Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противостояние механицизма и интуитивизма




Если целостность ренессансного мировосприятия не позволяла обособиться

непосредственно-интуитивному восприятию мира и расчленяю-

щему его анализу, то в XVII веке это разъединение произошло, порожденное

противостоянием сохранявшего свое влияние религиозного сознания и стремительно

развивавшегося научного мышления, непосредственно связанного с проникновением

механизмов во все сферы бытия, от производства до частной жизни горожан.

В уже цитированном исследовании истории техники в контексте развития европейской

культуры Л. Мэмфорд подчеркнул, что хотя «все инструменты современной технологии:

маятник, печатный станок, гидравлическое колесо, магнитный компас, ткацкое ремесло,

токарный станок, порох, бумага, не говоря уже о математических знаниях, химии и механике»,

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 252

— существовали уже в культурах китайцев, арабов, греков и были первыми шагами на пути к

машине, и хотя все эти народы «обладали большой технической сноровкой», однако только

народы западной Европы сумели поднять точные науки и технику на такой уровень, на каком

«весь их образ жизни был приспособлен к действиям и способностям машины».

«В техническом отношении, — писал Дж. Бернал, — это был век неуклонного прогресса,

как по масштабам, так и по достигнутым результатам», и его влияние на сознание

европейского общества едва ли не более значительно, чем во все предшествующие века —

начавшаяся механизация материального производства, мореплавания, военного дела, а в

известных пределах и быта меняла структуру общественного сознания и его проявлений в

науке, философии, искусстве: характерными его чертами оказывались неизвестные

ренессансной ментальности механицизм и аналитичность. Очень емко описал этот процесс

один из самых основательных его исследователей Б. Г. Кузнецов. Он отметил, прежде всего,

значение великих географических открытий, подготовивших эпохальные научные открытия

XVII века — века Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона, благодаря которым

европейцы «усвоили множество новых географических, геологических, физических,

химических и биологических знаний»; эти открытия и морская торговля дали толчок

мануфактурному производству и кораблестроению, сделавшему небывало быстрым

«технический прогресс»; в частности, именно запросы мореплавания обусловили успехи в

конструировании многих физических приборов — подзорных труб, секстантов,

навигационного инструмента. «Для механики, — подчеркивает историк, — наибольшее

значение имело спорадическое применение машин в мануфактурном производстве», и это

оказывало прямое влияние на развитие науки, в которой нуждались и металлургия, и

гидротехника, и строительство мельниц, и военная техника. «Динамика XVII в.,

подготовленная развитием прикладной механики и особенно

применением машин, сформулировала простые законы, которые стали идеалом научного

объяснения для всего естествознания на очень долгий срок». И именно «в этой атмосфере

механические знания стали механическим мировоззрением».

Для истории культуры чрезвычайно важен этот переворот — в точном смысле слова! — в

общественном сознании, в самой методологии мышления: если мифологическое сознание во

всех его модификациях, господствовавшее в доренессансной культуре, осуществляло

имманентную ему операцию перенесения на материальные объекты природы духовных

качеств человека (так рождались добрые и злые духи, из которых выросли затем

антропоморфные образы богов и чертей), то научное мышление в его первоначальной

механистической форме производило обратную операцию — переносило на социальную,

культурную, духовную сущность человека свойства и структуры материальных объектов, и

не только природных, биологических, типа гоббсовой метафоры «человек человеку волк», но и

технических, машинных! Так рождалась познавательная операция, которую в XIX веке назовут

«позитивистской редукцией», то есть сведением высшей формы бытия к низшей, сложного к

простому. Оно и неудивительно — познание простою легче познания сложного и потому

дается раньше, провоцируя науку при обращении к сложному переносить на него знание более

простого. Характерный пример — утверждение Т. Гоббса в полемике с Р. Декартом, что «Дух

есть лишь движение в определенных частях органического тела».

Вместе с тем, поскольку более простое не «атомарно», а неоднородно, его познание

требует анализа — то есть расщепления целого на части и все более и более глубокого

исследования каждой в расчете на то, что из последующего суммирования знания частей

можно будет получить знание целого. Только XX век, в учениях холизма и теории систем,

вскроет наивность таких представлений, установив, что целое больше, чем совокупность

составляющих его частей, — больше на их связи и взаимодействия, образующие структуру

целого. Но механицизм тем и отличается от системного мышления, что имеет дело с

механизмами, расчленение которых позволяет потом производить их сборку, заменяя в случае

необходимости вышедшие из строя части новыми. Именно так и рассуждал Т. Гоббс: «..Всякий

предмет лучше всего познается благодаря изучению того, что его составляет, подобно тому,

как в автоматически двигающихся часах или в любой сложной машине нельзя узнать

назначения каждой части и каждого колеса, если не разложить эту машину и не рассмотреть

отдельно материал, вид и движение ее частей».

Справедливо отметил в свое время Е. Ситковский, комментируя издание русского перевода

«Трактата о системах» Э. Б. Кондильяка: «объективные условия развития естествознания в

XVII-XVIII веках более благоприятствовали индукции и анализу, чем синтезу». Одна из

последних работ, специально посвященных данной теме, — содержательная монография А. Г.

Погоняйло «Философия заводной игрушки или апология механицизма». Однако два момента,

недостаточно акцентированные в литературе, следует высветить, изучая историю культуры, —

я имею в виду генезис данных ментальных структур и масштаб их проявления.

Размышление над первой проблемой сразу же направляется тем простейшим наблюдением,

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 253

что само понятие «механицизм» производно от слова «механизм»; и действительно, такой

метод мышления мог — и должен был! — сформироваться в эпоху появления разнообразных

механизмов в жизни общества, и не только в производстве, но и в военной технике, и в

торговле, и в быту, начиная с механических часов и кончая разного рода механическими

игрушками (вот почему неакадемическое понятие «заводная игрушка» могло быть вынесено в

заголовок только что названного, по содержанию вполне академического, исследования; его

автор убедительно показал, что в XVII веке часовой механизм воспринимался как «символ

мироздания», знаменуя «прощание с возрожденческой натурфилософией»; хотя «повсеместное

появление часов совпадает с началом Возрождения», подчеркнул он, только в середине XVII

века к часам был приспособлен в качестве регулятора точности хода маятник и изобретена

пружина, что «произвело революцию в часовом деле, многократно повысив точность и

удобство измерения времени»). Во всяком случае, никто не сравнивал ни строение мироздания,

ни устройство организма человека с работой часового механизма, как это сделал один из

величайших представителей философии XVII столетия Р. Декарт. Он мог сравнивать человека

вообще с машиной как «самодвижущимся механизмом» только потому, что ему и его

современникам были известны разнообразные «машины, изобретенные людьми». Французский

философ не был одинок в такой постановке вопроса — англичанин У. Гарвей, еще до классика

рационализма, в труде «Анатомическое исследование движения сердца и крови животных»,

чьи выводы были основаны на экспериментах, доказывал, что организм представляет собой

своего рода машину, в которой кровообращение осуществляется по законам механики. Сто лет

спустя Ж.-О. Ламетри опубликует трактат с вызывающим названием «Человек-машина».

Проникновение в саму структуру мышления европейцев таких качеств, как механицизм и

неразрывно с ним связанный аналитизм, дало о себе

знатьи в педагогическом программировании, и в политической идеологии и в

художественном творчестве. В литературе и искусстве, наиболее, казалось бы, чуждых

принципам анализа, расщепления целого на части, представлению организма как механизма,

XVII век сформировал жанровые структуры, которые образовывались именно эмпирико-

аналитическим путем: таковы испанская «плутовская повесть» и французский «комический

роман», строившиеся по принципу «нанизывания», как на нитку, по меткому сравнению В. Б.

Шкловского, множества эпизодов из жизни главного героя, а его характер «складывался» из

его действий в следовавших другом за другом эпизодах; таков был групповой портрет в

живописи, жанр родившийся в эту эпоху в Голландии и получивший распространение за ее

пределами: картина формировалась по-началу как такое же, но расположенное не в фабульном

времени, а в картинном пространстве, «сложение» портретируемых лиц. Этот эмпирически-

перечислительный художественно-творческий метод совпадал с тем методам индукции,

который Ф. Бэкон обосновывал, прокладывая дорогу опытному научному знанию.

Примечательно, что Рембрандт, нарушивший в «Ночном дозоре» данную традицию и

превративший групповой портрет в целостный образ коллектива стрелков, встретил полное

непонимание и неприятие заказчиков — художественное мышление гения опережает свое

время, но тем самым подчеркивает характер господствующего вкуса его современников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...