Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гегель. Философия истории.

Введение.

Тема - не общие размышления о всемирной истории, а сама всемирная история. Существуют три вида историографии: а) первоначальная история, б) рефлективная история с) философская история.

а) Первоначальная история. историки (Геродот, Фукидид, Гвиччардини и др.) описывали современные им события и были проникнуты тем же духом, что определил их специфику, перенося в сферу духовных представлений то, что существовало вовне. Дух автора и тех действий, кот. он описывает были тождественны. Он не прибегает к рефлексии, т.к. сам духовно сжился с тем, что описывает и не выходит за его пределы. Искажения, вносимые автором, не имеют особого значения, т.к. сами определенны общим для него и описываемого духом и культурой.

б) Рефлективная история. Это история, изложение кот. возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа. Имеет подвиды.

Всеобщая история (какой-либо страны или мира в целом). Историк подходит к обрабатываемому им материалу с чуждым для него духом. Здесь важны вырабатываемые самим историком цели, принципы и способ написания истории. При этом часто происходит навязывание истории чуждого ей духа. Будучи связана с продолжительными периодами она вынуждена отказаться от индивидуального изображения действительности, прибегая к абстракциям, позволяющим резюмировать богатое содержание.

Прагматическая история. Направленная на раскрытие в истории действующего в ней духа, с целью вынесение каких-либо “уроков истории”, в силу чего история наполняется современным содержанием. Но это выведение уроков невозможно, т.к. каждая эпоха определяется собственными специфическими обстоятельствами и является настолько индивидуальным состоянием, что необходимые решения, вытекающие из него действительны только для него. Эта история зависела от точки зрения автора и поэтому они плодились как котята, и когда все они приедались возникали проекты написания истории со всех возможных точек зрения. Но это лишь материал.

Критическая история. Здесь излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических повествований, определяется степень их истинности и достоверности (критика источников). Все заключается в проницательности автора, который выторговывает нечто не у предметов, а у произведений, и в силу ограниченности его способности к этому возникают множество неисторических вымыслов.

История частного, кот. представляет переход к всемирной истории (история религии, права, искусства напр.) Они имеют значение в той мере в какой направлены на выявление их причастности целому жизни народа, к его духу, выявление которого приводит к

с) Философской истории. Философия истории означает ее мыслящее рассмотрение. Однако, философия истории не предполагает ее конструирования априори, создания некой чистой истории. Она занимается действительной истории, вводя в нее единственное допущение (кот. для философии допущением не является), что разум господствует в мире и соотв. всемирно-исторический процесс совершался разумно. Разум - субстанция, так и бесконечная мощь, кот. является сам для себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как и бесконечной формой - проявлением этого содержания. Предметом его деятельности является он сам, а ее формой - история. Поэтому всемирная история возможна лишь как история всемирного духа, что и подтвердит ее рассмотрение. Это признание наличия разума в бытии зафиксировано Анаксагором в идее ума, и религиозной идеи провидения, кот. однако утверждает непознаваемость плана творения. Но поскольку история является историей духа, кот. себя осуществляет в истории, постольку ее возможно понять и это понимание определит укоренение духа в самом себе как присвоении им своего бытия, отчужденного в его собственной истории. Но для этого познания не достаточно веры в разум, рассматриваемой абстрактно, необходимо выявить разум в его определении. Это вопрос определения разума самого по себе относительно к миру совпадает с вопросом о конечной цели мира. Это требует определить каково содержание этой конечной цели и как оно осуществлялось.

Всемирная история свершается в духовной сфере, поскольку именно дух есть субстанциальный носитель истории. Соотв. необходимо выявить природу духа, средства реализации им своей цели и рассмотреть государство как полную форму реализации духа в наличном бытии.

А) природу духа (в противоположность материи) составляет свобода. В то время как субстанция материи находится вне ее, Дух есть у себя бытие. Всемирная история соотв. - обнаружение духа в том виде, как он вырабатывает в себе знание о том, что он есть в себе, т.е. свобода. Восточные народы знали, что один свободен (деспот), греки и римляне - некоторые свободны, а не человек как таковой (поэтому у них были рабы), лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет основное свойство его природы. В истории т.о. действует принцип свободы и всемирная история - прогресс в сознании свободы. Понятия свободы - один (Азия), несколько (Греция, Рим), все (герм.) указывают на необходимое деление истории в ее рассмотрении. Итак, определением духовного мира и конечною целью мира было признано сознание духом его свободы. Но необходимо определится в этом понятии свободы духа и рассмотреть средства, благодаря которым он реализует ее.

Б) Постановка вопроса о средствах, благодаря которым свобода осуществляет себя в мире, приводит к собственно историческому явлению. Если свобода есть внутреннее понятие, то средства есть нечто внешнее, что непосредственно обнаруживается в истории. Ближайшее рассмотрение выявляет незначительную роль в истории общей цели и преобладание частных интересов, страстей, характеров. Когда мы смотрим на историю как на такую бойню, где казалось бы без всякой цели приносятся в жертву все ее достойное содержание, встает вопрос: ради какой конечной цели все это происходит. Но этот вопрос разрешим лишь исходя из рассмотрения всех частных моментов как средств, рефлективный путь восхождения от частного к всеобщему был отвергнут с самого начала. Первый момент рассмотрения - принцип свободы, пока что является чем-то всеобщим, кот. как бы оно не было истинно в себе, еще не совсем действительно. Для того, чтобы он стал действительным, должен присоединится второй момент - обнаружение в действии, принципом кот. является воля, деятельность человека вообще. Благодаря этой деятельности, кот. есть потребность, стремление, склонность и страсть человека, только и могут реализоваться это понятие и сущие в нем определения, т.к. они имеют силу не непосредственно благодаря им самим. Поэтому в истории ничего не происходит без того, чтобы действующие индивиды не получали удовлетворения. Это частные лица с частными интересами, потребностями, мнениями, в силу чего можно сказать, что ничто великое не свершалось без страсти. Т.о. в наш предмет входят два момента - идея и человеческие страсти, где первый основа, а второй уток великого ковра истории. Страсть есть субъективная, формальная сторона энергии, воли и деятельности, определяющая следование человека одним целям в ущерб другим. Эта неизмеримая масса частных желаний, интересов и деятельностей является орудием и средством мирового духа, для того чтобы достигнуть его цели, сделать ее сознательной и осуществить ее. Истории принадлежит т.о. то, что подчинено разуму как в себе и для себя всеобщего и субстанциального. Этот разум имманентен в историческом конкретном бытии и осуществляется в нем и благодаря ему. Чистая цель истории поэтому не является содержанием частного интереса, хотя и осуществляется посредством него. Таким образом встает вопрос о соединении свободы (как частной деятельности) и необходимости (как внутренний, в себе и для себя сущий духовный) процесс, т.е. вопрос о совпадении единичного и всеобщего. Это соединение происходит в государстве как объективации свободы, которое процветает тогда, когда частный интерес достигает тождества с общим. Деятельность есть средний термин заключения, где один из крайних - идея, пребывающая неузнанной в глубине духа, а другой - внешность вообще, предметная материя. Посредством деятельности совершается переход общего и внутреннего к объективности. Но всемирная история не является ареной счастья, т.к. они моменты гармонии подобным пустым листам в силу отсутствия противоположности как исток развития.

Идея, направляющая развитие истории, определяет то, что действия людей имеют следствием часто иные результаты, чем те к которым они непосредственно стремились, достигали и желали. Удовлетворяя свои стремления, они дают реализоваться тому, что скрыто содержится в них, но не осознается и не входит в их намерения. Личности, реализующие подобные скрытые возможности, являются всемирно-историческими личностями, поскольку далее подвинувшийся в своем развитии дух является внутренней, но бессознательной душой всех индивидов, которая становится у них сознательной благодаря великим людям. Именно отношение этих личностей к тем возможностям, которым они дали реализоваться, определяет их статус, что исключает возможность их психологического рассмотрения, сводящего все их действия к каким-либо пошловатым мотивам, выявление которых позволило бы какому-либо морализатору почувствовать, что он лучше их. Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, т.к. всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания, осуществляемого тем, что частные интересы вступают в противоборство между собой. Сама же идея пребывает невредимой на заднем плане, что можно было бы назвать хитростью разума, как то, что заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве терпит ущерб. Часть таких явлений ничтожна, но другая положительна. Индивидуумы зачастую приносятся в жертву. Идея уплачивает долг наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов.

Но в индивидуумах есть часть не относящаяся лишь к случайностям страсти и счастья - это моральность, нравственность, религиозность. Благодаря им люди выступают не только как средства, т.к. реализуя свои частные цели, они приобщаются к целям разума, а как самоцели, не только формально, но и по содержанию цели. Поэтому моральность, нравственность и религиозность не принадлежат категории средства. Человек является целью в себе самом лишь благодаря тому божественному началу, кот. имеется в нем и кот. сперва было названо разумом, а после в силу того сто оно проявляется в деятельности и само себя определяет - свободой. Эти свобода, разум, добро в его конкретнейшим представлении есть бог, кот. правит миром, и содержанием его правления является всемирная история. Эта идея, кот. не является только идеалом, разрушает иллюзию, будто мир - безумный, нелепый процесс. Философия хочет понять эту историю и этом план, поскольку только то, что реализовалось из него - действительно; то, что не соответствует ему - лишь гнилое существование, т.к. право мирового духа выше всех частных прав.

С) необходимо выяснить какова та форма, кот. цель, достигаемая такими средствами, принимает в действительности.

Для достижения какой-либо субъективно конечной цели помимо средств требуется еще материал. Т.о. каков тот материал, в кот. осуществляется разумная конечная цель? Этот материал - сам субъект, потребности человека, субъективность вообще. Разумное осуществляется в человеческом знании и хотении как в материале. Субъективная воля т.о. рассматривается в той мере в какой у нее есть цель, являющаяся истинностью действительности, т.е. в той мере, в какой она оказывается великую всемирно-историческую страстью. Субъективная воля с одной стороны ограничена в своих страстях и достигает своих целей лишь в рамках этой зависимости, но, с другой, ей присуща субстанциальная жизнь, где она движется в существенном, кот. и оказывается целью ее наличного бытия. Это существенное есть соединение субъективной и разумной воли: оно есть нравственное целое - государство, кот. есть та действительность, где индивидуум только и обладает своей свободой и пользуется ей, причем она оказывается знанием всеобщего, верою в него и желанием его. Тем не менее, право, нравственность и государство являются не средствами осуществления субъективной воли как свободы, ограничивающие ее сферу для каждого конкретного индивида, но непосредственной положительной действительностью и обеспечением свободы. Та свобода, что ограничивается есть всего лишь произвол, относящийся к частностям потребностей. Субъективная воля - осуществляющее начало, идея - внутреннее начало, государство - наличная, действительно нравственная жизнь. Истинное - единство всеобщей и субъективной воли, а всеобщее существует в государстве, в законах, в общих и разумных определениях. Государство - божественная идея как она существует на земле. Так как государство означает общность наличного бытия, т.к. субъективная воля человек подчиняется законам, то противоположность свободы и необходимости исчезает. Государство не является механизмом подавления, а способом осуществления свободы. Разумное необходимо как субстанциальное, и мы свободны когда признаем его за закон и следуем ему как субстанции нашего собственного существа. Тогда объективная и субъективная воли примеряются и образуют единое невозмутимое целое (случай Сократа).

Но государство не тождественно совокупности наличных государственных учреждений, хотя последние и необходимы, но образует единую субстанцию, единый дух с его религией, искусством, философией и культурой вообще (не говоря о внешних факторах). Государство есть индивидуальное целое, из которого нельзя изъять и отдельно рассматривать такую часть как гос. устройство само по себе. Государство - разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода: духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому из государственных устройств народов с чуждым духом нельзя извлечь никаких уроков для своего, т.к. их функционирование определяется тем целым, что дало им существование. Поэтому исторический процесс изменения вообще совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы. Правда в философии (искусстве и науке) преемственность сохраняется, т.к. там дух себя сознает, и новая философия содержит в себя в снятом виде философии древних, кот. явилась ей необходимой основой.

Т.о. истории есть три момента - идея свободы как абсолютная конечная цель; средство ведущее к достижению этой цели, субъективная сторона знания и хотения со свойственными ей жизненностью и деятельностью; государство как нравственное целое, реальность свободы, объективное единство этих двух моментов. Т.о. история предполагает соединение объективной стороны, т.е. понятия, и субъективной стороны, кот. объективно существует как государство, являющееся основой других конкретных сторон народной жизни: искусства, права, нравов, религии, науки. Главной из этих форм сознательного соединения является религия, в кот. мирской дух сознает абсолютный дух и выражается в качестве представления и чувства в культе. Потом искусство, изображающее и созерцающее духовное в образе. Далее философия, укореняющая это соединение в мыслящем духе. Т.о. философия является высшей, свободнейшей и т.д. формой, т.к. дух там знает себя так, как он есть - мысль. Эти три момента составляют объективацию одного содержания - образования нации.

Представление о боге составляет общую основу народа. Поэтому государство основано на религии и его природа и конституции те же, что у религии. Так греческая и римская государственность связанна со спецификой их язычества, а католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. Жизненность государства в индивидуумах - нравственность. Объективная нравственность поэтому предшествует субъективной моральности.

Государственность есть духовная сущность индивидуума, кот. есть таковой поскольку причастен духу народа. Этот дух народа всегда есть определенный дух, коя определенность соотносится с исторической ступенью его развития. Поэтому рассмотрение тех или иных сторон существования того или иного народа должно рассматриваться при соотнесении их с его целостностью. Данное гос. устройство может существовать лишь при данной религии, так же как в данном государстве могут существовать данная философия и искусство.

Далее, определенный дух народа сам является лишь отдельным индивидуумом в ходе всемирной истории. Всемирная история - выражение абсолютного процесса духа, выражение того ряда ступеней, благодаря кот. он осуществляет свою истину, доходит до самосознания. Эти ступени реализуются во всемирно-исторических (индивидуальных) духах, в определенности их нравственной жизни, конституции, науки, искусства и религии. Реализация этих ступеней - необходимое развертывание духа (тожд. Логического и исторического).

Осталось рассмотреть ход всемирной истории.

Абстрактное изменение вообще, которое совершается в истории, издавна понимается как переход к лучшему. Но это изменение совершается не в природе, где ничто не ново под луной, а в духовной сфере. Эти изменения в человеке позволяют обнаружить иное определение, чем в чисто естественных вещах, а именно стремление к усовершенствованию, действительную способность к изменению. В принципе развития т.о. содержится дух, для кот. всемирная история - арена, где проходит его реализация. Этот процесс отличен от развития организма, кот. спокойно производит самого себя под действием внутреннего принципа (как зерно становится растением). Переход в духе совершается при участии сознания и воли, где дух имеет предметом самого себя, т.о. самому себе противопоставляясь. Поэтому развитие духа является не спокойным процессом, а тяжелой недобровольной работой, направленной против самого себя, и оно является не чисто формальным процессом развития вообще, а осуществлением цели, имеющей определенное содержание. Эта цель есть сам дух, содержанием кот. является он по своему существу, т.е. понятию свободы.

 Всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы. Первая ступень - погружение духа в естественность. Вторая - выход из этого состояния и сознание своей свободы. Но этот первый отрыв частичен. Поэтому 3 - возвышение от этой частной свободы до ее чистой всеобщности. Это основные принципы всеобщего прогресса, но каждая из них сама является процессом их формирования и диалектикой их перехода. Дух начинает развитие исходя из своей бесконечной возможности, реализуя кот. в истории, он полагает ее действительностью. Т.о. дух развивается как бы от несовершенного к более совершенному, причем первое содержит в себе как зародыш и противоположность второе в качестве стремления. Развитие определяется тем разладом в духе, кот. лежит в различии того, что он есть в себе и того, что он есть для себя.

Для философского рассмотрения история начинается с того времени как в мире начинается осуществляться разумность и свобода, являясь не только скрытой потенцией, но осуществляясь в сознании, воле и действие. Но свобода состоит в том, чтобы иметь такие общие субстанциальные предметы как право и закон, и создавать соотв. им действительность - государство. Народы не знающие государства т.о. относятся к доисторическому времени и в рассмотрение не входят. Государство же создает такое содержание, которое не только оказывается пригодным для исторической прозы, но и само способствует ее возникновению, т.к. в определения права и закона дух начинает сознавать себя как свободу. История т.о. есть история государственности. У Индии нет такой истории, хотя есть законы и государства (т.е. предварительные условия), т.к. ее государственность не успев возникнуть сразу же окаменела в кастовой системе.

Всемирная история т.о. излагает развитие сознания духа о его свободе и о производимой этим сознанием реализации. Развитие выражается в ряде ступеней, в ряде дальнейших определений свободы, вытекающих из понятия предмета. Логическая (диалектическая) природа понятия обуславливает его утверждение, снятие и содержательное обогащение, конкретизацию. Всякая ступень, отличающаяся от другой имеет свой принцип. Этим принципом является определенность духа - особый дух народа. Дух по существу дела действует, делая тем, что он есть в себе; т.о. он становится предметом для себя и имеет себя как наличное бытие пред собой. Разлад между тем, что дух есть в себе и тем, что он есть для себя (в действительности) устранятся и вместе с тем устраняется развитие. Каждый народ исчерпав свой дух вынужден в итоге сойти со сцены истории, предоставляя место дальнейшему развитию. Так наступает естественная смерть народов. Но умирает он не просто, т.к. не является исключительно отдельным индивидуумом, но есть духовная всеобщая жизнь - его естественная смерть является самоумерщвлением. Т.к. дух народа существует как род, то отрицание себя в нем самом осуществляется в его всеобщности. Насильственной смертью он может умереть только если уже естественно стал мертвым.

 В своей определенности дух выражает как конкретные все стороны своего сознания в религии, искусстве, политического строя, нравственности, науки и технического умения. Всемирная история не имеет дело с субъективной моральностью т.к. повествует не о индивидах, а о деяниях духа народов. У всех всемирно-исторических народов есть поэзия, пластическое искусство, наука и философия, кот. не только по стилю и направлению, но и по содержанию различны, кое различие есть различие разумности. Эта разумность или определенность духа может познаваться только духовно, мыслью.

Источником нового является мыслящее понимание бытия, которое осуществляясь в том или ином народе кладет его конец, т.к. этот вожделенный плод не может упасть не породившую его почву и для породившего его народа в нем же его гибель, но и рождение нового принципа. Принципы духов народов сами являются лишь моментами единого всеобщего духа, кот. через них возвышается и завершается в истории, постигая себя и становясь всеобъемлющим. Поэтому наблюдая прошедшее мы имеем дело с настоящим духа, т.к. каждая наличествующая настоящая форма духа заключает в себе все прежние ступени.

Географическая основа всемирной истории.

Связь духа с природой, хотя является чем-то внешним, но оказывается той почвой, на кот. совершается развитие духа и т.о. его основой. Идея духа проявляется в действительности как ряд внешних форм, каждая из кот. определяется как действительно существующий народ. Эта сторона существования дана как во времени, так и в пространстве в виде естественного бытия, и особый принцип, свойственный каждому всемирно-историческому народу, в то же время свойственен ему как природная определенность. Эти естественные различия есть особые возможности, из кот. развивается дух. Т.о. они образуют географическую основу.

Исходя из этого всемирно-исторических народов не может быть ни в холодном, ни в жарком поясе, т.к. там действие природы, в кот. первично отчужден дух настолько сильно, что он не может создать мир для себя, т.к. человек не в силах до конца удовлетворить свои естеств. потребности. Истинной ареной всемирной истории явл. умеренный климат.

Старый и Новый свет. Новый свет (Австралия и обе Америки) нов не только относительно его открытия, но и вообще, по всему их физическому и духовному характеру. Америка пока вторична, т.к. европеизирована. США (североамериканские соединенные штаты) страна будущего, но поскольку мы занимаемся лишь настоящим духа, она к рассмотрению не относится. Т.о. образом ареной мировой истории является Старый свет включающий три части (Европу, Азию, Африку), кот. образуют единое целое. Их отличительной чертой является то, что они расположены вокруг моря, кот. их соединяет (разделяют не реки и моря, доступные судоходству, а суша: горы и пустыни). Т.о. Средиземное море является центральным пунктом мировой истории. Дальняя восточная Азия удалена от всемирно-мирового процесса и не вмешивается в него, как и северная Европа, кот. лишь позднее начинает играть роль во всемирной истории, но в древности не принимала в ней никакого участия. Восточная Азия и страны, расположенные за Альпами, являются крайними пределами арены мировой истории.

Географические различия, имеющие значение для развития духа.

1. Безводное плоскогорье со степями и равнинами - обитатели кочевники, не существует правовых отношений, в истории играли лишь разрушительную роль (монголы и т.д.).

2. Низменности, переходные страны, расположенные в бассейнах рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, и т.д.). Оседлый образ жизни способствует созданию государств.

3. Прибрежные страны. Морские пути сообщения побуждают к разбою и торговле с риском для жизни, что возвышает, т.к. средства несоизмеримы с целью. Деятельность, связанная с морем, формирует особый дух, в силу чего прибрежные страны (не все (Китай не входит),а только те, кот. используют море) имеют совершенно отличный от стран низменностей дух.

Три географических принципа - 1. Скотоводство - патриархальная самостоятельность, 2. Земледелие и промышленный труд - собственность и отношение господства, 3. Торговля и судоходство - гражданская свобода. У первых нет истории, но есть импульс, кот. однако не имеет исторического содержания.

Африка. Три части: Подлинная Африка - к югу от Сахары, к северу - европейская Африка (всегда была колонизированной), и Египет. Первые две отпадают т.к. в подлинной Африке дух свободы еще не пробудился (законов нет, религии в собств. смысле тоже, искусство утилитарно) и рабство, в кот. они попали у европейцев им только на пользу, т.к. отчуждение их свободы дает им возможность осознать ее. Рабство в себе и для себя - несправедливость, т.к. сущность человека - свобода, но чтобы получить ее, он должен сперва дозреть. Вторая же - вторична как колонизированная. Остается только Египет, кот. чужд африканскому духу.

Движение всемирной истории шло с Востока (Азии) на Запад (Европу). Азия - Сибирь отпадает (холодно). Остается Китай, Индия, Вавилония, Передняя Азия. Передняя Азия относится к Европе, т.к. не удержала того, что есть в ней выдающегося, но передала его в Европу. В передней Азии возникли все религиозные и государственные принципы, но развивались они в Европе.

Европа. Нет таких различий как в Азии. Они устанавливаются иначе. Южная Европа обращенная к Средиземноморью. Сердце Европы - Галлия и т.д. (главные страны - Франция, Германия и Англия). Третья часть - северо-восточные государства Европы - Польша, Россия, славянские государства. Они поздно вступают в историю.

Деление истории.

Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.к. Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало. Именно на западе восходит внутренне солнце самосознания. Всемирная история - дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной воли. Восток знал и знает только, что один свободен, греч. и рим. мир, что несколько свободны, германский мир знает, что все свободны. Т.о. первая форма - деспотизм, вторая - аристократия, третья - монархия.

Следует отличать субстанциальную свободу от субъективной свободы, первая реализуется в государстве, вторая вторична первой. Объективная нравственность предшествует субъективной моральности. Государство - общая духовная жизнь, в кот. выражается их сущность и деятельность. Поэтому имеет значение является ли их жизнь чуждой рефлексией привычкой к этому единству или они являются мыслящими личностями и для себя существующими субъектами (Сократ, напр.).

Восток - детский возраст. В основе лежит непосредственное сознание, субстанциальная духовность, к кот. субъективная воля относится как верность, повиновение. В гос. жизни осуществляется разумная свобода, но не переходит в субъективную свободу. Один субъект признается субстанцией, кот. все принадлежит, так что никакой другой субъект не обособляется и не отражается в его субъективной истории. Нет индивидуального принципа, хотя есть его предчувствие, выражающееся во внешней борьбе таких государств с другими без внутренней динамики.

Средняя Азия. Отроческий возраст - задор и драчливость.

Греческий мир. Юношество. Формируется индивидуальный принцип и индивидуальности. Как и в Азии, принцип - нравственность, но он запечатлен в индивидуальности и выражает свободное хотение индивида. Происходит сочетание нравственной и субъективной воли - царство прекрасной свободы. Однако, эти два момента, разделенные в Азии, соединены непосредственно и наивно. Прекрасная нравственность еще не вырабатывалась путем борьбы субъективной свободы, не стала свободной субъективностью нравственности.

Рим - царство абстрактной всеобщности. Возраст возмужалости. Подчинение общей цели, причем индивидуум исчезает и достигает своей цели лишь в общей цели. Интерес обособляется от индивидуумов, но они получают в самих себе абстрактную формальную всеобщность. Всеобщее порабощает индивидуумов, им приходится отказаться в нем от себя, но зато они обретают всеобщность для самих себя, т.е. личность: они становятся юридическими личностями как частные лица. В той мере в какой индивидуумы подводятся под абстрактное понятие лица, этому же подвергаются народы, подчиняясь всеобщему и поглощаясь ее как масса. Рим становится пантеоном всех богов и всего духовного, но и эти боги и этот дух теряют свою жизненность. Возникает двойственность между целью государства как абстрактной всеобщностью и абстрактным лицом. Личность становится преобладающей и субъективная сила господства выступает в качестве принципа разрешения этой антиномии. Подавляя другие личности, она направляет отдельные лица искать утешения в частном праве, устанавливающем светское примерение. Но тогда становятся ощутимей страдания, вызываемые деспотизмом, и углубившийся в себя дух, покидает безбожный мир достигая в себе и для себя всеобщей субъективности, божественной личности. Светскому царству противопоставляется духовное царство, царство субъективности знающего себя в своей сущности подлинного духа. Наступает четвертый момент.

Германское государство. Старческий возраст - не характеризуется слабостью, но оказывается возрастом полной зрелости духа, в кот. он возвращается к единству как дух. Это государство начинается с примерения, совершающегося в христианстве. Но там оно совершается в себе. Для себя духовный мир оказывается противопоставлен светскому со всей его животностью. Светская жизнь должна соотв. духовной, но только должна. Духовная жизнь, погружаясь в мирское, отчуждается от себя, теряя всю свою силу. Эта испорченность духовной стороны, т.е. церкви, вызывает развитие более высокой формы разумной мысли - вновь углубившийся в себя дух делает свое дело в форме мышления и становится способным осуществлять разумное, исходя лишь из мирского принципа (смена католичества протестантством). Противоположность между государством и церковью исчезает, дух находит себя в светской жизни и организует ее как органическое в себе наличное бытие. Государство не стоит ниже церкви, церковь лишается привилегий, и духовное начало уже не чуждо государству. Свобода находит себе опору, свое понятие о том, как осуществлять свою истину. В этом цель всемирной истории. Такая история есть истинная теодицея Бога, т.к. все что совершалось в истории, было собственное его дело.

Восточный мир.

Китай, Индия, Персия, Египет как переход к греч. миру.

Греческий мир.

Римский мир.

Германский мир.

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”

 

Работа первоначально была опубликована в журнале Neue Zeit как критический разбор книги Штарке “Л. Ф.” (1885)

 

Главы не имеют названий. Всего их 4.

 

Глава 1. Отмечается революционный характер философии Гегеля. Согласно тезису о “разумности всего действительного и наоборот” и о “раскрытии действительности как необходимости”, по мере развития всё, бывшее прежде действительным, становится недействительным, утрачивает свою необходимость, свою разумность. По всем правилам гегелевского метода мышления, этот тезис обращается в “достойно гибели всё, что существует.” Истина, которую познаёт философия, представлялась уже не в виде собрания готовых догматических положений: истина – в самом процессе познания, в историческом развитии науки, никогда не достигающей состояния “абсолютного знания.”

Так обстоит дело во всяком познании, а равно и в области практического действия.

Однако в философии Гегеля была и консервативная сторона, связанная больше с его системой, чем с методом: каждая ступень исторического развития общества необходима и оправдана (время и условия её происхождения.) У всех философов преходящей оказывалась система: они возникали из непреходящей потребности духа преодолеть все противоречия, что означало бы достижение абсолютной истины и конец всемирной истории (новое противоречие.) Гегелем вообще завершается философия, с одной стороны, потому, что его система есть итог всего предыдущего развития философии, а с другой – потому, что указывает нам путь к действительному положительному познанию мира в науках и посредством обобщения их результатов при помощи диалектического мышления.

Подобное деление на метод и систему позволяет лучше определить её значение в теоретической жизни Германии 20 –30 гг. Младогегельянцы (Deutsche Jahrbuecher; Reinische Zeitung) и пиетисты: политика и религия. Критика первыми религиозных и философских позиций вторых привела многих младогегельянцев к англо – франц. материализму, однако это уже шло вразрез с г. системой по вопросу об отношении абсолютной идеи и природы.

Это противоречие и разрешило сочинение Ф. “Сущность христианства.” (1841) Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Вне природы и человека (её продукта) нет ничего кроме продуктов нашей религиозной фантазии. (Однако не стоит забывать, что та же книга оказала влияние и на “истинный социализм”/Карл Грюн/ с его “освобождением человечества посредством любви.”)

 

Глава 2. Критика христианства привела к чёткой постановке высшего вопроса всей философии об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа привёл к разделению философов на два лагеря: идеалистов и материалистов. Другая сторона этого вопроса – познание мира в наших представлениях и понятиях (вопрос о тождестве мышления и бытия). Агностицизм Юма и Канта преодолевается Гегелем с идеалистических позиций. “Самое же решительное опровержение этих взглядов заключается а практике (эксперименте и промышленности.)” Ф. Развивается от гегельянства к материализму, однако досадным образом смешивает материализм как мировоззрение и как определённую ступень его становления - “механический материализм” 18 века с его неисторическим взглядом на природу. Задача согласования науки об обществе, т.е. всю совокупность так наз. исторических и философских наук, с материалистическим основанием и не могла быть им даже поставлена.

Глава 3. Действительный идеализм Ф. выступает наружу в его философии религии и этики. Усовершенствование религии (сердечное отношение между человеком и человеком) должно привести к растворению в ней философии. Как бог в мировых религиях есть лишь результат абстракции, так и человек у Ф. абстрактен, есть только “мысленный образ”. В отношениях между людьми он видит только одну сторону – мораль. Однако его взгляды намного уступают Гегелю в плане содержания: лишь разумное самоограничение и любовь в общении с другими. Его мораль скроена для всех времён и народов и потому не применима нигде и никогда.

Надо было заменить культ абстрактного человека наукой о действительных людях и их историческ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...