Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия подбора групп по заданному признаку.




Подбор пар испытуемых – позволяет рассматривать квазиэксп. исследование как сходное с корреляционным. Признак, выбранный как вариата, здесь может формулироваться как аналог ЗП или как аналог НП (реконструируемая причинно-действующ. переменная). Испытуемые, подобранные в пару, будут отличаться по какому-то признаку. Именно различительный признак будет лежать в осн. отличия однородных групп в квазиэксп. Пример: Бандура и Уолтерс – связь подростковой агрессии с отвержением в семье. Подростки в каждой паре различались по показат. агрессии. Цель – задание различия между группами по контролируемой переменной – аналогу НП. Контроль эквивалентности – по ПП (ф-р межиндивидуальных различий).

План с неэквивалентной контрольной группой.

В педагогических исследованиях распространен план с неэквивалентной контрольной группой (один из квазиэкспериментальных планов со снижением контроля до организации воздействий). Если в эксперименте используются реально сложившиеся коллективы, например учебные группы, то экспериментальное и контрольное условия нельзя считать уравненными, так как между группами возможны различия, которые могут «наложиться» на изучаемую закономерность и обусловить неверные интерпретации. Измерение ЗП до и после экспериментального воздействия. Влияние фактора естественного развития. Включение неэквивалентной контрольной группы отвергает гипотезу о роли фактора состава групп и естественного развития.

3. Смешанный план контроля внешних и внутренних условий.

Переменная внутр. условий (индивидуальные особенности психологов в службе ЧС) смешивается с переменной внешних условий: например склонность к риску(внутр.) влияло на ЗП (решение о заключении под стражу), она смешивалась с переменными внешних условий (наличие свободных мест в клинике принудительного лечения, в какой ситуации применялось решение – ЧС или обычная)

Неэквивалентные группы различаются не по уровням экспериментальных воздействий, а по заданному экспериментатором параметру. Функциональный контроль уровней переменной (аналога НП) заменяет организацию воздействий.

Применение статистического контроля.

Увеличение числа испытуемых для выявления смешений БП с БПП. В отличие от КИ, здесь выводы строятся иначе. Одна часть квазиэксп. схем строится на осн. истинных (по Кэмпбеллу) эксп. планов, но здесь ограничения в контроле угроз валидности (напр, из-за неэквивалентности групп). Другая часть – включают только выбор исследователя, когда и на ком проводить измерения, характеризуется отсутствием экспериментального контроля. Здесь осуществляется статистический контроль – контроль после того, как завершена осн.эмпирическая часть исследования (контроль пост фактум). Для этого нужно дополнительно измерить БПП (источники смешений).

- Контроль пост фактум

Общая схема представляет собой систему сравнения влияния БПП, измеренных в качестве индивидуальных различий, на изучаемый базисный процесс.

Контроль за выводом включает 3 этапа:

1) Этап первоначального подбора групп с разным составом, отличающимся по ур-ням осн. БП;

2) Экспериментальное сравнение значений ЗП в этих группах, поиск «эффекта» БП;

3) Контроль смешений выявленного осн. эффекта с БПП.

- Временной тренд

Схема временных серий предполагает возм-ть многократного (длительного) измерения ЗП как до, так и после воздействия, рассматриваемого как экспериментальное.

Получаемые кривые отражают динамику врем. изменений – это и есть временные тренды. При анализе временного тренда время – аналог НП. Если эксп. воздействие в опред. промежуток времени изменяет высоту, то это нарушение временного тренда.

Лонгитюдные и кросс-культурные исследования как квазиэесперименты.

Кросскультурные исследования в психологии (ККИ) – это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели.

Культура понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых территориальной, языковой общностью и контекстными переменными.

6 глобальных культурных зон: Африка, Азия, Сев. и Юж. Америка, Австралия, Европа, Средиземноморский бассейн. Единицы анализа культур выделяют с точки зр. проверяемых гипотез.

2 тенденции при кросскульт. анализе:

1) предположение об универсалиях как общих хар-ках, сквозь призму к-рых можно оценивать разные культуры.

2) предположение о принципиальной уникальности культур.

Предпочитаемые методы: сравнительный анализ с позиции заранее выделенных общих и отличит. Хар-к; анализ индивидуальных случаев и ср-ва качественной методологии (номотетический подход – с т.зр. нормативности выборки и идеографический – с т.зр. особенность данного случая).

В качестве базисных пси процессов, обуславливающих кросскультурные различия, выступают контекстные переменные.

Контекстные переменные – это реконструируемые в ККИ однородные и сравнительно постоянные факторы, условия жизни людей, рассматриваемые как проводники влияния культуры на психические процессы, структуры и закономерности. они могут выступать аналогами НП.

Осн. проблемы организации валидного ККИ:

- обоснование контекстных переменных и фиксируемых пси показателей (как аналогов ЗП);

- установление связей между контекстными переменными и измеряемыми ЗП;

- рассмотрение конкурирующих объяснений.

Осн. аспекты планирования ККИ:

1) Содержательное планирование:

- какие выборки (культуры) будут представлены в схеме в соответствие с целями и соображениями удобства;

- какое кол-во уровней – сравниваемых групп;

- необходимое число испытуемых в выборке;

- решение вопроса операционализации измеряемых переменных (аналогов ЗП).

2) Формальное планирование: сочетание элементов межгрупповых сравнений, квазиэксперимента с временными сериями и лонгитюдного анализа.

По мнению ряда исследователей, число культурных единиц должно быть не менее трех: т.к. различия в двух группах м.б. связаны не с факторами культуры, а обусловлены внешними ПП (напр, соц. различия).

Классический лонгитюд означает «продолженное исследование» с многокрастной фиксацией показателей на одном и том же человеке или одной группе людей.

В общем виде к лонгитюдному методу следует относить группу методов, характеризующихся наличием нескольких повторяющихся измерений одной или более переменной на материале одних или схожих групп испытуемых.

В современных схемах достигается и другая цель – прослеживание отсроченных во времени влияний экспериментальных воздействий – что дает возм-ть проверки каузальных гипотез.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...