Три пути движения от материальной культуры к духовной
Предваряя детальный анализ обусловленности различия структур духовной жизни, «менталитета», как принято сейчас говорить, этих народов от характера их материальной практики, обращу внимание только на одну — но одну из самых существенных, корневых! — плоскость этих различий — на отношение данных культур к пространству и к времени. Историки многократно отмечали порождение земледельческим образом жизни циклического понимания времени, поскольку именно таков ритм сезонного умирания и возрождения растительности; идея умирающего и воскресающего бога типа Осириса и его «близнецов» Аттиса, Адониса, Таммуза была отражением закона жизни растительности. Однако к этому наблюдению следует добавить, что подобное восприятие времени лишало его основополагающего значения в человеческой жизни, ибо если, как будет сказано в отрефлектировавшей эту ситуацию Библии: «Все возвращается на круги своя», то практика человеческой жизни оказывается в малой степени зависящей от времени — каждый момент Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 88 нашего бытия необратим и потому обладает особой ценностью, ценностью неповторимого. Тем очевиднее это в сопоставлении с ценностью пространства — она определяется тем, что площадь обрабатываемых земель обусловливает объем выращиваемых на ней злаков. Иначе говоря, человек является «собственником пространства», но всецело зависит от течения времени. И если пространство симметрично по отношению к нему «правые - левые», «верх - низ», то время асимметрично, будущее превращается в настоящее, а настоящее — в прошлое, и
этот объективный ход времени вне власти человека; однако вера в вечную загробную жизнь, воплощаемая в заупокойном культе, минимизирует ценность быстротечной земной жизни. В жизни скотоводов пространство играет еще большую роль, поскольку кочевое бытие и порождаемые им непрерывные кровавые столкновения с земледельцами, горожанами и другими кочевниками делают особенно значимой в этой культуре уже не статику ограниченного, освоенного земледелием пространства, а динамику передвижения в безграничном пространстве гор, степей, рек и моря; время же еще меньше значит для кочевников-воинов, чем для оседлых земледельцев, образ жизни которых существенно зависит от времени года, от смены погоды, от дня и ночи. Принципиально иная ситуация складывается в жизни ремесленника: пространство не играет в ней практически никакой роли, и его восприятие не выходит за пределы пластики человеческого тела; его масштабу и пропорциям подчинено архитектурное пространство каждого здания и города в целом, в противоположность их соотношению в культуре Востока. Что же касается времени, то оно оказывается в Греции мерой необратимых изменений в ходе производственной деятельности человека, хроноструктурой человеческого творчества; поэтому его циклическая трактовка уступает здесь место его линейному пониманию как структуры процесса развития — это выразилось уже в наивно-мифологическом образе Кроноса, пожирающего своих детей. Закономерно поэтому, что именно в греческом полисе родилась ставшая аксиоматической в европейской цивилизации формула великого философа: «Панта реи», — то есть «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту оке реку, потому что вода уже не та, и ты уже не тот». (Вот почему я не могу согласиться с 3. В. Удальцовой, которая в только что цитированной прекрасной книге о византийской культуре
объясняет смену циклического понимания времени линейным, апеллируя к христианской идее движения человечества от акта божественного творения «и вперед, фактически до бесконечности»; но ведь с одной стороны, христианская мифология признает не бесконечный, а конечный — до «страшного суда» — ход истории, а с другой — приведенный тезис Гераклита говорит о преодолении циклического понимания времени в самой античной культуре.) Хотя вытеснение временем пространства с его позиции доминанты мироощущения, а затем и рождавшееся линейное понимание времени потребовали изобретения более точного способа его измерения, чем архаические солнечные, водяные и песочные часы, — способа, подобного по точности и мере расчленения изобретенному на Востоке математическому методу измерения земельного пространства, — уровень научно-технической мысли еще не позволил решить эту задачу, при том, что греки усовершенствовали заимствованные у вавилонян солнечные часы. История культуры отложила это решение до позднего Средневековья, когда возникли условия, аналогичные тем, что складывались в древнегреческом полисе, но появилась техническая возможность измерения времени с точностью, близкой к точности измерения пространства. Радикальное изменение соотношения пространства и времени в системе ценностей сказалось на духовной сфере уже в античности: оно вело к формированию нового строя психологии, новой проблематики философии — вспомним, хотя бы апории Зенона! — новой структуры художественного освоения мира — выходу на авансцену культуры временных искусств (поэзии, театра, музыки), а в самих пространственных искусствах — в вазописи и скульптуре — к введению развернутых сюжетов, изображающих такие моменты процесса, по которым, как объяснит в свое время Г.-Э. Лессинг в «Лаокооне», можно представить себе все его течение во времени (в отличие, замечу сразу, от древневосточного способа изображения выключенных из тока времени, застывших, словно безжизненных, высокородных персонажей). Мы увидим в дальнейшем, что именно такое пренебрежение к времени будет не только унаследовано живописью и поэзией Востока, став одной из черт его традиционного искусства,
но окажется формообразующим принципом и европейского искусства средних веков, отвергнувшего устремления античности и вновь обратившегося, при всех его особенностях, к художественному постижению вневременного, вечного, следовательно, потустороннего, тогда как Новое время в Европе продолжит прерванные Средневековьем усилия художественного сознания античности постичь течение времени — вначале Возрождения в единстве с выявлением ценности зримого пространства Природы, а затем в пренебрежении к нему и уже в XX веке попытке В. Кандинского и его последователей превратить саму живопись в «музыку цвета», скульптуру — в движущиеся «мобили» А. Колдера, а литературу — в подобное Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+ (2)320 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 89 музыкальному воспроизведение «потоков сознания». Это кажущееся отвлечение от непосредственного предмета рассмотрения в данной лекции оправдано тем, что оно помогает преодолеть распространенное заблуждение, будто различия культур, ментальностей, психологии людей Запада и Востока имеют этническую, биофизиологическую природу, тогда как суть этих различий историко-культурная, что и демонстрирует, в частности, нелинейное развитие человечества по выходе из первобытного состояния. Синергетически описываемое явление бифуркации выступило здесь в более сложном виде полифуркации, подобно положению нашего былинного «витязя на распутье» на развилке трех дорог и испытавшего все три. * * * Дабы результаты обосновываемого мной понимания закономерности развития мировой культуры на первых его этапах были доста- точно наглядны, я представляю их в схеме 15 (она, как и все предыдущие, воспроизводит без принципиальных изменений те, что были опубликованы в моей «Философии культуры»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|