Предлагаемые обстоятельства спектакля
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя» [19, с. 1]. Этот афоризм Пушкина, Константин Сергеевич Станиславский положил в основу своей системы, изменив слово «предполагаемые» на «предлагаемые». Для драматического искусства актера, обстоятельства не предполагаются, а предлагаются. Предлагаемые обстоятельства – это события пьесы, ее факты, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы. Добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы, звуки и прочее, прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве. Станиславский необычайно широко охватывает все то, во что должен поверить актер. Работая над спектаклем, мы с актерами постарались определить три круга предлагаемых обстоятельств: – обстоятельства большого круга касаются общей ситуации окружения персонажа (город, страна, исторический период, политическая ситуация в стране и мире) Действие нашего спектакля происходит в годы Великой Отечественной войны в небольшом, оккупированном немцами, белорусском местечке. На улице зима. По внешнему виду персонажей, их поведению, разговорам, становится понятно, в какой тяжелый период им приходится выживать. – обстоятельства среднего круга касаются общей жизненной ситуации персонажа (его пол, возраст, семейная ситуация, социальный статус, окружение) Татьяна – молодая женщина, совсем недавно потерявшая единственного сына. И теперь она живет одной только мыслью – отомстить убийце. И именно поэтому в ее дом становится вхож немецкий комендант Вальтер Плинке. Тот самый фашист, давший приказ расстрелять десятилетнего мальчика. Николай (муж Татьяны) – советский солдат, в это момент воевавший в одном из партизанских отрядов, пробрался в родное местечко с жаждой возмездия. Агата – мать Николая, не понимает свою невестку. Стыдится ее. А Вальтер Плинке – более чем уверен, что ему позволено все. Ведь разве может быть чужим дом, в котором ты чувствуешь себя хозяином?
– обстоятельства малого круга касаются ситуации, происходящей с персонажем в текущий момент (где он находится, с кем разговаривает, что ему нужно от собеседника) Дни мучительного ожидания, унижения, терпения. На протяжение всего действия, Татьяна искала удобный момент для свершения возмездия. И вот он тот самый момент, ради которого ни жаль ни чего, даже собственной жизни. Повязав себе на шею пионерский галстук, Плинке сам себя приговорил к смертной казни. Которая и была приведена в исполнение Татьяной и Николаем.
Расстановка конфликтов в спектакле «Валодзеў гальштук» Конфликт спектакля – борьба советской женщины Татьяны против фашистской несправедливости, в лице которого, в данном произведении, выступает комендант Вальтер Плинке – немец отобравший жизнь у Володи, десятилетнего ребенка Татьяны. Конфликты данного спектакля полностью соответствуют конфликтам, которые присутствуют в пьесе: · конфликт между комендантом Вальтером Плинке и Агатой; · конфликт между Вальтером Плинке и Татьяной; · конфликт между Вальтером Плинке и Николаем; · конфликт между Николаем и Татьяной; · конфликт между Агатой и Татьяной; 3.5 Сквозное действие спектакля «Валодзеў гальштук» Сквозное действие спектакля – стремление матери, потерявшей единственного сына, отомстить за его смерть фашистам. Даже не смотря на то, что придется заплатить за это репутацией порядочной женщины, а может даже и собственной жизнью.
3.6 Событийный ряд спектакля «Валодзеў гальштук» Событие – происшествие, которое меняет линию поведениявсех действующих лиц и меняет их задачи. Событийный ряд спектакля «Валодзеў гальштук» имеет следующую структуру: Исходное событие – убийство немецкими солдатами пионера Володи. Основное событие – Татьяна приглашает коменданта Вальтера Плинке в свой дом с целью мести за смерть сына. Центральное событие – борьба между Татьяной и немецким комендантом. Финальное событие – убийство немецкого коменданта. Главное событие – побег Николая, Татьяны и Агаты из оккупированного немцами белорусского местечка в лес.
3.7 Жанр спектакля «Валодзеў гальштук» На протяжении всей жизни каждого из нас сопровождают его эмоции. А вот какие они – положительные или нет, это зависит от многих факторов. От ситуации, в которую мы ежедневно попадаем, от нашего к ней отношения. От людей, с которыми мы общаемся и так далее. Театр – это мир, как мне кажется, созданный специально для того, чтобы каждый из нас мог пережить в нем те события и эмоции (зависит от жанра спектакля), которых в жизни, в силу определенных обстоятельств, достичь не может или жутко боится. Всякое драматическое произведение непременно принадлежит к тому или иному жанру, имеет определенный стиль и носит на себе печать индивидуальной манеры автора. «…Среди особенностей любой пьесы существенное место занимает ее жанровая природа. Жанр пьесы должен найти свое выражение в жанре спектакля, и прежде всего в манере актерской игры. Но что же такое жанр? Жанром мы называем совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения…» [2, с. 293]. «…Но каким бы ни был жанр пьесы — простым или сложным, режиссер обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам должен глубоко и искренне пережить все отношения, все чувства автора к предмету изображения: его любовь и ненависть, его боль и презрение, его восторг и нежность, его гнев и негодование, его насмешку и печаль…» [2, с. 296]. Жанр спектакля «Валодзеў гальштук» – определен мною как трагедия.
Трагедия, благодаря которой, можно перенестись в то тяжелое, разрушительное, страшное военное время, увидеть происходящее глазами человека того времени, испытать неподдельные эмоции. И если это удается, значит, спектакль поставлен не зря. А творческий коллектив театра справился с поставленной задачей.
Характеристика действующих лиц спектакля «Валодзеў гальштук» Таблица №2
ГЛАВА 4 ВОПЛОЩЕНИЕ РЕЖИССЕРСКОГО ЗАМЫСЛА СПЕКТАКЛЯ «ВАЛОДЗЕЎ ГАЛЬШТУК» 4.1 Особенности работы с актерами над созданием сценических образов в спектакле «Валодзеў гальштук» Подобно тому, как живописец пишет свои картины – режиссер создает уникальный мир, название которому – спектакль. Ведь какому бы виду искусства не принадлежал художник, его призвание – творить прекрасное. Но в отличие от живописца, режиссер, для создания своих картин, использует вовсе не кисти и краски. Его основным материалом являются актеры – люди, способные пропустить через себя и прожить на сцене жизнь своих героев так, будто свою собственную. Актер находится в самом центре сценических событий. Он – живая связь между текстом автора, сценическим решением режиссера и восприятием зрителя.
Для актера, единственным инструментом и материалом для создания художественного образа является он сам – его жесты, мимика, голос, походка и, конечно же, его личность. Спектакль можно считать успешным, если зрители верят тому, что происходит на сцене. Сопереживают герою, волнуются за его судьбу. Но чтобы это произошло, актер должен много работать над собой. Читать исторические книги, знакомиться со временем, в котором жил его герой. Актеру нужно знать все о человеке, которого он изображает: кто этот человек, чего хочет и что делает для того, чтобы добиться цели. Он должен постоянно наблюдать за людьми, подмечать их особенности в движениях, поведении и т. д. Ведь актер должен жить жизнью своих героев из пьес или фильмов. Константин Сергеевич Станиславский говорил, что актер должен чутьем угадывать пульс жизни, вечно искать правду, борясь с неправдой. Актер ведет за собой зрителей, воспитывает их, помогает зрителям осознать свои недостатки и исправить их. Играя на сцене, актер импровизирует. Зная роль назубок, он каждый момент проживает ее будто впервые, словно не подозревая, что будет в следующий момент. Здесь необходима еще одна черта актерского таланта – непосредственность. Если в игре актера она отсутствует, мы видим на сцене лишь отрепетированные движения и слышим заученный текст. Именно это качество позволяет актеру в одной и той же роли быть немного «разным» и в каждом спектакле воссоздавать как бы впервые внутреннюю жизнь персонажа. Поэтому и зрители, даже зная пьесу наизусть, каждый раз благодаря талантливым актерам переживают ее события как бы заново. Действуя в воображаемом мире, актер верит в него как в подлинный. Вера в предлагаемые обстоятельства – важнейший элемент актерского искусства. Она сродни той искренней вере, которую проявляют дети в своих играх. Одно из важнейших «действующих лиц» спектакля – зритель. Без него игра на сцене – это только репетиция. Контакт со зрителем актеру необходим не меньше, чем с партнерами. И потому нет двух одинаковых спектаклей. Актер творит на глазах у зрителя каждый раз заново. Меняется зритель, – значит, в чем-то меняется и спектакль. Работа с актерами в спектакле «Валодзеў гальштук» велась достаточно слаженно. Актеры данного спектакля не являются профессионалами, и очень внимательно слушали режиссера, ловили каждое слово, старались наиболее верно выполнить задачу, поставленную перед ними. Роль коменданта Вальтера Плинке и Татьяны, давалась актерам не очень легко. Появлялись трудности в поиске образа своего персонажа, а позже с тем, чтобы полностью, до конца вжиться в этот образ. Но шаг за шагом, репетиция за репетицией – и вот уже виден результат ежедневного совместного труда режиссера и актерского состава.
Актерская игра – это тяжелый труд. Но если он наполнен вдохновением, смыслом и качеством, то актер обязательно будет вознагражден овациями зрителя. 4.2 Сценография спектакля «Валодзеў гальштук» Сценография – это живой организм, существующий на сцене на равных с актером, она имеет собственный голос. Современная сценография разнообразна и многозвучна. В сложном процессе создания сценического произведения, режиссер имеет дело с различными художественными компонентами, которые он должен привести в определенное взаимодействие. Поэтому от правильной планомерной работы с художником так же зависит успех спектакля. Иногда один, иногда вместе с режиссером, художник фантазирует, определяет место действия, находит нужные формы, свет и создает самостоятельное произведение искусства. Оно может быть и интересным, и свежим, и талантливым, но безотносительным к данному спектаклю, так как игнорирует живого человека, который должен потом «вписаться» в эту картину. Именно поэтому нужно очень точно определить функцию и место зрительских впечатлений в создании художественного образа спектакля. Само по себе, вне спектакля, оформление может и не представлять собой художественные ценности, ведь важно, чтобы оно «зазвучало» в полную силу во взаимодействии с общим замыслом, со сценическим решением спектакля, с его атмосферой, с действующим на сцене живым человеком. Сценография выполняет основную свою функцию, создает среду для действия актера. Сценическая декорация, только тогда не будет мешать театральному общению актера со зрителем, когда она будет в этом общении активно участвовать и аккомпанировать актерской игре. Декорация – это органичная часть спектакля, поэтому она не должна иметь художественной самостоятельности. Декорация помогает игре актера, здесь уже выявляется динамическая сторона декораций, так как ее части выступают в роли возбудителей сценического движения. Таким образом, мы видим, что значение декорации для актера и для зрителя очень важны. Но нельзя забывать, что в театре человеку-зрителю, прежде всего, нужен человек-актер. Ведь какие бы роскошные декорации не стояли на сцене, какими бы масштабами они не обладали, они никогда не раскроют своей красоты и своего назначения, если актер не обыграет их. Да, конечно первое, что видит зритель в начале спектакля – это декорации, красивую картинку. Но она быстро перестанет быть ему интересной, если его не впечатлит игра актеров. Задача режиссера – направить творчество художника на поиски такой внешней среды для игры актеров, которая помогла бы им раскрывать содержание каждой сцены, осуществлять заданные действия и выявлять через них свои переживания. Станиславский соглашался, что «пышная постановка, богатая мизансцена, живопись, танцы, народные сцены радуют глаз и ухо»; больше того, он признавал, что «они волнуют и душу», но считал при этом, что они «не проникают так глубоко в нее, как переживания артистов». Он утверждал: «Не режиссерская постановка, а они (переживания) вскрывают сердечные глубины артистов и зрителей для их взаимного слияния» [2, с. 307]. Разумеется, внешние формы сценической выразительности могут быть самыми разнообразными, и мера сценической условности в них может быть самой различной. Это зависит от особенностей драматургического произведения и его режиссерской интерпретации. Однако два закона внешнего оформления спектакля кажутся мне обязательными. Во-первых, режиссер и художник должны стремиться найти для актерской игры в данном спектакле такую внешнюю среду, которая помогла бы выявлению смысла пьесы и возникающих на сцене человеческих переживаний. Это стремление решительно не имеет ничего общего с желанием поразить зрителя внешними эффектами. Во-вторых, внешнее оформление в театре никогда не должно заключать в себе все, из чего состоит живущий в воображении режиссера или художника образ. Всегда следует оставлять кое-что на долю творческого воображения зрителя. Вещественный мир сцены должен будить фантазию зрителя в нужном направлении, чтобы она могла создать целое на основании тщательно подобранных художником характерных признаков. Нужно с доверием относиться к творческой фантазии зрителя. Вызывать в зрителе творческий процесс путем возбуждения в нем всякого рода чувственных представлений, воспоминаний и ассоциаций. В этом задача театрального художника, в отличие от художника кино, который всегда имеет возможность дать вполне законченную картину внешней среды. Художник должен сперва прочувствовать те представления о внешней обстановке, которые могут возникнуть у зрителей под воздействием авторского текста. Потом, прилежно посещая репетиции, понять, в какой степени игра актеров способна охарактеризовать обстановку и место действия. И только после этого он может решить, чем же он должен дополнить уже возникшие представления, чтобы в воображении зрителя родился вполне законченный, целостный образ. При создании декораций для спектакля «Валодзеў гальштук», у нас с художником-постановщиком стоял вопрос о том, чтобы более точно передать время и место, в которых жили наши герои. Декорации должны были полностью соответствовать обычной деревенской хате, оккупированного немцами, белорусского местечка, то есть создать атмосферу военного времени сороковых годов двадцатого века. Но при этом декорации не должны быть бездейственными. Чтобы декорации на сцене не были просто нагромождением, а помогали, своим присутствием, актерам. Мы хотели, чтобы сценографическое решение обыгрывалось актерами на сто процентов. Совместные обсуждения с актерами и репетиции в выгородке, помогли нам решить этот вопрос. Вместе с художником-постановщиком мы решили вопрос сценографии следующим образом: на сцене были поставлены ширмы, которые представляли собой стены небольшого дома, они были окрашены в определенный цвет, благодаря чему создавалось впечатление, что дом построен из бревен. Эти стены имеют дверной проем, завешенный шторками, в соответствии со временем. На одной стене висела фотография пионера Володи, на другой фото его отца Николая. Обстановка в «доме», не была изготовлена специально для спектакля. Для точного создания атмосферы мы отыскали вещи и предметы, соответствующие тому далекому времени. Это сундук, в котором Агата хранила дорогие ей вещи, стол, скамейки – все это когда-то действительно приносило пользу людям, а сегодня, как музейный экспонат, является памятью для нас. Старая керосиновая лампа, которая в начале планировалась просто как реквизит, своим бледноватым светом и легким запахом горючего, внесла огромный вклад в создание атмосферы. И как завершающий штрих, на планшет сцены мы постелили дорожки, тоже, кстати, видавшие не мало. Все это в общей композиции дало прекрасный результат – находясь на сцене в окружении этих декораций, невольно начинаешь верить в то, что ты попал в прошлое. Смены декораций у нас не было, так как все действие происходит в маленькой хате, оккупированного немцами, белорусского местечка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|