Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение всеединства в России: представители и направления.

(Словарь русской философии).

Всеединство - философская категория, выражающая органическое единство универсального мирового бытия. Взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности. Всеединство было представлено в различных философских течениях (наиболее значительные из них неоплатонизм, христианских платонизм, всякого рода пантеистические и панентеистические, религиозно-мистические доктрины), многие из которых в той или иной мере были восприняты и русской философской мыслью.

Начало философии всеединства - учение В.С. Соловьева (к этому течению принадлежат системы, созданные Флоренским, Франком, Карсавиным, Н.О. Лосским, Булгаковым). Ее идейными предшественниками являются Киреевский и Хомяков, выдвинувшие учение о соборности (человека и церкви) и идею "живознания" как основного средства познания всеединства.

Системы всеединства, разработанные в русской философии, принадлежат к 4 типам: софиологическому, монодуалистическому (или панентеистическому), моноплюралистическому и философскому символизму.

1) Софиологический тип. Соловьев стремился построить философию как систему положительных начал путем переосмысления начал отвлеченных, их органического синтеза с интуициями и идеями, схватывающими мир в его целостности и человеческой значимостью, прежде всего, с религиозным опытом и верой. В сфере онтологии важнейшим из таких начал является положительное единство - свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия как Божественных первообразов и искомого состояния мира. В основе всего сущего лежит Абсолютно-сущее, Сверхсущее, Бог; всякая действительность сводится к безусловной действительности, к Абсолюту, но Абсолютное не отделено от мира: оно есть единое и в то же время в нем заключено все. В этом плане Абсолют (первое Абсолютное) и Космос (второе Абсолютное) соотносительны друг другу, т.е. единосущностны, и в то же время нетождественны, поскольку первое Абсолютное есть актуально сущее, а второе - становящееся. Первое открывается непосредственно в своей действительности, а второе, как единство многообразного, не может быть дано непосредственно и должно быть раскрыто на путях рациональной дедукции (дедукция: 1) осознание того, что Абсолютно-сущее нуждается в идеальной действительности; 2) переход от многообразия идеальных форм к многообразию реально существующего бытия). Единство природного бытия реализуется через деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые занимает посредствующее место между множеством реально существующих природных предметов и безусловным единством Божества. Интегративным началом природного бытия выступает, прежде всего, Мировая душа как живое средоточие всех тварей, но, оставаясь свободной, она может превратить раздвоение в Абсолюте в дуалистическое противопоставление мира Абсолюту. С появлением человека над космическим процессом, происходившим в мире, возвышается процесс исторический, движимый все той же Мировой душой, но теперь именуемой уже Софией, которая как род всеединства в Боге восстанавливает единство мирового бытия, разрушенное по воле Мировой души, вновь соединяя ее с Божеством. Соединение Мировой души с Божественным Логосом осуществляется в человеке и достигается в ходе его длительного и сложного становления в качестве подлинно духовного и нравственного существа, укорененного в Боге. Так возникает собственно исторический процесс, внутри которого происходит боговоплощение. Поскольку человеческое бытие включает социальное бытие во всех разнообразных его модификациях, в каждой из них всеединство как основной онтологический принцип приобретает свою специфику. В нравственной области положительное всеединство есть абсолютное благо, в познавательной - абсолютная истина, а в сфере материального бытия - абсолютная красота.

Основные черты концепции Соловьева: 1) постулирование некоторого третьего рода бытия - Софийного бытия, отличного как от божественного, так и от природного, и выполняющего функцию связующего звена между ними, носителя всеединства; 2) попытка совместить представления об изначальной софийности мира с ущербностью реально существующих предметов.

В отличие от Соловьева Флоренский обосновывает единство всей твари в Боге как восхождение от твари к Абсолюту (у Соловьева наоборот). Тварное бытие - это не эманация Божества, а самостоятельное творение Божие. Идеальную сферу природной твари, мистическую основу Космоса составляет София (София - существенный структурный компонент Абсолютного, божественного бытия). В качестве внутреннего принципа всеединства, как сила созидающая и скрепляющая его (слияние Абсолютного и Космоса), выступает Любовь.

 

2) Панентеистический тип. Отказ от введения третьего софийного бытия в качестве посредника, связующего божественные и природные миры, и усмотрение всеединства во внутренней сущности последних. Панентеизм исходит из признания сущностного единства Бога и природы, но в отличие от пантеизма не растворяет Бога в природе, а видит в нем высшее выражение личностного начала в бытии, дополняя безличностную онтологию пантеизма личностной онтологией христианства. В. Карсавин: центральное место принадлежит понятию "стяженного бытия" (заимствованного у Кузанского), посредством которого описывается диалектика взаимосвязей целого и его частей. В соответствии с этой идеей, целое, хотя и в "умаленном", "свернутом" виде, присутствует в своих частях, а любая часть - во всех других частях целого.

Отличительной особенностью концепции Франка является гносеологический подход к проблеме. Выделяемые Франком при описании всеединства такие сущностные его определенности, как металогическое, непостижимое, сверхрациональное, носит отчетливо выраженный гносеологический характер, а сама конкретная модель всеединства возникает из анализа природы знания. Два типа знания и, соответственно, типа бытия: 1) отвлеченное логическое знание, выражаемое в суждениях и понятиях, которому в онтологическом плане соответствует предметная действительность; 2) живое интуитивное знание (реальность включает все, что представлено в опыте помимо и сверх предметного бытия).

3) Моноплюралистический тип. (Н.О. Лосский). Пытается совместить представления о множественности субстанциальных (самодостаточных и суверенных) начал бытия, с их принадлежностью некоторому Абсолютному бытию, в котором они, однако, не теряют своей нерастворимой и непреходящей самобытности и индивидуальности (влияние "Монадологии" Лейбница).

4) Философский символизм (поздние труды Флоренского, ранние - Лосева). Попытка синтезировать христианскую онтологию с символистской картиной реальности. При этом исходная идея символизма - все чувственно-материальное проникнуто смыслом, а смысл для своего выражения и воплощения нуждается в чувсвенно-телесной материальной форме - истолковывается в духе религиозного мировосприятия, т.е. смысл понимается как сгусток и частица божественного Логоса, Святого Духа. Соответственно реальность изображается как совокупность символов разных порядков, на вершине и в основании которой находится Бог (сам символом не являющийся), порождающий и вмещающий в себя смысловую сторону всех символов, которые различаются между собой по степени их насыщенности смыслом и проявленности этого смысла в их чувственно-телесной оболочке. Единство всего существующего, т.о. усматривается в его осмысленности, одухотворенности, т.е. причастности Богу энергийной стороной своего бытия, как порождения и носителя божественных энергий. Религиозно-философская сущность символа наиболее полно выражается в имени. Имя вещи представляет собой метафизический принцип бытия и познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...