Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкально-шумовое решение спектакля




«Валодзеў гальштук»

Музыка – это искусство, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Как и другие виды искусства, она с большой художественной силой передает то, чем живет человек. Это могущественное средство общения людей.

Музыка воссоздает действительность, прежде всего, через ее отражение в восприятии и чувствах человека. Платон говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. Музыка помогает активнее вовлечь в творческий процесс не только артиста, но и зрителя. Насыщая спектакль песнями, танцами и просто музыкальным сопровождением, режиссер не только создает зрелище, которое интересно зрителю, но и помогает раскрытию смысла произведения.

Но в нашем спектакле, вместе со звукорежиссером, мы мало пользовались таким выразительным средством как музыка.

Перед началом спектакля, на закрытом занавесе мы пустили смонтированный трек. В него входила скорее даже не музыка, а звуки. Начинается этот трек с аудиозаписи прогулки по Кисловодскому парку советского времени (там слышны звуки гитары, мужские и женские голоса, детский смех), через несколько секунд эти звуки подавляет звук военного самолета, после чего начинаются бомбежки, стрельба, все мешается. Последний взрыв… и тишина… Начинается спектакль.

Почему-то при постановке этого спектакля мне не хотелось добавлять музыкального сопровождения ни для характеристики действующих лиц, ни для того, чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя.

И только в финале спектакля, когда все герои должны были появиться на сцене, было принято решение, что выходить они будут не все вместе, а по одному с небольшим интервалом, под вокальное (если так можно сказать) исполнение «Молитвы Пресвятой Богородице». Эта молитва выступала как символ души героев. Прошение о спасении… Последняя надежда каждого.

 

 

4.4 Световое оформление спектакля «Валодзеў гальштук»

Свет – одно из важнейших средств художественной выразительности спектакля. Световая аппаратура в театре сегодня чрезвычайно сложна и многообразна. Насчитывается несколько основных видов сценического освещения:

· верхний свет – осветительные приборы (прожектора и софиты) подвешиваются над игровой частью сцены в несколько рядов (первый план, второй план и т.д.);

· боковой свет – прожектора, установленные на портальных кулисах и боковых осветительских галереях;

· выносной свет – прожекторы, устанавливаемые вне сцены, в различных частях зала, в том числе – на специальных осветительских балконах. К выносному свету относится и т.н. рампа (франц. rampe, от ramper – отлогий спуск) – световая аппаратура, установленная на полу сцены по ее переднему краю и спрятанная за бортиком просцениума. Служит для освещения сцены спереди и снизу;

· горизонтальный свет – аппаратура, предназначенная для освещения горизонта – специальной декорации в форме плоской задней завесы (полукруглой или купольной);

· специальный свет – локальные источники света, вмонтированные в декорацию (канделябры, свечи, костры, фонари, факелы и т.п.), и изготовленные в соответствии с замыслом художника-сценографа.

При необходимости на сцене или в сценических люках устанавливается дополнительная световая аппаратура для создания специальных эффектов (локальная подсветка; освещение контражуром; световой занавес; стробоскоп – прибор для создания мерцающего, дискретного эффекта; и т.д.).

В процессе подготовки спектакля непременно проводятся световые репетиции, во время которых режиссер, совместно с художником-постановщиком и светорежиссером, устанавливают освещение для каждой сцены. Таким образом, составляется подробная световая партитура спектакля, определяющая порядок и комплектацию включения конкретных осветительных приборов; реплики (текстовые, пластические, музыкальные, монтировочные и т.п.), являющиеся сигналом для световой перемены; регулирование световых потоков; цвета светофильтров; интенсивность напряжения и т.д. Осветители, отвечающие за проведение спектакля, обязаны в точности соблюдать установленную партитуру.

Разрабатывая световое решение спектакля, мы с художником-постановщиком и светорежиссером заранее чётко распланировали, где именно будут установлены осветительные приборы, какой свет нужен, как он будет помогать в спектакле.

В начале спектакля мы создали игру света и цвета на фоне звуков, создававших атмосферу военных действий. В основном действии был задействован боковой свет. Он был направлен на сцену таким образом, чтобы создавалось такое впечатление, как от керосиновой лампы, создавая небольшой полумрак.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной закон всякого художественного творчества гласит: искусство – отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Правдиво показать явление жизни в его сущности, раскрыть важную для людей истину и заразить их своим отношением к изображаемому объекту действительности своими чувствами – ненавистью или любовью, в этом задача подлинного искусства.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля, с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы.

Режиссер, с помощью поставленного им спектакля, словно проводник, может увести зрителя в неизведанный для него мир. Именно он способен отмотать время назад на несколько столетий, рассказывая о смелых рыцарях и прекрасных дамах, о доблести и чести, о любви и предательстве, о сладком вкусе победы и о горечи поражений. Или наоборот, перенестись в далекое будущее, завораживая фантазиями того, что еще не произошло на самом деле, и поэтому так притягательно.

Работая в едином ключе с актерами, сценографом, звукорежиссером и другими создателями спектакля, режиссер способен не только отразить злободневность проблемы, раскрытой автором пьесы, но и показать свое отношение к этой проблеме.

После проделанной мною работы я с уверенностью могу сказать, что только глубоко и страстно переживаемое режиссером отношение к спектаклю, способно обеспечить остроту, яркость и выразительность формы.

Природа театра требует, чтобы весь спектакль был пропитан творческой мыслью и живым чувством, ими должно бать насыщено каждое слово пьесы, каждое движение актера, каждая мизансцена, созданная режиссером. Все это – проявления жизни того единого, целостного, живого организма, который получает право называться произведением театрального искусства – спектаклем.

О мастерстве художника удивительно хорошо сказал Лев Толстой: «… нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит. А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий, думать о своей походке и любоваться ею» [2, с. 304].

В этом году исполнилось 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Множество мероприятий и спектаклей по всей стране были посвящены этой дате, чтобы рассказать о том тяжелом времени, о людях, отдавших свои жизни во имя мирного будущего.

Спектакль «Валодзеў гальштук» – одна из первых моих режиссерских постановок. Еще многому предстоит научиться, однако как приятно осознавать, что именно режиссер способен при помощи поставленного им спектакля, поднять на поверхность, давно волнующие его проблемы. Вызвать у зрителей буйство чувств, показать мир, который в реальной жизни может быть спрятан за семью замками.

В работе над спектаклем «Валодзеў гальштук» моей главной целью было показать зрителю, какой подвиг был совершен советским народом, каждым человеком в отдельности, и еще раз напомнить о том, что наше мирное небо над головой, во всех смыслах – бесценно.

В процессе работы над дипломным проектом и постановкой дипломного спектакля нами полностью была достигнута цель работы и решены все поставленные в начале работы задачи. Сегодня спектакль «Валодзеў гальштук» с успехом идет на сцене Белыничского Районного Центра Культуры и филармонических площадках Белыничского района.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. – М.: Мир искусства, 2010. – 520 с.

2. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра: Учеб. пособие для спец. учеб. заведений культуры и искусства / Б.Е. Захава. – 4-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1978. — 441с.

3. Крапива, К.К. Избранные произведения / К.К. Крапива. – Мн.: Белорусская наука, 2008. – 628 с.

4. Крапива, К.К. Собрание произведений: в 6 т. / К.К. Крапива. – Т.6. Переводы, статьи, выступления, интервью, письма, дополнения – Мн.: Художественная литература, 2004. – 447 с.

5. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли: учеб. пособие для театральных вузов / М.О. Кнебель. — М.: Искусство, 1982. — 118 с.

6. Лавшук, С.С. Кондрат Крапива и белорусская драматургия / С.С. Лавшук. – 2-е изд. – Мн.: Белорусская наука, 2002. – 252 с.

7. Малочевская, И.Б. Режиссерская школа Товстоногова / И.Б. Малочевская – Спб.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003. – 198 с.

8. Немирович – Данченко, Вл.И. Театральное наследие: в 2 томах / Вл.И. Немирович – Данченко. – Т. 1: Статьи. Речи. Письма. – М.: Искусство, 1952. – 442 с.

9. Науменко, И.Я. Книга открывает мир: Литературно-критические артикулы / И.Я. Науменко. – Мн.: Художественная литература, 1978. – 302с.

10. Соболевский, А.В. Кондрат Крапива: Очерк жизни и творчества: Для сред. и ст. шк. возраста. / А.В. Соболевский. – Мн.: Народная асвета, 1989. – 222 с.

11. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – Москва: Вагриус, 2000. – 458 с.

12. Станиславский, К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика: Собрание сочинений в 9 т. / К.С. Станиславский. – Т. 2 – М.: Искусство, 1989. – 511с.

 

Электронные ресурсы

13. Белорусская военная газета [Электронный ресурс] – 2014. Режим доступа http://www.mod.mil.by/ru/vsr/people/krapiva. Дата доступа: 09.09.2015

14. Виноградов, В.М. Театральные здания вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] – 1997. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/OSVETITEL.htm. Дата доступа: 20.10.2015.

15. Крапива Кондрат Кондратович [Электронный ресурс] – 2015. Режим доступа: http://www.biografija.ru/biography.htm. Дата доступа: 09.09.2015.

16. Крапива Кондрат – первый народный писатель Беларуси [Электронный ресурс] – 2015. Режим доступа: http://fb.ru/article/204086/krapiva-kondrat-pervyiy-narodnyiy-pisatel-belarusi. Дата доступа: 09.09.2015.

17. Музыка как вид искусства [Электронный ресурс] – 2014. Режим доступа: http://reftrend.ru/335138.html. Дата доступа: 25.10.2015.

18. Станиславский, К.С. – Основы воспитания актера [Электронный ресурс] – 2010. Режим доступа: http://reftrend.ru/754660.html. Дата доступа: 08.11.2015.

19. Театральная школа – студия Скаена [Электронный ресурс] – 2007. Режим доступа: http://teatr.scaena.ru/page.php?id=319. Дата доступа: 08.11.2015.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...