Взаимодействие факторов. Виды взаимодействий.
Факторный эксперимент (ФЭ) – в экспериментальном плане к-рого учитываются изменения более чем одной НП. План ФЭ: указание условий, в которых сочетаются уровни двух или более переменных. n × m, где n – число уровней первого фактора, а m – второго. Контроль: функциональный контроль каждой НП происходит независимо от других (принцип изолированных условий), возможны все сочетания уровней каждого фактора. Гипотезы в ФЭ: 1. Гипотезы с одним отношением. Введение второй НП служит цели повышения внутренней валидности или расширения рамок обобщения.
2. Комбинированные гипотезы. В формулировках представлены направленные влияния каждой из НП на ЗП и возможные взаимодействия между экспериментальными факторами. Др виды уточнения, кот исп в факторных схемах – это контроль сопутствующих смешений и проведение многоуровневых эксп. Здесь нет множественных изменений НП и ЗП. Комбинированные гипотезы – каким образом НП сочетаясь др с др влияют на ЗП. Если несколько НП – то это факторный, т.к НП явл фактором контролирования (изменения) поведения. Планы с тремя НП При проверке гипотез, включающих комплексное влияние на базисный процесс более чем 2х факторов, реализация многоуровневых экспериментов становится затруднительной Факторные эксперименты, планируемые для проверки комбинированных гипотез, предполагают не только ОРД отдельных переменных, но и определение вида взаимодействия между экспериментальными факторами.
Взаимодействие – это разность между двумя разностями. Пример, который приводит Готтсданкер: эксперимент Гаффана с обезьянами и рассеченным сводом. Гипотеза: рассечение мозга влияет на ухудшение памяти: при этом нарушается узнавание, а не ассоциирование. Экспериментальная группа – обезьяны с рассечением свода в мозгу; контрольная - свод цел.
Для того, чтобы исключить влияние сопутствующей переменной на различия - влияние самой трепанации мозга при операции по рассечению свода на ухудшение памяти животного, трепанацию сделали всем обезьянкам. То есть, сопутствующая переменная задается во всех условиях, и различия в итоге должны быть обусловлены только влиянием НП. В эксперименте обезьянки решали две разные задачи, каждая из которых включала серию ознакомительных проб. При этом в 5 пробах предъявлялся предмет, под которым лежала сладкая кукуруза, а 5 последующих были пустыми. Далее перед обезьяной было две ячейки – одна закрыта медным диском, а в другой поочередно предъявляются те же предметы в том же порядке. И если предмет был тем, под которым в ознакомительной пробе лежала приманка, то она также под ним и лежала, если был другим – то приманка клалась под диск. ЗП в данном случае характеризовалась числом попыток, когда приманка была взята безошибочно. Здесь ставилась задача на ассоциацию. Далее в другой задаче проверяли способность к узнаванию. В ознакомительных пробах отсутствовали пустые, а при проверке давали пять новых предметов, за которыми приманке не было. То есть, обезьяна должна была узнать старые, а в случае новых находить приманку под медным диском. Контрольная группа решала обе задачи одинаково успешно (примерно 80%), а экспериментальная первую решала в 80%, а вторую – в 60%.
И здесь мы возвращаемся к определению взаимодействия. 88-62=26; 83-82=1; Взаимодействие = 26-1=25 Величина взаимодействия показывает, в какой мере результат рассечения свода зависит от предъявленных задач. Кол-во экспериментальных факторов определяет, сколько типов взаимодействий может быть установлено согласно полученным данным. Если НП две – то устанавливается между ними взаимодействие первого порядка. Если три – то м.б. взаимодействие как первого, так и второго порядка (как действуют все переменные). Третьего порядка.
Виды взаимодействия. 1) Нулевое/отсутствие взаимодействия. Отрезки рез-тов обеих групп параллельны. Действие второй НП оказывает одинаковое по величине влияние на ЗП при всех условиях первой НП. 2) Расходящееся взаимодействие (в случае с обезьянками). Вторая НП позволяет развести в значениях ЗП вклад со стороны базисной переменной и сопутствующих переменных. 3) Пересекающееся взаимодействие. Различия в рез-тах одинаковы, но противоположны по знаку. Это самое сильное взаимодействие. Пример: Обезьянки с рассеченным сводом могли бы не только хуже решать задачи на узнавание, чем обезьянки с нормальным сводом, но и лучше решать задачи на ассоциацию.
14. Основные квазиэкспериментальные планы Квазиэкспериментальные схемы организации сбора данных – к-рые позволяют проверять псих. гипотезы, ориентируясь на нормативы, сложившиеся при построении исследования и выводов на основе осуществления экспериментального метода. Предполагают снижение форм экспериментального контроля. Иногда вынужденное – при сложных зависимостях, чье моделирование почти невозможно. Иногда – изменение логики вывода. Квазиэкс-т в широком смысле – способы планирования и сбора данных, включающие элементы экспериментирования. Но не все его этапы. Квазиэкс-т в узком смысле – специфика форм организации исследования, если направлено на проверку каузальной гипотезы, но с недостаточным контролем за экспериментальным воздействием и побочными факторами. Примеры квазиэкспериментов в узком смысле: различные группы схем: - Межгрупповые схемы с полным контролем НП, но без выполнения условия рандомизации. - Межгрупповые схемы с аналогами НП (схема контроля пост фактум) - Схемы с одной группой испытуемых, в кот. представлены изменения, связанные с фактором времени (временной тренд). Условия НП в квазиэкс-те проявляют действия глубинных причин, полагаемых в качестве базисных переменных. Эксп-льные условия – для того, чтобы проявить это глубинное воздействие, но не осуществить. А.Фрейд – исследование рисунков детей, к-рые во время 2й Мировой Войны были в концлагерях или с матерями (этот фактор не контролировался психологом).
Базисная переменная (БП) - на нее воздействует НП. Соотносится с понятием базовых процессов. Базисный процесс – исследуемый псих. пр-сс, реконструируемый на основе теоретических предположений и установления связи между НП и ЗП. Базисная побочная переменная (БПП) – в контексте контроля за выводом (пост фактум) в квазиэксп. – это переменная внутренних условий, которая смешивается с основным изучаемым базисным процессом (субъектная переменная, фактор межиндивидульных различий). Цели и ограничения выводов при квазиэкспер. обусловлены след моментами: 1. Стремление исследовать сложные молярные каузальные зависимости, не воспроизводимые в лабораторных условиях, приводит к тому, что эксперименты проводятся в полевых условиях, где хуже контролируются случайности (смешения) 2. Для снятия такой угрозы валидности вывода, как знание испытуемого о самом факте экспер, проводится замаскированный эксперимент (слепой опыт - создание условия, когда факт проведения исследования и его цели неизвестны всем его участникам). 3. Испытуемые могут демонстрировать и др. тенденции в изменении поведения в силу актуализации особых видов мотиваций (напр, мотивация экспертизы). 4. Существуют зависимости, которыми управлять невозможно (внутренние, субъективные условия). В первых 3х случаях обычно применяют различные квазиэкспер. планы с недостатком контроля до осуществления экспер. воздействия. В дополнение к этим планам можно воспользоваться др. способами контроля – контроль с помощью дополнительного варьирования и статистического контроля. Для 4го случая применяют качественно иной способ контроля, а именно: контроль путем выбора «когда и на ком проводить измерения» (контроль пост фактум). То есть, экспериментатор подбирает группы людей для измерения ЗП, полагая различия уже состоявшимися или существующими безотносительно к плану исследования (пол, мотивация и проч). 2 осн. направления снижения форм контроля при формировании эксп. и контр. групп: 1) невыполнение условия рандомизации при отборе испытуемых; 2) рассмотрение в качестве аналога НП отличия между группами, которое вводилось как основание неэквивалентности групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|