой поддержки; определить роли основных групп населения и в итоге повышать качество управления регионами, исключая при этом тенденции к сепаратизму.

. В экономике Республики Беларусь образовался комплекс проблем, связанных с нарастанием ограничений экономического развития по труду и капиталу. В условиях нарастания демографических проблем и ограничений по труду естественным путем сохранения высоких темпов экономического развития является повышение производительности труда. Решение данной задачи так же связано с увеличением инвестиционной активности. Для того, чтобы избежать снижения темпов экономического роста необходима разработка стратегии развития отраслей в регионах. Складывающаяся политико-экономическая ситуация в регионах создает противоречие между ожиданиями общества, что все большая часть его ресурсов будет направляться на приоритетные для него потребности, такие как социальная сфера и социальная защита, и готовностью государства выделять необходимые для этого средства.

. В качестве важнейших мер по обеспечению устойчивого развития в регионах Республики Беларуси рассматриваются:

· внедрение комплекса мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

· оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

· разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

· усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых экологических налогов и штрафов;

· широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций и др.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...