Схема 12. Синергетическая идея нелинейного характера развития
Сложных систем Ветвь приматов давшая начало человеку и место на ней проконсула. Время расхождения групп и видов (в месте ветвлений) дано на шкале слева гоминид вымирали, не находя выхода к новому способу организации своего бытия — такому внебиологическому и более сложному, чем биогенетический, способу, который позволил бы людям противостоять природе и подчинять ее потребностям своего существования. И лишь единожды этим странным существам повезло — счастливое стечение целого пучка обстоятельств открыло перед ними спасительный путь создания искусственных органов, способных преодолеть природную слабость естественных органов, благодаря многократному умножению физической силы руки, формировавшейся интеллектуальной силе мозга и коммуникативной энергии средств общения при одновременном «изобретении» искусственного способа передачи из поколения в поколение поведенческих программ, компенсирующего утрату генетически инстинктивного способа их кодирования и трансляции. В этом бифуркационном — точнее, полифуркационном — хаосе, порожденном кризисом биологической формы жизни в резко изменившихся климатических и природных условиях Центральной Африки, перспективной оказалась такая траектория выхода из хаоса, которую аттрактор грядущей социокультурной организации бытия Homo sapiens вел к формированию нового, внеприродного типа самоорганизации бытия живых существ — оттого вымирали те популяции гоминид, которые не находили этого пути (по представлениям многих ученых, хотя и необщепризнанным, это относится к неандертальцам, да и к «снежному человеку», если он действительно существует, что теоретически допустимо — известный
датский этнограф Й. Бьерре писал, ссылаясь и на мнение его русского коллеги В. Коровикова, что «..возможно, некоторые из таких наших предков и сейчас живут где-нибудь на земле», называя, в частности, «снежного человека», который остается своего рода животным, обезьяноподобным существом, сделавшим первые шаги в поисках внебиологического, культурного способа существования, но на этом и остановившимся, не обретя обеспечившую бытию кроманьонцев возможность все более быстрого и ничем, в принципе, не ограниченного саморазвития. Нельзя не согласиться с лауреатом Нобелевской премии биологом Дж. Экклесом, что «..история эволюции гоминид, превратившихся в Homo sapiens sapiens, — это самая чудесная история изо всех нам известных». Поистине чудодейственной силой, открывшей перед предком человека возможность его Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 51 «очеловечивания», — не зря мифологическое сознание во всех своих формах и на всех этапах своего развития приписывало ее богам! — стала культура. Однако человеческий язык бывал мудрее и трезвее общественного сознания — об этом говорит, в частности, то, что первоначальное значение слова «культура» у древних римлян — «искусственное», в понятийной оппозиции «культура — натура», то есть «сотворенное человеком — естественное» (в русском языке понятие «природа» равнозначно «натуре» и «естеству». Замечу также, что указанная П. Флоренским этимология понятия «культура», будто бы производного от слова «культ», не соответствует действительности и порождена лишь желанием религиозного мыслителя найти аргумент для доказательства изначальности религии; этимология слова «культура» — увы! — весьма прозаична: оно обозначало «искусственные злаки», отличая их тем самым от «естественных» — дикорастущих, сотворенных природой:
так Катон Старший назвал свой агрономический трактат «De agri cultura»; в этом смысле агрономическая наука и поныне говорит о «сельскохозяйственных культурах», а понятие «культ», обозначающее сотворенную людьми, неизвестную природе систему обрядов, стало производно-метафорическим, обозначая конкретную форму бытия культуры.) Какова же «системно-синергетическая логика» рождения этой новой, сверхприродной, формы бытия? Показывая односторонность традиционного в марксизме суждения: «Труд создал человека», В. Дольник выделил семь аспектов «комплекса благоприятных условий», в котором орудийная деятельность лишь занимает «определенное место» — таковы географические условия, социальные (в смысле «жизни в сложно построенной группе»), условия питания, способы «взаимной сигнализации», медленный рост детенышей, делающий возможным их длительное обучение, «наконец, наличие достаточного досуга для игр, исследовательской деятельности, наблюдений и размышлений». К сожалению, этолог не доказал необходимости и достаточности этого набора эмпирически выявленных условий рассматриваемого процесса и не поставил вопроса о наличии объединяющего их системообразующего свойства. Между тем сама логика его анализа к этому подводила — «на примере многих видов животных видно, — отмечал он, защищая и развивая учение Ч. Дарвина, — в каких случаях естественный отбор происходит в направлении увеличения мозга и повышения интеллектуальности животных»; но очевидно ведь, что этот процесс должен был иметь еще большую силу применительно к развитию человека, исторический ход превращения которого из его животного предка в радикально от него отличное существо был опосредован во всех направлениях его социокультурной деятельности именно «повышением интеллектуальности» его мозга, что, в свою очередь, порождалось нуждами его практической жизни; в конечном счете, Линнеево определение человека как существа «разумного» — как Homo sapiens'a — зафиксировала это его уникальное качество, обеспечивавшее не только выживание тех, кто им обладал, но и все убыстрявшееся развитие человеческого рода благодаря совершенствованию способов его
существования. Мы располагаем ничтожно малым числом свидетельств об этом процессе, который можно назвать «предысторией культуры», и все же его основные линии можно реконструировать, исходя из того, что этология, зоопсихология и зоосемиотика дают нам достаточно полное знание того, что находится «на входе» этого «черного ящика», говоря образами кибернетики, то есть знание организации жизни животных, и что оказалось на «выходе» из этого таинственного «ящика» — хорошо известного нам развитого состояния культуры первобытного общества. В ней мы можем найти тот аттрактор, который определил успех процесса перехода от натуры к культуре: им стала облавная охота на крупного зверя, поскольку именно она потребовала от людей тех качеств, которые не были даны им генетически, — применения искусственных орудий и «технологий» (дубин, факелов, ям-ловушек, загонов) и коллективных согласованных действий -— ведь только коллектив охотников мог противостоять силе мамонта, бизона или медведя; но для всего этого нужна была неизвестная животному миру способность психики — попросту говоря, смекалка, — т. е. творческая способность проектировать результаты и способы данных неинстинктивных действий. Выживали те группы предлюдей, которые не ограничивались удовлетворением сиюминутных потребностей средствами собирательства и несложной охоты на мелких животных и шли по наиболее трудному пути активизации потенциальной энергии психики — опирающегося на познающее реальность мышление творческого воображения. Согласно теории «функциональной системы» П. К. Анохина общий закон такого класса систем: «функция определяет структуру». В рассматриваемой нами ситуации это означает, что потребность в выживании определила отвечавшие критерию необходимости и достаточности две взаимосвязанные функции формировавшегося способа культурного существования этих очеловечивавшихся животных — их бытия в пространстве и во времени:
речь идет о функции обеспечения средств их существования в каждый момент времени и о Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 52 функции передачи накапливаемого опыта каждому новому поколению. Достижение этих целей было обусловлено радикальным изменением анатомо-физиологических структур предлюдей, опять-таки в соответствии с необходимостью и достаточностью условий решения данных задач, на обоих уровнях их бытия: физическом и психическом, — то есть изменением строения их тела и строения их мозга. Рассмотрим же более внимательно этот уникальный процесс превращения биологической формы существования в неизвестный природе, творившийся самими людьми (разумеется, бессознательно) способ их культурного бытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|